Аттестация педагогов: стоит ли овчинка выделки?

Статья из белорусской республиканской газеты «Звязда» в переводе на русский язык.

«Днем истины» станет 1 сентября 2014 года для педагогов, получивших высшую квалификационную категорию пять и более лет назад: те из них, кто до сих пор не подтвердит перед квалификационной комиссией свой «высший пилотаж» в профессии или просто не сочтет необходимым это делать, будут «разжалованы» — до первой квалификационной категории.

Напомним, что чуть более года назад начала действовать новая инструкция о порядке проведения аттестации педагогических работников. В Министерстве образования, где разрабатывался этот документ, посчитали, что высшая квалификационная категория не может быть «пожизненной наградой», а потому каждые пять лет педагоги должны свой профессиональный уровень подтверждать перед «высокой» комиссией.

Между тем, за год, что действует новая инструкция, обозначился ряд проблем, которые оказались в центре внимания участников «круглого стола», прошедшего в Центральном комитете Белорусского профсоюза работников образования и науки.


За что боремся?

— Фактически сегодня действуют два вида аттестации. Первый — на присвоение квалификационной категории, который существовал и раньше. И он по-прежнему остается правом педагога. А вот второй вид — на подтверждение высшей квалификационной категории раз в пять лет — стал уже обязанностью. Правда, изначально стоял вопрос о том, что и первую, и вторую квалификационную категории педагогам также придется регулярно подтверждать. Но это существенно бы ухудшило правовое положение большей части педагогических работников, поэтому мы предложили распространить такой порядок только на высшую квалификационную категорию и квалификационную категорию «учитель-методист». И Министерство образования прислушалось к нашей позиции, — подчеркнул в своем выступлении заместитель председателя отраслевого профсоюза Роман Дапиро. — Наша позиция была следующей: если педагогический работник обязательно должен подтверждать квалификационную категорию, то размер доплаты за нее должен стимулировать педагога к повышению профессионального уровня и присвоения ему более высокой квалификационной категории. Нам было обещано, что размеры надбавок за квалификационные категории будут существенно увеличены, но по сегодняшний день доплаты имеют, скорее символический, чем поощрительный характер. Проект нормативно-правового акта, устанавливающего новые размеры надбавок за квалификацию, был подготовлен, но согласования в облисполкомах не получил.


Переэкзаменовка для педагогов-пенсионеров

— В ЦК профсоюза не прекращается поток вопросов, касающихся аттестации педагогических работников. Много вопросов поступает от педагогов, имеющих высшую квалификационную категорию уже 20-25 лет, от педагогов предпенсионного и пенсионного возраста, — сообщила заведующая отделом социально-экономической работы ЦК профсоюза Валентина Герасимович. — Суть таких вопросов сводится к одному: зачем человеку, которому до выхода на пенсию остались год или два, педагогу, который уже вышел на пенсию, или педагогу, который работает в школе только временно (например, на месте «декретницы») идти на квалификационный экзамен? И мы вынуждены им объяснять, что для того, чтобы получать доплату за высшую категорию после 1 сентября 2014 года, ее придется подтверждать. Это обязательное условие для всех работников, независимо от их возраста. Дело в том, что работники пенсионного возраста имеют не только те же трудовые права, что и все остальные, но и одинаковые обязанности, в том числе и в плане повышения квалификации и подтверждения категории. Другое дело, насколько они могут быть заинтересованы в подтверждении высшей категории, учитывая мизерную доплату?.. В том случае, если педагог-пенсионер откажется от подтверждения, его квалификационная категория будет снижена до первой.

В общем, профсоюз считает, что, если в ближайшее время вопрос с увеличением надбавок за квалификационные категории не будет решен, есть смысл ставить вопрос об отмене обязательного квалификационного экзамена на подтверждение высшей категории. В конце концов, педагоги должны быть сами заинтересованы в повышении квалификации, но для этого необходимо задействовать в том числе и финансовые стимулы...


«Дошкольники» шлют сигналы «SOS»

Очень непростая ситуация сложилась сегодня в дошкольном образовании. Из-за очень низких зарплат дефицит кадров в этой системе приобрел уже хронический характер, но новый порядок аттестации проблему только еще более обострил.

— Обязательным условием допуска педагогического работника к аттестации на присвоение квалификационной категории является соответствие полученного образования квалификационным требованиям. Но ни для кого не секрет, что в детских садах работает много специалистов с непрофильным педагогическим образованием. Так, в детских садах Бреста только около 60% педагогов имеют «дошкольное образование», — сообщила заведующая яслей-сада № 69 г. Бреста Галина Янголенко. — Значит, 40% педагогов могут из системы образования уйти. Брестский государственный университет имени А. С. Пушкина выпустил в этом году только 24 молодых специалиста по профилю «педагогика детства». Поэтому, чтобы закрыть вакансии, в детские сады направляются выпускники других педагогических специальностей. И среди них много талантливых и перспективных педагогов. Но мы не сомневаемся, что после двух лет работы по распределению молодые специалисты систему дошкольного образования покинут, ибо права получить даже вторую квалификационную категорию у них нет. А у тех педагогов без профильного образования, которые уже получили вторую или первую категорию, нет никаких перспектив получить, соответственно, первую и высшую квалификационные категории. Таким образом, мы фактически теряем дошкольное образование, ведь кто завтра пойдет к нам работать?

Более того, в городе уже и некоторые заведующие детскими садами также собираются покинуть свою должность, чтобы перевестись в воспитатели. Все дело в том, что у заведующих отняли право получить или подтвердить высшую категорию. Директор школы, который параллельно с основной работой имеет 5-10 часов учебной нагрузки, может пройти аттестацию как учитель и получать квалификационную надбавку, а заведующему детским садом такую возможность не оставляют. Заведующий вправе только работать на замене своих педагогических работников, которые временно отсутствуют, что все и делают. На замене заведующие в городских садах отрабатывают от 30 до 50% нормы часов воспитателя на ставку, но это не дает им права аттестоваться как воспитателю. Поэтому наше предложение — вернуть право на получение квалификационной категории всем педагогическим работникам, работающим в дошкольных учреждениях, и позволить заведующим детскими садами подтверждать или получать категорию при определенном объеме педагогической нагрузки — например, если на замене воспитателей они будут работать 240 часов в год и больше.


Директор уже не педагог?

Между прочим, и с аттестацией директоров школ, профессионально-технических и средних специальных учебных заведений все неоднозначно. Так, руководителю учреждения образования для подтверждения высшей квалификации обязательно нужно работать еще и в должности учителя или иного педагогического работника. Хорошо, если директор школы сможет найти учебную нагрузку на четверть ставки, чтобы в качестве учителя сохранить свою категорию и доплаты, а если — нет? И что делать директору колледжа, который преподает дисциплину, не связанную с профилем полученной им специальности? Почему директор гимназии, который ведет всего 3 часа истории, но каждый год имеет победителей предметной олимпиады, лишен права подтвердить высшую квалификационную категорию? Одним словом, вопросов очень много...

Но, пожалуй, самым проблемным в новой инструкции стал 20 пункт, согласно которому педагог, который трудоустраивается в другое учреждение образования не путем перевода, может лишиться своей квалификационной категории. Например, если сокращенный учитель с высшей категорией идет работать воспитателем в школу-интернат, в дошкольное учреждение, в группу продленного дня или учреждение дополнительного образования, он может лишиться своей категории и ему придется начинать «карьеру» фактически с нуля: сначала отработать два года, чтобы претендовать на вторую категорию, затем еще три года, чтобы «замахнуться» на первую, и так далее. А все потому, что в его трудовой книжке написано «уволен».

Возможно, когда велась работа над новой инструкцией, никто еще не представлял себе масштабы оптимизации и реорганизации сети учреждений образования, но по факту сегодня многие педагоги вынуждены работать не по своему профилю, а там, где для них нашлась работа. Учитывая актуальность этой ситуации, профсоюз намерен добиваться изменения формулировки 20-го пункта, чтобы в дальнейшем у педагогов была возможность сохранить категорию не только в случае перевода работника.


Помогите обобщить опыт!

Что касается самой процедуры сдачи квалификационного экзамена в новых условиях, то, как выяснилось, для многих педагогов определенной преградой стала необходимость обобщения педагогического опыта. Педагоги свою позицию аргументируют следующим образом: мол, педагогика — та профессия, представителям которой постоянно приходится заниматься саморекламой. Они дают открытые уроки, участвуют в конкурсах, готовят своих учеников к участию в конкурсах и олимпиадах. Одним словом, находятся в состоянии оценивания постоянно, а не раз в пять лет... Поэтому предложить разработки своих уроков для педагога гораздо проще, чем сесть и на десяти листах бумаги оформить и изложить наработанный опыт. К тому же эта работа требует у учителя много времени и сил. Возможно, нужно было предусмотреть большую вариативность в проведении экзамена? Например, дать возможность учителю провести серию открытых уроков...

По мнению проректора Академии последипломного образования по научно-методической работе Галины Николаенко, письменное обобщение и оформление педагогами собственного опыта дает возможность записывания лучшего, формирования своеобразной копилки интересных разработок и идей, которые в дальнейшем могут стать основой для обучения других.

— Подтверждение квалификационной категории является общепризнанной мировой практикой. Сегодня по стране уже более 3,5 тысячи педагогов подтвердили высшую квалификационную категорию, не подтвердили ее только 6 человек из общего количества тех, кто сдавал экзамен. Я считаю, что это лучшее свидетельство того, что квалификационный экзамен не является наступлением на права учителя. Что плохого в том, если ваш опыт будет заслушан? — поинтересовалась у педагогов Галина Николаенко. — Экзамен на присвоение новой категории «учитель — методист» сдал уже 31 педагог. И поданы еще 44 заявки.

В течение года на базе Академии последипломного образования проводились также экзамены на присвоение педагогам высшей квалификационной категории. По состоянию на 11 ноября в Академии сдали экзамен 728 человек, из них не смогли доказать свое право на высшую категорию 126 человек, или 17,3% от общего количества. Главной причиной, по которой педагоги не набрали нужное количество баллов, стали проблемы с предметной компетентностью экзаменуемых. Правда, как отмечают в Академии, количество тех, кто не смог сдать экзамен на присвоение высшей категории, начало постепенно снижаться.

Обращают в Академии внимание и на еще одну проблему: 436 педагогов, которым были отправлены приглашения, на экзамен в Минск не приехали — а это, между прочим, 35% от общего количества приглашенных. Причины самые разные: болезнь, семейные обстоятельства, понимание ответственности мероприятия, к которому, возможно, педагоги не успели должным образом подготовиться.

Сегодня в Министерстве образования ведется работа над корректировкой инструкции. Пожелание педагогов — чтобы этот документ был максимально прозрачным, точным и понятным. Чтобы не приходилось читать что-то между строк или искать иной документ десятилетней давности, который объяснит некоторые положения инструкции. Например, инструкция предоставляет право руководителям учреждения образования направлять педагогических работников, которые снизили уровень своей работы, на подтверждение первой и второй квалификационной категории, но конкретных, абсолютно прозрачных и понятных всем критериев снижения результатов педагогической деятельности сегодня нет. Поэтому защищенности учителей этот пункт точно не способствует.

Председатель ЦК Белорусского профсоюза работников образования и науки Александр Бойко уверен, что аттестация педагогов является неотъемлемым условием повышения качества образования, но обойтись без задействования финансовых рычагов невозможно. Квалификационная категория должна быть не просто частью имиджа педагога, а гарантировать ему соответствующий уровень зарплат.

Надежда Николаева. Газета «Звязда», 22 ноября 2013 года.
Оригинал на белорусском языке: zviazda.by/2013/11/22820.html

Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.