Проблемы системы дополнительного образования в Беларуси

Статья из белорусской республиканской газеты «Звязда» в переводе на русский язык.

Во время глобального развития интернета и компьютерных технологий завоевать, а тем более удержать внимание детей и подростков, довольно сложно. Поэтому многие учреждения дополнительного образования пытаются переосмыслить свои место и роль в новой системе координат. Между прочим педагогам, работающим в объединениях по интересам, не очень нравится сам термин «дополнительное образование»: мол, не правильно рассматривать эту сферу как некое дополнение к основному образованию. Поэтому они позиционируют свою отрасль как... образование для жизни.

Кто-то считает занятия в кружках и объединениях по интересам не более чем хобби или просто времяпрепровождением, но для многих они определили профессиональный выбор на всю жизнь: примерно 15 процентов студентов ВУЗов выбирают свои технические специальности именно под влиянием занятий в объединениях по интересам. На недавней коллегии в Министерстве образования, посвященной самым насущным проблемам системы, было озвучено много интересных фактов и цифр.


Сокращать... А может, сохранять?

Сегодня систему дополнительного образования детей и молодежи страны представляют 318 учреждений (3 республиканских и 315 региональных), что на 16 учреждений меньше по сравнению с 2013 годом. При этом наблюдается тенденция к увеличению количества многопрофильных учреждений дополнительного образования детей и молодежи — сейчас таких уже 58%. Среди однопрофильных учреждений — 4 центра (дворца) художественного творчества, 17 центров технического профиля, 24 центра экологического профиля, 62 центра туристско-краеведческого профиля и 20 центров физкультурно-спортивного профиля.

— Всего в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи всех типов занимается более 382,5 тысячи учащихся, — рассказывает заместитель министра образования Виктор Якжик. — Объединения по интересам посещает фактически каждый третий учащийся, однако по сравнению с 2013 годом их общее число уменьшилось на 10,3 тысячи. Данный факт можно объяснить рядом причин. Во-первых, за последние 5 лет количество учащихся уменьшилось в стране на 60 тысяч.

школьник с моделью-машинкой

Во-вторых, отдельные регионы подошли к вопросу оптимизации учреждений дополнительного образования без учета прогнозирования развития региональной системы дополнительного образования детей и молодежи. Произошло сокращение наиболее востребованных детьми учреждений дополнительного образования и объединений по интересам технического и туристско-краеведческого профилей. Были перепрофилированы объединения по интересам, не востребованные учащимися, и реорганизованы учреждения дополнительного образования со слабой материально-технической базой. В результате оптимизации количество объединений по интересам сократилось на 150 единиц.

Замминистра образования считает необходимым и дальше продолжать реорганизацию тех центров и туристических баз, которые не обеспечивают образовательный процесс на должном уровне. «Но надо исключить случаи необоснованной оптимизации, в результате которой теряются востребованные направления деятельности и значительная часть целевой аудитории», — предупредил Виктор Якжик.


Работа для одержимых

Ни для кого не секрет, что между школьным учителем и педагогом дополнительного образования существует принципиальная разница. Если первого дети не выбирают, а ходить в школу за знаниями — это их, так сказать, главная жизненная задача и даже обязанность, то заставить детей посещать кружок или секцию просто невозможно, если им там неинтересно. Педагогов, под руководством которых они занимаются своим любимым делом, дети выбирают себе самостоятельно. Они очень тонко чувствуют формализм и не прощают равнодушия взрослым. Важнейший аспект в деятельности учреждений дополнительного образования детей и молодежи — привлечение талантливых педагогов, которые любят и умеют работать с детьми.

— Нельзя отрицать, что сегодня существует ряд проблем в кадровом обеспечении учреждений дополнительного образования детей и молодежи, — признается Виктор Якжик. — Это недостаток педагогов, задействованных в объединениях технического, туристско-краеведческого и эколого-биологического профилей, текучесть кадров, уровень квалификации педагогических работников — резкое омоложение кадрового состава и отсутствие опыта работы у молодых специалистов,

Определенную долю педагогов системы дополнительного образования детей и молодежи составляют работники в возрасте от 45 лет и старше, имеющие высшую и первую квалификационную категории. Приходится констатировать, что высшая и первая категория — это своеобразный знак качества работы педагога, а удельный вес таких педагогов в системе дополнительного образования сегодня недопустимо низкий. Наибольший процент работников учреждений дополнительного образования составляют педагоги вообще без квалификационной категории — 41,9% от общего количества. Ввиду отсутствия профильного образования молодые специалисты просто лишены возможности претендовать на категорию. У них нет мотивации для саморазвития и повышения своей квалификации. Отсутствие категории отражается и на размере зарплат...

Как правило, в системе дополнительного образования остаются работать только очень одержимые и влюбленные в свою работу люди. Педагоги от Бога, настоящие энтузиасты. Многие из них сами являются воспитанниками этих учреждений. И именно к таким педагогам выстраиваются очереди из желающих у них учиться.

— Сохранить престиж учреждений дополнительного образования в молодежной среде без привлечения молодых кадров невозможно, — подчеркивает Виктор Якжик. — Как невозможно открывать без молодых педагогов новые, востребованные у подростков объединения по интересам, в том числе в сфере IT-технологий и робототехники.

С вступлением в действие Кодекса об образовании предполагалось, что педагог дополнительного образования станет равноправным членом в общей педагогической семье. Однако пока от переименования должности педагоги дополнительного образования ничего не получили, разве только моральное удовлетворение, так как «руководитель кружка» звучит скромнее, чем «педагог дополнительного образования». Переименование должности не повлекло изменений в условиях и порядке оплаты их труда, в продолжительности трудового отпуска. Это еще одна проблема, которая не решается несколько лет. Раньше у руководителей объединений по интересам было 42 дня отдыха, а сейчас — только 24.


Есть «Контакт»!

Государственные расходы на содержание одного учащегося в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи в 2014 году составили 1 млн. 980 тысяч рублей в год.

— Вынужден констатировать, что бюджетных средств не хватает в полном объеме на все статьи расходов. В этой связи по-прежнему актуальным остается вопрос развития внебюджетной деятельности самих учреждений дополнительного образования, — подчеркивает Виктор Якжик. — Наиболее эффективным способом пополнения бюджета являются платные образовательные услуги, культурно-массовые мероприятия, продажа изделий декоративно-прикладного творчества, ярмарки, прокат костюмов, концертная деятельность, сбор и сдача вторсырья, сельскохозяйственные работы, запись фонограмм, видеосъемки и т.д.

школьник с моделью самолета

Среди платных объединений по интересам особой популярностью пользуются такие, как «Школа раннего развития ребенка», «Парикмахерское искусство», «Школа юного модельера» и другие. Нередко сами родители подсказывают идеи новых направлений.

Еще один проблемный блок — материально-техническая база учреждений образования. Картина здесь неутешительная: износ большинства зданий, в которых расположены учреждения дополнительного образования детей и молодежи, составляет 60-70%. Средства на их капитальный ремонт выделяются в недостаточном объеме. Высоким остается также износ учебного оборудования, инструментов и инвентаря.

Но есть и положительные примеры. Так, в Минске в Центральном районе по спецпроекту построено учреждение дополнительного образования детей и молодежи «Контакт». В Щучине ведутся работы по реставрации исторического здания, в котором будет размещаться Центр творчества детей и молодежи.

Надежда Николаева. Фото Марины Бегунковой.


Справка

Количество учащихся в объединениях по интересам различных направлений:

  • Художественной направленности — 165 419 человек (43,2%);
  • Физкультурно-спортивной направленности — 52 243 человека (13,7%);
  • Технической и спортивно-технической направленности — 36873 человека (9,6%);
  • Туристско-краеведческой направленности — 37719 человек (9,9%);
  • Эколого-биологической направленности — 32053 человека (8,4%);
  • В других объединениях по интересам (интеллектуального, военно-патриотического, психологического, социально-педагогического, культурно-развлекательного направлений и др.) — 58 266 человек (15,2%).


Будь в курсе!

Психологи считают, что родители ни в коем случае не должны оказывать давление на своего ребенка при выборе того или иного кружка, клуба или секции. Только занятие по душе может принести реальную пользу. А определиться с выбором сразу могут не все. Находиться в процессе поиска — это нормальное состояние любого ребенка, который хочет самореализоваться. Родители могут ему в этом помочь, что-то подсказать, посоветовать, но их мнения и жизненный опыт не должны быть решающими при осуществлении выбора...

Надежда Николаева. Газета «Звязда», 21 мая 2015 года.
Оригинал на белорусском языке: zviazda.by/2015/05/84296.html

Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.