Астрофизический портал | |
|
Насколько Беларусь готова придерживаться принципов Болонской системы?
Присоединится ли Беларусь к Болонскому процессу или останется на карте Европы «белым пятном»? Ответ на этот вопрос мы все получим уже в мае, на конференции министров образования европейских стран в Ереване, где будет рассматриваться белорусская заявка. Как неоднократно декларировалось, Болонский процесс открыт для всех стран, желающих в нем участвовать. Поэтому стремление Беларуси, которая находится в центре Европы, стать частью Болонского процесса вполне логичное и естественное. Но в 2012 году наша заявка была отклонена...
В эти дни в Беларуси находится делегация экспертов Совета Европы по образованию, цель которых — оценить готовность высшей школы Беларуси придерживаться общеевропейских образовательных ценностей и принципов Болонской системы. Вчера состоялась встреча европейских экспертов с руководством Министерства образования нашей страны.
— Наш визит в Минск — лучшее свидетельство того, насколько серьезно мы рассматриваем заявку Беларуси, иначе бы нас здесь не было, — заверил журналистов глава департамента образования Совета Европы Шур Берган. — Мы видим, что Беларусь очень хочет присоединиться к Болонской системе, причем видим это желание как на министерском уровне, так и на уровне академического сообщества. Но у нас еще остались вопросы, ответы на которые мы хотели бы получить.
О серьезности намерения Беларуси присоединиться к общеевропейскому образовательному пространству говорил и министр образования Михаил Журавков.
— Мы можем сегодня с уверенностью утверждать, что в стране полностью реализована двухступенчатая система образования: есть бакалавриат со сроком обучения от трех до пяти лет (в зависимости от сложности специальности) и магистратура, — рассказал Михаил Журавков. — Мы начали реализовывать систему непрерывного образования с учетом двухступенчатого высшего образования. На уровне защиты диссертаций введена возможность получения ученой степени доктора философии PHD. Кроме того, защита кандидатской диссертации по запросу претендента может проводиться и на английском языке. У нас действует система грантов для международных стажировок, мы развиваем участие студентов в управлении университетами. У нас создан Республиканский общественный студенческий совет, работа которого видна в социальных сетях... Серьезно мониторим ситуацию с участием студентов в советах университетов, чтобы их представительство соответствовало требованиям Болонской системы. Одним словом, последовательно выполняем ту программу действий, которую наметили и которую нам рекомендовали наши европейские коллеги.
Безусловно, у нас, как и у других стран, есть свои национальные особенности, которые нужно учитывать, но в целом рекомендации Болонской конвенции выполняются.
У европейских экспертов было много вопросов к министру образования. Их интересовали, например, перспективы внедрения кредитной системы (ECTS) в белорусских ВУЗах, которая является главным инструментом академической мобильности. Почему в Беларуси качество образования контролирует департамент, который подчиняется Министерству образования, в то время как в Европе для этих целей создано уже 30 независимых агентств? Есть ли в планах министерства намерения дать университетам большие полномочия в определении своей образовательной политики? Могут ли студенты объединяться в ассоциации, чтобы влиять на процессы, происходящие в университетах, в том числе и на качество образования?
Ректор Республиканского института высшей школы Виктор Гайсенок сообщил, что в наших учебных планах 30% учебного времени отводится на так называемый «ВУЗовский» компонент. Это делается для того, чтобы дать возможность университетам гибко реагировать и на потребности студентов, и на потребности рынка труда. На старших курсах у студентов есть возможность за счет выбора спецкурсов самостоятельно определять свою образовательную траекторию. Более того, сейчас разрабатываются новые образовательные стандарты, которые предусматривают, что курсы по выбору будут занимать на первой ступени уже 50% времени, а на второй ступени обучения — 70%.
Виктор Гайсенок констатировал, что нашей стране очень требуется помощь в разработке национальной рамки квалификаций, а также в подготовке преподавателей.
— Какие бы решения ни принимались на уровне министерства, они все равно преломляются через сознание и деятельность преподавателей, поэтому переподготовка преподавателей с точки зрения ценностей европейской высшей школы для нас очень важна, — подчеркнул Виктор Гайсенок.
А начальник управления высшей школы Министерства образования Сергей Романюк добавил, что кредитно-модульная система действует в белорусских ВУЗах уже два года и ее концептуальные подходы собираются записать и на законодательном уровне — в новой редакции Кодекса «Об образовании».
— Полагаю, что Беларуси сегодня гораздо проще, в отличие от стран, вступивших в Болонский процесс, когда он еще только развивался, — поделился своим видением руководитель департамента образования Совета Европы Шур Берган. — Так что не думаю, что дорожная карта для Беларуси будет более сложной, чем для других стран. Шур Берган предположил, что дорожная карта — хорошая идея, которая будет обсуждаться как с руководством Министерства образования, так и с преподавательским сообществом. «Это не новшество для одной страны, а обычный рабочий процесс присоединения», — подчеркнул он.
Глава департамента образования Совета Европы добавил, что 24-25 марта в Риге состоится заседание наблюдательной группы по Болонскому процессу, которая даст свои рекомендации конференции министров образования европейских стран по поводу заявки Беларуси. Но окончательное слово (о присоединении или неприсоединении Беларуси к общеевропейскому образовательному пространству) все равно будет за министрами...
Надежда Николаева. Газета «Звязда», 5 марта 2015 года.
Оригинал на белорусском языке: zviazda.by/2015/03/74239.html
Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии