Дети не чувствуют барьеров

Статья из белорусской республиканской газеты "Звязда" в переводе на русский язык.

Это не просто учебное заведение с определенными достижениями. Это место, где формируются взгляды, где меняются стереотипы. Я хочу посвятить этот материал трем маленьким героям, каждый из которых, я думаю, способен дать свой урок.


Елисей: целеустремленность

Достижениям этого мальчика можно только удивляться. Он читает, складывает цифры. Обзавелся друзьями в интернете. И это притом, что у Елисея тяжелые нарушения речи, при которых он не может общаться со своими сверстниками, и слабые руки, чтобы писать в тетради. Для работы и общения он использует ноутбук, буковки и цифры на котором набирает подбородком.

С Елисеем мы познакомились на ... морском дне. Так оформлен класс, в котором в минигруппах занимаются детки, которые имеют проблемы в обучении или тяжелое нарушение речи. Мягкие стены, на которых можно нащупать различные фигурки, шариковый бассейн, ящик с песком, маты и ковер, стул для релаксации - все это используется не только для сенсорного развития, но и помогает детям усваивать разные науки. Причем те же математику и чтение дети могут постигать не только сидя за партами, но и, например, расположившись на ковре и слушая учительницу из-за ширмы, или смотря спектакль. Все же таким деткам даже высидеть урок уже испытание, диагнозы дают о себе знать, малыши быстрее устают. Поэтому ребята, которые имеют сложности в обучении или у них тяжелые нарушения речи, на предметах "математика", "русский язык", "человек и мир" занимаются с педагогом-дефектологом отдельно от своих здоровых одноклассников. Зато на уроках музыки, труда, искусства и на школьных праздниках больные и здоровые детки вместе.

25-я школа в микрорайоне Брилевичи, где есть классы с интегрированным обучением, в основном помогает ребятам с детским церебральным параличом.

Сегодня в 25-й школе три интегрированных класса, и рядом со здоровыми детками получили возможность обучаться 11 больных. Всего же в школе тысяча учеников.

Как здесь уверены, главное - придерживаться баланса - деток с особенностями не должно быть много, иначе это не будет интеграцией, и вряд ли такую организацию будут воспринимать как обычную общеобразовательную школу.

В одном классе максимум может быть четыре больных ребенка. Причем для них создаются условия, чтобы малыши не чувствовали себя изолированными. Так, дети с особенностями не учатся в одном месте - в течение дня им приходится несколько раз перемещаться через длинный школьный коридор, чтобы из классного помещения, например, попасть в класс коррекционного обучения. И в школе никого уже не удивляет, что по коридору проезжает коляска...

Интересно, что многие проблемы, которые рисовало сознание взрослых, как выяснилось, для детей не существуют. Так, в школе опасались детской жестокости или наоборот, ранимости, когда здоровые дети столкнутся с тем, о чем раньше не знали, и будут страдать. Но детскому населению школы чужие категории нормы - не нормы, они не обособляются от больных детей. Скорее наоборот.

Так, если Елисей приезжает на общие занятия, одноклассники окружают его. Облепляют, как муравьи, что-то рассказывают, понимают на уровне взглядов и жестов, стараются помочь. Мы видели, как малыши искренне радовались его приезду. Видимо, дело не столько в том, что в детях пробуждается сочувствие, тут что-то другое. Возможно, здоровые дети просто чувствуют, как Елисей ценит то, что они рядом.

- Елисей большой молодец. Он старается не только на уроках. Когда мальчик пришел к нам в школу, казалось, что с коляски, на которой его возят, он никогда не встанет. А сегодня его мать берет под руки и он передвигается. Возможно, то, что он находится рядом со здоровыми детьми, стимулирует его на такие подвиги. Если собрать одних больных вместе - то все разговоры и мысли будут только о болезнях. И совсем другое настроение и мотивация, когда рядом кипит жизнь, здоровая жизнь, - отмечает заместитель директора Татьяна Бондаренко.


Стас: оптимизм

Стасик первым начал разговор: "Эту статью я сохраню на память"... Думаю, что всему 1-му "Е", где сейчас учится этот жизнерадостный, общительный мальчик, очень повезло. Это как теплое солнышко, готовое со всеми поделиться своим светлым настроением. Стас в восторге от школы, он всегда ждет занятий, и на каком бы уроке мы его в этот день не встречали, мальчик всегда улыбался. Он даже матери говорит, что не будет болеть, чтобы не пропускать школу. И этот оптимизм - заразная вещь. Некоторые детки разделяют увлечения Стаса и даже могут выдать что-то вроде "это не школа, а сплошное удовольствие". На всех занятиях Стас вместе с одноклассниками, даже если у детей физкультура, он занимается рядом со своим тренером - делает адаптивные упражнения. Справляется ли Стас на уроках, интересуюсь у его мамы Елены Челядинской, которая сопровождает мальчика.

- Писать и читать он научился еще до школы. Единственная проблема в том, что ему трудно держать руку, чтобы писать. Любимый предмет у него - физкультура. Он видит, как все дети занимаются. И для него это стимул. Ведь он там, где все, он такой, как все! - замечает Елена Николаевна. - У сына изменилось отношение к детям. Его несколько раз обижали во дворе, на детской площадке, и он побаивался детей. Сейчас он думает по-другому, он уверен, что все хорошие, что все ему помогут. Когда мы идем на занятия, дети подбегают, здороваются, хватают его за руку, помогают дойти, усаживают, помогают книжки разложить. Раньше он боялся меня отпускать: были истерики, страх в глазах, слезы - мама всегда должна быть рядом, сидеть с ним на уроках. Теперь он даже говорит: "Мама, мне без тебя лучше, я с детьми играю".

- На ваш взгляд, что должно измениться в стране, чтобы дети с ограничениями могли себя комфортно чувствовать?

- Должно измениться отношение людей. Мы боялись, как дети будут относиться к больным малышам. Но у детей все нормально. Напрягает отношение взрослых. Больных детей многие воспринимают какими-то несчастными, бедными. А они ничем не отличаются от других, у них только проблема со здоровьем. Этим детям не нужна жалость, им это очень не нравится...

Конечно, комфортная интеграция - это еще и заслуга педагогов школы. Все же - большое мастерство так организовать учебный процесс, чтобы все чувствовали от этого только пользу. Тем более что здесь используются передовые технологии. Дети с удовольствием занимаются в леготеке. Разве те же первоклашки не полюбят школу, в которой, например, математику они усваивают за конструктором "Лего", причем в необычном классе, который скорее напоминает игровую комнату? Получается, что педагоги школы, ища технологии, которые помогали бы больным детям (работа с конструктором - это сенсорные занятия, которые очень полезны для деток с ДЦП), создают то, что служит для всей школы.

25-я школа - с художественным уклоном. И поэтому здесь для детишек с особенностями есть условия, чтобы заниматься арттерапией. И тут здоровые детки могут многому поучиться у больных. "У таких деток умственное развитие может идти впереди физического. Они нестандартно мыслят, у них нет столько стереотипов, как у здоровых малышей. Они из глины делают шикарные вещи, и многое из этого я использую в работе со здоровыми детками", - замечает педагог по керамике Ирина Фастовец.


Кристина: независимость

- Кристина, у тебя есть помощники? - интересуюсь у ученицы четвертого класса.

- Мне больше нравится, когда я все делаю сама, - обижается девочка.

Она без проблем передвигается по школе на коляске, догоняет на ней своих одноклассников и даже занимается бальными танцами на коляске!

ребенок-инвалид в школе

В школе создана безбарьерная среда. В коридорах и актовом зале есть пандусы, функционирует лифт. И, наверное, о создании такой безбарьерной среды должны позаботиться во всех школах. К сожалению, больных детишек не становится меньше, а в стране сейчас ведется программа, которая предусматривает закрытие специальных школ и максимальное распределение детей с особенностями по общеобразовательным школам... Кристина в 25-й школе занимается со второго класса. А до этого девочка была на надомном обучении, о чем может только с грустью вспомнить, что когда заканчивались занятия, учитель уходил, а она оставалась одна. Может, поэтому Кристина обожает школу и так ценит независимость.

Кстати, если эта девочка полностью со всеми препятствиями справляется сама, то здесь обучаются и дети, которым не обойтись без помощи. При каждом из таких учеников должен быть сопровождающий - это могут быть родители или помощник воспитателя. И школа с интеграционным обучением считает, что ей очень повезло, что Московский райисполком пошел навстречу и здесь открыта такая штатная единица, как помощник воспитателя. Но это один человек на всех детишек! Иногда ее рук не хватает, так как помощь может понадобиться нескольким детям одновременно.

И если вдруг такой человек заболеет - это катастрофа для школы. Тут уже подключаются все, даже директор. Детей передают из рук в руки.

Эту проблему надо решать. Кстати, за рубежом существует институт ассистента инвалида. Это не только возможность для детей с особенностями учиться в обычной школе, это еще и свобода для матери, которой, согласитесь, все же надо иметь время и на то, чтобы отдохнуть от своих проблем, и на то, чтобы почувствовать себя нужной в обществе, устроиться на работу.

- Надо поднимать престиж такой профессии и делать хоть немного больший заработок, - отмечает директор 25-й школы Марина Ильина. - Я думаю, что должен быть принят закон, в котором было бы прописано, что дети с ограничениями должны при себе иметь сопровождающего. Для детей это - руки, ноги, как для нашего Елисея - язык, так как первый год мать от него почти не отходила, причем больше для того, чтобы он осваивал программу. Она переводила то, что сын хочет сказать.

На мой взгляд, эффективнее было бы, если бы ассистент инвалида имел определенное образование, потому что он не только обслуживает детей - помогает дойти до столовой, туалета, - но и беседовать с ними. Во второй половине дня ассистенты могли бы и заниматься с больными детьми, и еще больше давать им.

Кстати, 25-я школа совсем еще молодая - она работает только третий год, и тем не менее, успела уже хорошо зарекомендовать себя, и количество родителей, которые сюда хотят отдать своих детей, с каждым годом растет.

- Интеграция - это лишь одно из направлений работы, не хочется его особенно выделять. В том и смысл интеграции, чтобы больные дети были не на каком-то особом положении, а на равных. Какой девиз указан на нашей эмблеме, так мы и строим работу, - вместе к намеченной цели. А цель у нас одна - хорошее образование, воспитание. Наш коллектив считает, что для всех детей нужно создавать хорошую школу, - уверена директор.

Мы хотим показать, что интеграция - это плюс учебному заведению. И одна, и другая сторона имеет выгоду. Дети с ограничениями могут получать образование в обычных условиях. Для детей здоровых - это отличный потенциал доброго сердца, воспитание, которое в других условиях невозможно.

Учителя даже отмечают, что детки в интегрированных классах сильно меняются, они становятся более внимательными друг к другу, чуткими, даже меняется их речь. Они чаще говорят "пожалуйста"...

Мы провели в школе почти целый учебный день. В голове уже вырисовалась определенная картинка - причем картинка не конкретной школы, а конкретной модели общества, где для больных нет ограничений. И тут мы заметили то, что заставило задуматься. На перерыве в коридоре играли дети. Возле колонны стоял мальчик. Он не может передвигаться без помощи, поэтому просто двигался вдоль опоры. В это время его одноклассники играли в догонялки. Но ограниченный в движениях мальчик тоже был в игре. Дети бегали вокруг него. Иногда они перебрасывались словами, обменивались какими-то жестами, смеялись. И именно в этот момент мы не просто поняли - почувствовали, что разницы нет.

Газета "Звязда", 26 октября 2011 года.
Оригинал на белорусском языке: zvyazda.minsk.by/ru/pril/article.php?id=87872

Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.