Астрофизический портал | |
|
Республиканский молодежный студенческий форум: бесплатные курсы иностранного языка не ценятся
Студенческую молодежь приглашают обсудить насущные проблемы в образовании
Могут ли студенты влиять на качество обучения? Насколько они задействованы в управлении своего ВУЗа? Что выиграла или проиграла Беларусь, которая пока не присоединилась к Болонскому процессу? Обо всем этом шла речь во время встречи министра образования Михаила Журавкова со студенческим активом в рамках Республиканского молодежного студенческого форума в Горках.
Все — в руках молодых
— Хочу быть с вами откровенным: система образования переживает непростые времена... Ее не критикует разве что ленивый: все знают, как лечить и как учить. И все стремятся давать нам советы. Вот почему для нас очень важно услышать голос молодых. Ведь именно вам в скором времени придется вступать в жесткую конкурентную борьбу и завоевывать место под солнцем, причем не только для себя, но и для нашей страны, — подчеркнул министр. — Я считаю, что у нас прекрасная молодежь. Не буду отрицать, что по сравнению с предыдущими поколениями вы стали более практичными. Хорошо это или плохо? Это факт, который нужно принять. Сегодня, в принципе, все зависит от вас самих. Все в ваших руках. Можно неплохо зарабатывать и в образовании, и в науке, причем зарабатывать своим умом. Однако мы наблюдаем дефицит молодежи и в образовании, и в науке. Происходит стремительное старение кадров. В ВУЗах нет так называемой «буферной зоны» между маститыми профессорами и молодым поколением преподавателей. И если завтра уважаемые преподаватели пойдут на отдых, то учить и двигать науку вперед будет некому. И эта проблема ляжет на ваши плечи...
Нереализованные возможности
— Мы пытаемся присоединиться к Болонскому процессу, но нас упрекают в том, что молодежь слабо участвует в управлении университетами. Причем есть разные мнения: одни говорят, что студентов к решению важных вопросов попросту не допускают, а другие — что молодежь сама не проявляет активности. Полагаю, что в словах и первых, и вторых есть доля правды, — подчеркивает Михаил Журавков.
По мнению министра образования, мы пока ничего не приобрели и не утратили от того, что не вошли в Болонский процесс. Безусловно, в его рамках повысилась бы академическая мобильность белорусских студентов, улучшилась бы узнаваемость белорусских дипломов, мы смогли бы привлечь к себе большее количество студентов из других стран. Но с другой стороны, возможность стажироваться в европейских университетах есть у наших студентов и сегодня. Например, фонд студенческих стажировок Министерства образования каждый год не выбирается до конца: выделенные на эти цели финансовые ресурсы остаются неосвоенными. В чем же причина?
Представители ВУЗов утверждают, что не могут найти студентов, которые соответствовали бы требованиям стажировки, в том числе и по причине слабого знания языка. Однако студенты, присутствовавшие на встрече с министром образования, с этим категорически не согласились. По их мнению, такое происходит из-за плохого информирования о стажировке. Многие из них даже и не слышали о подобной возможности за счет государственных средств.
Михаил Журавков уверен, что без знания как минимум одного иностранного языка невозможно в современном мире двигаться вперед и чего-то добиваться. И студенты должны это понимать. Причем увеличение часов на изучение иностранного языка или бесплатные языковые курсы в ВУЗах вряд ли помогут кардинальным образом решить эту проблему: то, что бесплатное, почему-то не ценится нашими людьми...
— Когда я работал первым проректором БГУ, мы организовали в университете бесплатные курсы иностранного языка для преподавателей. Заметили, что с каждым разом на занятия приходило все меньшее количество людей. А вот если человек оплачивает хотя бы 50 процентов от стоимости, то это его сразу дисциплинирует, — улыбается министр. — Уверен, что изучать иностранный язык нужно еще в школе, чтобы в университете его уже только совершенствовать, в том числе и за счет языковой практики.
Хорошо там, где нас нет
Существует взгляд, что стажировки в европейских университетах могут стать причиной оттока белорусской молодежи за границу.
— Для того, чтобы молодежь не стремилась уехать из Беларуси, надо создавать ей не искусственные препятствия, а условия для ее самореализации на родине. Я уверен, что тот, кто твердо решил для себя искать счастья в другой стране, обязательно туда поедет и будет работать там хоть грузчиком, хоть поваром, — подчеркивает Михаил Журавков. — Между прочим, за границей тоже не всегда сладко. И минусов может быть больше, чем плюсов. Учиться там точно не проще, а еще придется решать проблемы с поиском крыши над головой. Например, в той же Польше студенческие общежития стоят полупустые, ведь снимать квартиру дешевле, чем платить за студенческое общежитие. А у нас если в комнату общежития, где уже живут два студента, подселяются третьего, то возмущенные родители начинают жаловаться: мол, мы нарушаем санитарные требования, ущемляем интересы их детей. Интересно, а если бы это ваш ребенок остался без общежития и вы были вынуждены снимать ему квартиру в столице, вы также возмущались бы «плотностью заселения»?
«Двойка» преподавателю
«А почему студенты у нас не оценивают работу своих преподавателей? — поинтересовались участники встречи у министра. — Ведь таким образом мы могли бы непосредственно влиять на качество образования...»
— Трудно с вами не согласиться, — ответил Михаил Журавков. — Во многих европейских странах при оценке работы преподавателя есть графа для оценки его работы студентами. И в Польше преподаватель может лишиться своего места, если после первого предупреждения студенты снова выразят свое недовольство. Это заставляет всех ответственно относиться к своим обязанностям. Практика оценивания преподавателей студентами очень больно приживалась в Польше, Норвегии, Бельгии, США. А в БГУ все преподаватели выступили против, когда прозвучала такая идея. Но если Республиканский общественный студенческий совет, который мы создаем при Министерстве образования, выскажется в пользу привлечения студентов к оцениванию преподавателей, то мы обязательно вернемся к этому вопросу...
По словам Михаила Журавкова, основная задача студенческого совета — помочь специалистам в поиске конструктивных решений проблем, стоящих перед системой образования. В совет войдет по одному представителю от ВУЗа, независимо от количества студентов в конкретном учреждении. Каждое высшее учебное заведение будет иметь в нем один голос. Кандидат должен иметь опыт руководства студенческими организациями самоуправления, быть инициативным, активным и уметь организовывать обсуждения в социальных сетях.
Обратная связь
«Боевым крещением» для общественного студенческого совета станет проект «Образование глазами молодежи», который будет запущен в интернете в ближайшее время. Поскольку почти все студенты проводят время «ВКонтакте», площадкой для широкого общественного обсуждения насущных проблем, включения в него активной думающей молодежи и реализации молодежных инициатив станет именно эта социальная сеть.
— Один из вопросов, который я предлагаю вам обсудить, касается современной лекции. Какой она должна быть? Не секрет, что среди преподавателей есть консерваторы, которые не хотят отказываться от прежних методов работы. Но это действительно ужас — механически записывать за преподавателем лекцию. Поэтому не стоит обижаться на студентов, которые на лекциях у таких преподавателей сидят в своих планшетах или смартфонах. По моему мнению, наиболее продвинутая в подаче материала американская профессура: им присуща достаточно агрессивная форма подачи материала, они постоянно о чем-то спрашивают у студентов, втягивают их в процесс обсуждения — одним словом, не дают им заснуть... Нынешние старшеклассники уже не представляют себе изучение физики или химии без мультимедийных и интернет-технологий, — а тут увидят преподавателя ВУЗа у доски с мелом... Я считаю, что задача педагога — дать минимальный для дальнейшей жизни объем знаний и показать, как и где эти знания можно приобрести, как вывести одну формулу из другой, объяснить, как из большого потока информации добывать то, что тебе нужно.
Михаил Журавков предупредил молодежь, что от правильно сформулированных первых вопросов будет зависеть активность студентов в дальнейшем.
— Единственное, чего я боюсь, чтобы это обсуждение не превратилось в балаган. Чтобы студенты не оскорбляли своих преподавателей. Поэтому от модераторов, которые будут отслеживать мнения студентов своего ВУЗа, анализировать их и приводить к общему знаменателю все дельные мысли, зависит очень многое. Мне хотелось бы, чтобы обсуждение было конструктивным и чтобы высказанная позиция дошла до руководящих органов.
Хотелось, чтобы это был ваш проект, чтобы все увидели, какая у нас креативная и инициативная молодежь. Полагаю, что сегодня на встрече присутствуют и будущие деканы, и ректоры, а, может быть, и министр образования. Хотелось бы знать вас в лицо и по именам, чтобы мы могли вам доверять. Чтобы вы обеспечили нам спокойную достойную пенсию, а если вы еще и позвоните как-нибудь, чтобы с нами посоветоваться, то и вообще будет прекрасно, — пошутил напоследок встречи министр.
Надежда Николаева. Фото автора. Минск — Горки — Минск. Газета «Звязда», 7 февраля 2015 года.
Оригинал на белорусском языке: zviazda.by/2015/02/70924.html
Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии