Астрофизический портал | |
|
Казимир Фарино: "Белорусский учебник по русской литературе лучше российского аналога..."
Какая судьба ждет "неперспективные" сельские школы? Что делается для улучшения качества школьных учебников? Будет ли переведено преподавание истории Беларуси исключительно на белорусский язык? Сохранится ли в школах в следующем учебном году музыкально-эстетическое направление и из каких источников будут финансироваться факультативы музыкально-эстетической направленности? Эти и многие другие вопросы поднимались на встрече заместителя министра образования нашей страны Казимира Фарино с представителями СМИ в Национальном пресс-центре.
Еще минус 114 школ
Как рассказал журналистам Казимир Фарино, за последние пять лет в стране было закрыто 460 школ и 543 учреждения образования пришлось реорганизовать: средние школы становились базовыми, а базовые - начальными. Правда, параллельно с этим в стране открывались также новые гимназии, лицеи и кадетские училища. Вместе с тем сегодня с наполняемостью до 50 человек в стране работают 594 учреждения образования, или 17% от общего количества школ, и 807 школ (23% от общего числа) работают с наполняемостью от 50 до 100 учеников. В подвозе школьников задействовано ежедневно 1200 автобусов.
Теоретически школы с наполняемостью до 50 учеников надо было бы закрывать, но уже известно, что в следующем учебном году будет закрыто только 114 школ и 96 - реорганизовано.
- Процесс реструктуризации сети учебных заведений всегда требует продуманных и взвешенных решений. И если такое решение принимается, то оно должно основываться на очень существенных, неопровержимых основаниях, свидетельствующих о нецелесообразности дальнейшего существования малокомплектной школы, - заверил Казимир Фарино. - Основные причины, по которым малокомплектные учреждения образования не планируется пока закрывать, следующие: 112 из них расположены в агрогородках, в 96 нет возможности организовать подвоз учащихся, поскольку радиус подвоза превышает 15 километров или учреждения образования расположены за рекой. 81 учреждение образования подлежит плановой оптимизации в другие сроки (к 2016 году). В 72 школах нет возможности трудоустроить педагогов. В 56 - отмечается стабильность или увеличение в окрестности контингента детей дошкольного и школьного возраста. 49 школ не подлежат оптимизации по другим причинам (из-за превышения проектной мощности учреждений образования, расположенных рядом, или если в эту школу организован подвоз детей из других населенных пунктов, где школы были закрыты еще раньше).
За что критикуют школьные учебники?
По словам Казимира Фарино, за последние 10 лет в Беларуси была создана национальная система учебного книгоиздания. Только с 2007 по 2011 годы было издано 742 наименования учебников и учебных пособий и 239 наименований учебно-методических пособий. Однако не секрет, что именно школьные учебники стали чуть ли не главным объектом критики в реформированной школе. За что только не ругают их учителя, репетиторы и родители: и за чрезмерный академизм, и за сложную для школьников терминологию, и за ошибки, и за отсутствие межпредметных связей.
- Категорически не могу согласиться с таким мнением и хочу сообщить, что, начиная с 2008 года, подготовка национальных учебников осуществляется только на конкурсной основе, - подчеркнул Казимир Фарино. - Главной целью конкурса является создание стабильных учебников высокого качества. Над некоторыми учебниками в Беларуси работают одновременно по 2-3 авторских коллектива. И, например, белорусский учебник по русской литературе российские эксперты признали лучшие российского аналога...
К подготовке и рецензированию учебных пособий у нас привлекаются победители и лауреаты республиканских конкурсов профессионального мастерства, известные учителя-практики и методисты. Естественно, что каждый учебник обязательно проходит опытную проверку, и если во время апробации учебника выясняется, что дети не понимают учебный материал, учителю трудно объяснить ученикам какую-то тему, то учебник отправляется на доработку. Национальный институт образования постоянно проводит мониторинг содержания учебников, что позволяет вносить необходимые коррективы при их переиздании. Более того, участие во всенародной экспертизе может принять любой желающий: для этого нужно зайти на сайт Национального института образования, чтобы оставить там свои замечания по поводу содержания того или иного школьного учебника. А репетиторов, которые чаще всего критикуют школьные учебники, мы неоднократно приглашали к работе над их созданием. Однако активности с их стороны не наблюдаем. Наверное потому, что критиковать всегда проще, чем создать качественный учебник...
Кто заплатит за музыкальные занятия в школах?
На вопрос, который касался возможного возвращения к преподаванию на белорусском языке во всех белорусских школах истории Беларуси и географии Беларуси Казимир Фарино ответил следующее:
- Стремление хорошее, и не исключено, что в будущем оно может быть реализовано. Но с 1 сентября текущего года осуществить такой шаг будет невозможно, поскольку здесь придется задействовать и финансовые, и кадровые ресурсы. Скажем, только для того, чтобы обеспечить учебниками по истории Беларуси на белорусском языке учеников 5-х классов по всей стране, требуется 1,3 млрд. рублей. Между прочим, история Беларуси преподается с 5-го по 11-й классы, поэтому для обеспечения всех школьников новыми учебниками требуется более 10 млрд. рублей. Сегодня у родителей и школьников есть право выбирать, на каком языке им изучать историю Беларуси: русском или белорусском. Мы анализировали ситуацию, и хочу сообщить, что на белорусском языке историю Беларуси изучают лишь немногим более 18 процентов учеников белорусских школ. В городских школах этот показатель еще меньше - только 5 процентов. А в сельских школах выбор в пользу изучения истории Беларуси на родном языке сделали 56 процентов учащихся.
Что касается сохранения в следующем учебном году в школах музыкально-эстетического направления обучения, то Казимир Фарино заверил, что никто не собирается ликвидировать то, что нарабатывалось годами и даже десятилетиями:
- Мы подсчитали, что в текущем учебном году музыкальным направлением в общеобразовательных учреждениях охвачены по всей стране 48 тысяч учащихся, хореографическим - около 55 тысяч, художественным - более 44 тысяч и театральным - более 8,5 тысячи. Однако речь идет не о базовом компоненте, а о факультативном приложении. Право принимать решение об открытии, закрытии и финансировании музыкально-эстетического направления в школах предоставлено местным органам власти. Такие факультативы могут финансироваться как за счет бюджетных средств, так и за счет привлечения внебюджетных, спонсорских средств и средств родителей. Скажем, если речь идет об организации индивидуальных занятий по освоению того или иного музыкального инструмента, то, не исключено, что и родителям придется что-то доплатить, если они, разумеется, хотят дать своему ребенку дополнительное образование. Мы подготовили уже "Методические рекомендации по организации факультативных занятий музыкального, хореографического, театрального и художественного направлений", с которыми каждый может ознакомиться на интернет-портале Министерства образования...
Надежда Николаева. Газета «Звязда», 17 мая 2012 года.
Оригинал на белорусском языке: zvyazda.minsk.by/ru/archive/article.php?id=97223&idate=2012-05-17
Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии