Как присоединиться к Болонскому процессу и улучшить качество образования?

Статья из белорусской республиканской газеты «Звязда» в переводе на русский язык.

Как поменять на ходу у автомобиля колеса и не съехать в кювет?

На этой неделе в Ереване на конференции министров образования стран-участниц Болонского процесса будет рассматриваться заявка Беларуси на ее присоединение к общеевропейскому образовательному пространству. А накануне этого события в Минске на базе БГУ прошел двухдневный международный семинар, организатором которого выступили Европейский фонд образования, Всемирный банк, БГУ и Республиканский институт высшей школы. В центре внимания его участников оказались вопросы развития национальной высшей школы в контексте европейских стандартов: расширение академической мобильности преподавателей и студентов, новые принципы в обеспечении качества образования, приведение качества подготовки специалистов в соответствие с потребностями рынка труда и даже развитие у населения предпринимательской инициативы и роль в этом процессе университетов.


Количество или качество?

— Мы понимаем, что процесс интеграции в европейское образовательное пространство — очень сложный и, как следует из отношений с нашими коллегами, в разных странах, которые уже присоединились к болонской системе, существует широкий спектр проблемных вопросов, связанных с реализацией положений Болонской декларации, — подчеркнул первый заместитель министра образования Вадим Богуш.

Глава глобальной практики образования Всемирного банка Кристиан Аэдо: «Мы высоко оцениваем уровень развития системы высшего образования в Беларуси и уверены, что решение о присоединении вашей страны к Болонскому процессу значительно расширит возможности для белорусской высшей школы. Это будет принципиальный официальный шаг для ее интеграции в европейскую систему».

Основной вызов в сфере образования, с которым столкнулись все страны во второй половине ХХ века, — переход к массовому высшему образованию: за этот отрезок времени количество студентов увеличилось в мире с 13 до 82 миллионов! С одной стороны, это объективный процесс, ведь без высшего образования стабильное развитие в современном обществе не представляется возможным. Но с другой стороны, такая массовость создала множество проблем: с финансированием высшей школы, качеством образования, трудоустройством выпускников и многие другие.

Ректор Национального университета политических исследований и государственного управления, бывший министр национального образования Румынии Ремус Прикапие рассказал, что в 1990 году в его стране насчитывалось 38 государственных высших учебных заведений и ни одного частного. Сегодня же в Румынии функционируют 57 государственных ВУЗов и 81 частное учреждение. В 1990 году высшее образование получали в Румынии 168 тысяч студентов, а в 2008 году их количество доходило уже почти до 1 миллиона. Но в связи со снижением рождаемости в стране на 40 процентов количество молодежи уменьшилось и, соответственно уменьшилось и количество студентов: теперь в ВУЗах всех форм собственности обучаются 500 тысяч студентов. Столкнулась Румыния и с всплеском открытия частных ВУЗов — в 1993 году их насчитывалось уже 128! Естественно, что качество образования на фоне коммерческих интересов отошло на второй план. Поэтому пришлось наводить порядок в этом вопросе, чему поспособствовало создание независимого аккредитационного органа.


Коммерциализация высшей школы

— Тенденции развития высшего образования в нашей стране соответствуют мировым. Ее массовость повлекла за собой процессы коммерциализации и острую конкуренцию за человеческие ресурсы, — подчеркивает ректор Республиканского института высшей школы профессор Виктор Гайсенок. — Количество студентов в Беларуси выросло по сравнению с 60-ми годами в 8 раз! На 10 тысяч населения у нас приходится сейчас около 400 студентов, и по этому показателю мы занимаем четвертое место в мире вслед за Южной Кореей, США и Россией. Но есть один нюанс: примерно половина студентов получают образование заочно, а к качеству заочного обучения есть много претензий.

Только около 34% студентов ВУЗов обучаются за счет бюджетных средств. В государственных ВУЗах платят за свое обучение 53% студентов. Таким образом высшее образование у нас в значительной степени коммерциализированное. Наибольшее количество студентов изучают коммуникации, право, экономику, организацию производства, а в частных ВУЗах это направление абсолютно доминирует — до 95% студентов получают социально-экономическое образование.

По мнению Виктора Гайсенка, главная задача, которая стоит сегодня перед ВУЗами, — это качество и эффективность высшего образования.

— Если говорить о нашем качестве, то Беларусь по сравнению со своими соседями выглядит довольно неплохо в международных рейтингах университетов. Но есть и другие сведения: Всемирный банк проводил социологическое исследование по изучению уровня компетентности работников. И Беларусь в этом плане значительно отстала от своих соседей: около 70% руководителей компаний заявили, что навыки их работников являются существенным сдерживающим фактором для развития их предприятия, — подчеркнул ректор Республиканского института высшей школы.

Между прочим, прогнозная потребность в тех или иных специалистах отстает от реального выпуска ВУЗов в два раза. Это значит, что за 5 лет до выпуска нужных специалистов госорганы дают прогноз, который оказывается заниженным вдвое, что свидетельствует о проблемах в связях между рынком труда и высшей школой. Сейчас все страны пытаются решать аналогичные проблемы через национальную систему квалификаций и национальную рамку квалификаций, но мы в этих процессах существенно от всех отстаем.


Головная боль для ВУЗов

Государственные расходы на всю систему образования составляют около 40 триллионов рублей. А на высшее образование идет только 13% от этой суммы.

— Для нормального финансирования высших учебных заведений этих средств явно недостаточно, — уверен Виктор Гайсенок, — но в ближайшее время ситуация вряд ли изменится, поэтому надо думать, как более эффективно использовать то, что мы имеем. Фактор, вызывающий сильную финансовую нагрузку, — это платное обучение студентов в государственных ВУЗах.

На систему высшего образования из бюджета расходуется 5 триллионов рублей. Эти деньги должны направляться на обучение 34% от общего числа студентов, обучающихся за счет государственных средств, так как остальные должны сами за себя платить. Но студенты платной формы обучения вносят лишь около 30 процентов от суммы, выделяемой на обучение одного студента-«бюджетника». Все это создает дополнительную нагрузку на наши ВУЗы. И если такой подход сохранится и впредь, то не только обновление, но и сохранение основных фондов наших учреждений будет проблематичным.

Среди проблем, стоящих перед высшей школой, Виктор Гайсенок вспомнил также трудности в управлении, перегруженную структуру специальностей, отсутствие реальной свободы учебно-методических объединений и экономически затратную модель магистерской подготовки. На I ступени обучения в белорусских ВУЗах готовят по 382 специальностям, на второй ступени — по 331 специальности, а всего насчитывается более 1600 образовательных программ. И это количество явно завышено...

В некоторых группах по подготовке магистров обучаются всего по одному-два человека. В Республиканском институте высшей школы считают, что нужно отказываться от деления магистратуры на два вида — практико-ориентированную и научно-ориентированную.


Не выкинуть ребенка

— Как можно повысить качество образования? Мы связываем этот вопрос с формированием качественного контингента студентов и расширением применения целевой подготовки, — пояснил Виктор Гайсенок, — чтобы кадры готовились в соответствии с потребностями работодателей. Нужно разработать критерии для магистерских программ. ВУЗы должны кооперироваться в этом вопросе, так как далеко не все из них могут самостоятельно достойно подготовить магистров. Надо расширять ответственность и полномочия учебно-методических объединений ВУЗов и их руководителей, причем не только на бумаге.

— Присоединение к Болонскому процессу чрезвычайно важно для белорусской высшей школы — уверен Виктор Гайсенок. — Это даст нам возможность формировать адекватную современному этапу развития высшую школу и ликвидировать существующий разрыв с нашими соседями. Наконец, это вопрос повышения престижа и конкурентоспособности белорусского высшего образования на международном уровне. Когда инвестор присматривается к той или иной стране, он прежде всего думает, какие специалисты и с каким уровнем образования будут обеспечивать его бизнес.

Наша система образования стоит сейчас на распутье: какой будет высшая школа, скажем, через 10 лет, точно неизвестно. Но мы должны двигаться вперед, сохраняя все лучшее, что у нас есть, и отсекая все лишнее. Фактически мы должны как бы на ходу поменять у автомобиля колеса, но сделать это очень осторожно и аккуратно, чтобы он не съехал в кювет.

Надежда Николаева.


Справка «Звязды»

В 1999 году в Болонье состоялась первая конференция тридцати европейских министров образования. Принятая ими декларация «Зона европейского высшего образования» определила основные цели, ведущие к сближению и гармонизации национальных образовательных систем высшего образования в странах Европы и повышения конкурентоспособности европейской высшей школы. Сегодня Болонский процесс объединяет уже 47 стран.

Газета «Звязда», 12 мая 2015 года.
Оригинал на белорусском языке: zviazda.by/2015/05/83094.html

Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.