Кодекс об образовании заложил фундамент для образовательного права

Статья из белорусской республиканской газеты "Звязда" в переводе на русский язык.

1 сентября вступил в действие Кодекс Республики Беларусь, который парламентарии, не без гордости, называют Конституцией в образовании. Это целостный документ, регулирующий абсолютно все стороны образовательного процесса - от дошкольного воспитания до повышения квалификации и переподготовки кадров. Фактически вместо пятидесяти нормативно-правовых документов, которые были приняты за годы суверенитета Беларуси на уровне Президента или на уровне правительства, у нас появился один документ. Причем в Кодексе нашли отражение также и те вопросы, которые раньше, по разным причинам, оставались вне сферы регулирования.

Например, в Кодексе впервые вводится такое понятие, как "образовательные программы", которые подразделяются на образовательные программы основного, дополнительного и специального образования. Такой подход обеспечит реализацию на практике принципа академической мобильности и будет способствовать расширению студенческих обменов в русле принципов Болонского процесса. Впервые законодательное закрепление получила система дополнительного образования детей и молодежи, что раньше называлось внешкольным обучением и воспитанием.

Все граждане, обучающиеся в профессионально-технических, средних специальных и высших учебных заведениях, с 1 сентября будут заключать с учреждением образования договоры. Такие договоры будут подписывать все первокурсники дневной, заочной, бюджетной и платной формы обучения. В Кодексе правовое закрепление получила также идея интеграции среднего специального образования с профессионально-техническим и высшим. А все учреждения среднего специального образования сейчас переименованы в колледжи. Срок получения среднего специального образования составляет от года до четырех. Профтехобразование можно будет получить в срок от 6 месяцев до 3 лет. Всего предусмотрены три вида учреждений профтехобразования: профтехучилища, профессиональные лицеи и профессионально-технические колледжи. Прием на обучение - без экзаменов и без оплаты.

Существенным достижением Кодекса (нужно подчеркнуть, что это было сделано впервые на законодательном уровне) является регулирование вопросов дисциплинарной ответственности участников образовательного процесса. В законотворческой практике впервые определяется такое понятие, как "дисциплинарный проступок". За совершение дисциплинарного проступка учащегося могут наказать замечанием, выговором или даже отчислением (правда, отчисление грозит только старшеклассникам, которым исполнилось 16 лет). Из школы могут исключить в случае, если старшеклассник получит три годовые отметки "0". Кроме того, если ребенок пропустил в течение учебного года более 30 дней без уважительной причины, также может ставиться вопрос о его отчислении из школы. В вузах при итоговой аттестации положительными будут являться отметки не ниже "4" (четыре) балла.

Подробно прописаны в Кодексе права и обязанности студентов, а также полный перечень материальных поощрений "мучеников наук". Лишиться студенческого билета можно будет за академическую задолженность, неявку на экзамен, опоздания и пропуски занятий без уважительной причины, нарушения дисциплины, распространение информации, наносящей вред нравственному и физическому здоровью, неисполнение без уважительных причин законного требования педагогического работника, оскорбление участников образовательного процесса, порчу зданий, оборудования и другого имущества, курение в зданиях, общежитиях и на другой территории учреждений образования, потребление алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, употребление наркотических и психотропных веществ на территории учреждений образования или появление в упомянутых местах в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

Строго лимитировали разработчики Кодекса и возможное восстановление студентов вузов: если раньше с просьбой о восстановлении обращались нередко люди, которые бросили учебу 10-15 лет назад, то сейчас прописан конкретный срок - не более 3 лет при условии обучения на первой ступени высшего школы и два года - при получении высшего образования на второй ступени.

Однако есть и хорошая новость: для студентов улучшились условия получения академического отпуска. Помимо длительных и частых болезней и травм, основанием для временного (максимум год) отдыха от учебы может стать снижение работоспособности, а также любая другая уважительная причина по договоренности с руководством вузов. После окончания аспирантуры выпускникам, успешно завершившим курс обучения, но которые по каким-то причинам не смогли защитить кандидатскую диссертацию, будет присваиваться квалификация "исследователя". Такая квалификация будет означать, что человек имеет навыки исследовательской работы и может через какое-то время защитить свою тему кандидатской. Однако на этом этапе ему нужно трудоустраиваться. Квалификация "исследователя" позволит ему рассчитывать на рынке труда на особые должности - правда, для этого Министерство труда должно найти нишу для специалистов с такой квалификацией...

Согласно Кодексу об образовании, педагогические работники имеют право на защиту своего профессионального достоинства, творческую инициативу, свободу выбора педагогически обоснованных форм и методов обучения и воспитания, участие в управлении учреждением образования, моральное и материальное поощрение за успехи в профессиональной деятельности, а также на ежемесячную компенсацию расходов на приобретение учебной и методической литературы в порядке и на условиях, определяемых правительством.

Вместе с тем, усилились и требования к педагогам: педагогические работники обязаны сами вести здоровый образ жизни и пропагандировать его среди своих воспитанников, повышать свой профессиональный уровень и проходить аттестацию, уважать честь и достоинство учащихся и других участников образовательного процесса, проходит медосмотры не только при поступлении на работу, но и регулярно во время ее.

Впервые в Кодексе законодательно закреплена поддержка детей, достигших высоких показателей в учебной и общественной работе; детей, находящихся в социально опасном положении; детей, которым требуются особые условия воспитания.

Таким образом, Кодекс охватывает правовыми нормами абсолютно всю систему образования: он включает 17 разделов, 63 главы и 295 статей. Условия для получения образования созданы для всех: для сельских и городских жителей, юных и пожилых, здоровых людей и людей с особенностями физического и психического развития. В этом документе сохранены все лучшие достижения белорусского образования: государственная поддержка, доступность, бесплатность, справедливость при приеме, стабильность функционирования с учетом социально-экономических условий. Кодекс об образовании стал первым документом такого рода в мире. Аналогичные попытки предпринимались во Франции и Российской Федерации, но во Франции приняли только общую часть документа. А в России и вообще ничего не получилось...

Надежда Николаева. Газета "Звязда", 7 сентября 2011 года.
Оригинал на белорусском языке: zvyazda.minsk.by/ru/archive/article.php?id=85508&idate=2011-09-07

Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.