Педагогам с высшей квалификационной категорией придется подтверждать свой статус каждые пять лет

Статья из белорусской республиканской газеты "Звязда" в переводе на русский язык.

Присвоение учителю высшей категории не должно быть "пожизненной наградой". Такое мнение озвучил в прошлом году на пленуме ЦК Белорусского профсоюза работников образования и науки заместитель министра образования Казимир Фарино. "Сегодня высшую и первую квалификационную категорию имеют 74,6 процента от общего количества педагогических работников. Но все ли они соответствуют высокой квалификации? Не развратило ли наличие высшей категории педагогов в плане организации качественной работы?" - задавал отнюдь не риторические вопросы Казимир Фарино.

На итоговой коллегии своего ведомства министр образования Сергей Маскевич заявил, что должны быть установлены более высокие требования к оцениванию профессиональной компетенции педагогов. В связи с этим будет подготовлена новая редакция Положения об аттестации педагогических работников системы образования.

- Рабочий проект Инструкции о порядке проведения аттестации педагогических работников (кроме педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава ВУЗов) на присвоение им квалификационных категорий уже есть, и мы с ним ознакомлены. Однако не со всеми позициями мы были согласны, поэтому наши предложения и были адресованы социальному партнеру - Министерству образования, которое отнеслось к ним с должным вниманием, - рассказал журналисту "Звязды" заместитель председателя Центрального комитета Белорусского профсоюза работников образования и науки Роман Дапиро. - Раньше аттестация была правом педагога, а не его обязанностью. И если педагог хотел повысить свою категорию, чтобы получать соответствующую надбавку, он это делал. Сейчас, в соответствии со статьей 53 Кодекса об образовании, педагогические работники обязаны повышать свой профессиональный уровень и проходить аттестацию, то есть, прохождение аттестации перешло из категории прав в категорию обязанностей. Но тут уже возникает ряд вопросов. И мы настаиваем на том, чтобы все нюансы нашли отражение в Инструкции об аттестации.

Фактически предполагается, что будут сосуществовать два вида аттестации: первый - на присвоение квалификационной категории, который существовал ранее, - останется правом педагога. А вот второй вид - на подтверждение высшей квалификационной категории раз в пять лет - будет уже долгом. Но если педагогический работник в обязательном порядке должен подтверждать квалификационную категорию, то размер доплаты за нее должен стимулировать педагога к повышению своего профессионального уровня и присвоению ему более высокой квалификационной категории. А на сегодняшний день доплаты имеют скорее символический, чем поощрительный характер. В январе у учителей и воспитателей с высшим образованием доплата за вторую квалификационную категорию составляла 126 тысяч 768 рублей, за первую - 171 тысячу 600 рублей и за высшую - 263 тысячи рублей. Как видно, разница в размерах доплат за первую, вторую и высшую квалификационную категорию - минимальная. Мы считаем, что если к аттестации предъявляются более высокие требования, то должны быть предусмотрены компенсационные меры в виде значительного повышения размеров надбавок за квалификационные категории.

Далее: при получении высшей квалификационной категории, согласно проекту распоряжения, предусматривается обязательный квалификационный экзамен, хотя ранее педагогические работники со стажем работы в должности 10 и более лет имели право претендовать на высшую категорию вообще без сдачи квалификационного экзамена. И, чего скрывать, иногда к вопросу аттестации педагогов подходили на местах исключительно формально. Тем более не секрет, что в системе образования с каждым годом увеличивается количество учителей-пенсионеров и уменьшается количество учителей других возрастов. Поэтому каждый год мы фиксировали прирост педагогов с высшей квалификационной категорией, и через несколько лет могли бы иметь уже и 50, и 60 процентов педагогов высшей квалификации. Насколько это правильно - вопрос скорее к педагогической науке, но вопрос, как говорят, есть. Поэтому введение квалификационного экзамена при получении высшей квалификационной категории не лишено смысла. Однако как и где будет проходить этот экзамен?

Ранее квалификационные экзамены принимались на базе соответствующих республиканских учреждений, прежде всего Академии последипломного образования, а также региональных - областных и Минского городского институтов развития образования. Сегодня дискуссия сосредоточилась на том, а правильно ли, что экзамен на высшую квалификационную категорию будет приниматься только республиканскими комиссиями? Надо иметь в виду, что у нас отсутствует единая система организации командирования педагогических работников в учреждения, где проводятся квалификационные экзамены. И только в некоторых случаях такое командирование оплачивается. Бывают случаи, когда для возмещения командировочных расходов в учреждениях образования прибегают к стимулирующим выплатам, но чаще всего такие расходы ложатся непосредственно на педагогических работников. Обычно квалификационный экзамен рассматривался в контексте планового повышения квалификации на базе соответствующего учреждения.

Согласитесь: одно дело, когда сдать экзамен в Академии надо минчанину, и совсем другое - когда в получении высшей квалификационной категории заинтересованный учитель, например, из отдаленных сельских школ Гомельщины или Брестчины. Ему для этого надо будет ехать в Минск? Разработчики инструкции объясняют, что Академия последипломного образования будет только базой для формирования состава комиссии для принятия у педагогов квалификационного экзамена, а не местом его проведения. И эта комиссия будет выезжать непосредственно в регионы.

Если это так, то все должно быть подробно прописано в инструкции, должны быть четко определены источники финансирования как на случай командирования педагогического работника, который сдает квалификационный экзамен, так и на случай командирования членов комиссии. Надо иметь в виду, что члены комиссий - также работники учреждений образования и других организаций, поэтому нужно прорабатывать этот вопрос и с их нанимателями. Для нас эти вопросы очень важны...

- Но изначально предполагалось, что и первую, и вторую квалификационную категории также придется подтверждать...

- Авторы этой идеи руководствовались общими подходами к проведению аттестации на соответствие занимаемой должности, но мы имеем дело с совершенно иным видом аттестации. Поэтому профсоюз с такой позицией был категорически не согласен, так как введение обязательного подтверждения второй и первой квалификационных категорий стало бы значительным ухудшением правового положения педагогических работников.

Тем более что проектом инструкции предусмотрено право руководителя учреждения образования проводить один раз в пять лет обязательную аттестацию педагогических работников, которые снизили уровень своей работы, о чем свидетельствуют результаты их педагогической деятельности за этот период, и педагогических работников, которые имели перерыв в работе на педагогических должностях более чем два года. Это значит, что квалификационную категорию педагога могут снизить. Но для реализации этого пункта требуется разработка конкретных, абсолютно прозрачных и понятных всем критериев снижения результатов педагогической деятельности.

Считаем также необходимым сохранить модель организации деятельности аттестационных комиссий на базе учреждений образования, где работают соответствующие педагогические работники. Это позволит качественно сопоставить аттестационные материалы с реальными результатами педагогической деятельности с учетом мнения коллектива и профсоюзной организации.

А при подтверждении высшей категории в качестве формы аттестации оставить защиту собственного педагогического опыта на базе учреждений образования, где работает соответствующий педагогический работник.

- Роман Осипович, возможно, я ошибаюсь, но мне кажется, что и раньше у нанимателей было право поставить под сомнение квалификационную категорию педагогического работника?

- Теоретически такая возможность была, но на практике ей не пользовались, во всяком случае я не могу вспомнить за последние 10 лет хоть один случай, когда бы педагогу снизили категорию. Именно поэтому мы и настаиваем на разработке конкретных критериев снижения результатов педагогической деятельности, если уже введение такой нормы считается необходимым. К тому же, чтобы не допустить неоднозначность трактовки нанимателями результатов аттестации, мы предлагаем записать в инструкции четыре варианта решений, которые могут быть приняты по результатам аттестации. Первый - присвоить педагогу соответствующую квалификационную категорию. Второй - не присвоить соответствующую квалификационную категорию, подтвердив квалификационную категорию, которая была присвоена ранее. Третий - подтвердить квалификационную категорию, которая была присвоена ранее. И последний - снизить квалификационную категорию, которая была присвоена ранее, присвоив соответствующую квалификационную категорию, то есть присвоить первую или вторую квалификационную категорию. Разумеется, снизить вторую категорию невозможно, так как такая процедура влекла бы лишение квалификационной категории.

- На последней коллегии Министерства образования озвучивалось также намерение ввести квалификационную категорию учителя-методиста...

- Введение звания или квалификационной категории учителя-методиста станет дополнительным стимулом для того, чтобы учитель повышал свое педагогическое мастерство и свою квалификацию. Это будет еще одна ступенька, на которую сможет подняться талантливый учитель. Дело в том, что карьерная лестница в педагогике не очень длинная. Не все же педагоги хотят заниматься управленческой деятельностью: работать директорами учреждений образования, их заместителями, переходить на работу в отделы и управления образования. Творческому педагогу место, наверное, рядом с детьми в школе. Но такая работа должна достойно оцениваться и, соответственно, достойно оплачиваться. То есть мы должны создать ситуацию, чтобы учителю было куда расти.

Полагаю, что появление звания или квалификационной категории учителя-методиста позволит нам решить ряд вопросов, в том числе укомплектовать наши методические службы более квалифицированными кадрами. Уверен, что на такое звание должны претендовать прежде всего педагоги высшей квалификационной категории. Причем претендент должен быть не только одаренным педагогом, но он должен быть также готовым и способным транслировать свой опыт коллегам. Получение этого звания должно налагать как соответствующие обязанности на работника, так и давать ему определенные гарантии. Например, существенная надбавка за категорию учителя-методиста должна сохраняться за педагогом при переходе педагога из одного учреждения образования в другое, независимо от ее степени, а также на административную работу, в ту же методическую службу.

Низкий социальный статус представителей методической службы на сегодняшний день абсолютно не соответствует их реальной важности для отрасли, хотя и качество образования, и методическое сопровождение образовательного процесса, и аттестация педагогических работников напрямую связаны с работой специалистов методических служб. Это парадокс, но должности методистов вместо опытных педагогов с богатой практикой в некоторых случаях начинают занимать уже молодые специалисты. Причем это происходит в разных регионах. Но это ни в коем случае не должно рассматриваться как основание для пересмотра необходимости существования самой методической службы.

- Роман Осипович, но не у всех работников системы образования сегодня есть возможность получить высшую квалификационную категорию. Что будет с ними?

- Действительно, не могли до последнего времени получить высшую квалификационную категорию, например, учителя физического воспитания, но на уровне проекта этот вопрос уже решен. Проблематично получить квалификационную категорию многим работникам в системах дополнительного и дошкольного образования. Это связано с тем, что в этих сферах работает много людей без профильного педагогического образования. В тех же детских садах сегодня работают воспитателями специалисты с разным образованием, в том числе с юридическим, экономическим и т. д. Кружки и объединения по интересам у детей ведут специалисты с техническим, художественным, музыкальным образованием и так далее. Видимо, не все вопросы в этом разделе можно решить с помощью системы переподготовки, тем более, что работа в системе дополнительного образования не всегда стабильна. Рано или поздно эти проблемы тоже придется решать. Полагаю, что выход могли бы подсказать наниматели. Профсоюз для таких предложений всегда открыт.

Надежда Николаева. Газета «Звязда», 15 февраля 2012 года.
Оригинал на белорусском языке: zvyazda.minsk.by/ru/archive/article.php?id=93317&idate=2012-02-15

Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.