?Стране требуются инженеры, технологи, агрономы

Статья из белорусской республиканской газеты «Звязда» в переводе на русский язык.

...Но их подготовка не выгодна для ВУЗов

«При планировании контрольных цифр приема руководители учреждений образования должны уйти от корыстных интересов (заработать побольше денег на престижных специальностях) и руководствоваться интересами государства. Престижными должны стать те специальности, которые требуются экономике и где ждут молодых специалистов», — заявил первый заместитель министра образования Александр Жук на коллегии своего ведомства, посвященной совершенствованию объемов и структуры подготовки кадров в учреждениях профессионального образования.

При распределении цифр приема на всех уровнях профессионального образования в 2014 году будут учитываться четыре основных параметра: предложения работодателей в виде договоров и заявок на подготовку специалистов и рабочих (служащих), результаты распределения предыдущих лет, показатель безработицы на рынке труда и демографическая ситуация.

Основной принцип следующий: если те или иные отрасли — транспорт, связь, культура, медицина, сельское хозяйство и т.д. — в регионе являются приоритетными направлениями развития, то ВУЗы, которые готовят для них кадры, должны гарантированно получить бюджетные места в объеме, необходимом для кадрового обеспечения. Кроме того, с 2014 года в ряде учреждений образования будет прекращен прием за счет средств бюджета на экономические и юридические специальности. Более того, теперь контроль будет вестись за распределением между востребованными специальностями не только бюджетных, но и платных мест.


Профориентация или день открытых дверей?

— Статистика свидетельствует, что к 2016 году количество выпускников базовой и общеобразовательной школ в сумме будут неизменными — на уровне 145 тысяч человек. Тенденция уменьшения количества выпускников общеобразовательной школы сохранится до 2015 года. В текущем году потоки выпускников 11-х классов распределились следующим образом: 55% из них поступили в ВУЗы, 25% — пошли учиться в средние специальные учреждения образования и только 17% получают профессионально-техническое образование. Между тем, 80% вакансий на рынке труда составляют именно рабочие профессии.

Александр Жук подчеркнул, что благодаря введению нижнего порога на централизованном тестировании произошло перераспределение потоков абитуриентов. Так, за последние три года прием в ВУЗы сократился более чем на треть (или на 34,5 тысячи человек). В нынешнем году в ВУЗах было зачислено на 6% меньше выпускников, чем в прошлом. Показатель поступления одиннадцатиклассников в профессионально-технические учебные заведения увеличился на 1%, а в средние специальные заведения — более чем на 3% по сравнению с предыдущим годом.

Вместе с тем, анализ вступительной кампании 2013 года выявил ряд проблем. Во-первых, имел место существенный недобор абитуриентов в ряде учреждений образования. На уровне высшего образования вакантными остались 2,4 тысячи бюджетных мест, что в пять раз больше показателя предыдущего года. Полностью план приема выполнили только 16 государственных ВУЗов, в том числе все четыре медуниверситета, и не выполнил ни один частный ВУЗ. Проблемы с укомплектованием бюджетных мест наблюдались и по отдельным, чрезвычайно востребованным нанимателями специальностям, где требуется знание математики, физики, химии. Это так называемые остродефицитные специальности, но у абитуриентов они спросом не пользуются. В аутсайдерах оказались сельскохозяйственные специальности (325 вакантных мест); педагогические специальности (296 вакантных мест, из них 184 — физико-математического профиля); военные специальности (195 мест), специальности для металлургического производства, лесного хозяйства и деревообработке, легкой и химической промышленности.

Большинство ВУЗов оправдывают свой недобор повышением нижнего порога тестовых баллов. Но в Министерстве образования видят еще и другую причину — отсутствие эффективной профориентационной работы и взаимодействия с нанимателями.

— В ВУЗах, где профориентационная работа не ограничивается днем открытых дверей, где руководители видят перспективы развития своего учреждения, решаются и проблемы с набором. Иначе как можно объяснить, что такая печальная ситуация с набором наблюдалось не во всех однопрофильных и родственных ВУЗах, — обратился к ректорам Александр Жук. — Так, Гродненскому государственному университету и Витебскому государственному университету удалось укомплектовать даже педагогические специальности физико-математического профиля. Заполнили все бюджетные места Гродненский государственный аграрный университет и Белорусский государственный аграрный университет. А Белорусская государственная сельскохозяйственная академия по тем же специальностям не покрыла 250 бюджетных мест (выполнив план приема только на 64%).


Фиаско частных ВУЗов

Еще одна проблема — высокий процент абитуриентов, зачисленных в ВУЗы на заочную форму обучения, особенно в частных ВУЗах. Если в государственных ВУЗах доля приема на заочную форму составляет менее половины зачисленных, то в частных ВУЗах наблюдается совсем другая ситуация. В абсолютных цифрах количество зачисленных абитуриентов на заочную форму обучения в частные ВУЗы за три года сократилось на 40% (или на 5,2 тысячи человек), однако с учетом невыполнения плана приема на дневную форму обучения (а в текущем году недобор составил 7,3 тысячи человек, или 85%), удельный вес зачисленных на заочную форму обучения вырос до 73%.

— Я ничего не имею против частного сектора высшей школы, поскольку большинство ведущих университетов мира — негосударственные, но базовые ориентиры многих наших частных ВУЗов явно не дотягивают до конкурентоспособного уровня. Они заняли нишу наименее затратных специальностей исключительно в теоретической подготовке («Право» и «Экономика»). Причем, как правило, упор делается не столько на дневную, сколько на менее дорогую, заочную, форму. Дошло до того, что выпуск заочников стал превышать выпуск специалистов, получивших полноценное очное образование. Сохранение такой тенденции очень опасно, — подчеркнул Александр Жук. — Институт парламентаризма и предпринимательства, например, зачислил в прошлом году на дневную форму обучения 73 человека, а в нынешнем году — вообще 19 человек. Частный институт управления и предпринимательства — в прошлом году 57 человек и 22 человека в текущем году, Институт предпринимательской деятельности — 97 и 41 человека соответственно. Хотелось бы услышать от ректоров частных ВУЗов, как они видят перспективы дальнейшего развития своих учебных заведений? Думаю, пришло время пересмотреть в лицензиях на право осуществления образовательной деятельности соотношение предельной численности обучающихся на дневной и заочной форме получения образования. Тем более что у большинства ВУЗов действие лицензий завершается весной 2014 года. Количество тех, кто учится на заочной форме, не может превышать число тех, кто обучается на дневном отделении.


«Аппетиты» и действительность

Сегодня требуется структурная перестройка объемов подготовки студентов и устранение дисбаланса невостребованных и дефицитных профессий: стране нужны инженеры, агрономы, врачи, а также специалисты естественно-научного профиля.

Вместе с тем, в ряде ВУЗов объемы подготовки по специальностям, являющимся непрофильными для этих учреждений образования, остаются довольно большими. Так, на специальности экономического и юридического профилей в Белорусскую государственную сельскохозяйственную академию в нынешнем году зачислены 23% первокурсников (151 человек), в Гродненский государственный аграрный университет — 17% (95 человек). (Витебский государственный технологический университет (единственный ВУЗ страны, который готовит кадры для предприятий легкой промышленности) в 2013 году по результатам зачисления первокурсников имеет 41% (155 человек) «экономистов и финансистов» и только 23% (89 человек) дизайнеров и треть (137 человек) будущих инженеров-технологов в сфере легкой промышленности. А в частных ВУЗах объемы подготовки по указанным специальностям превышают 85% от приема.

Несмотря на все попытки Министерства образования скорректировать цифры приема на платной основе, общий план приема на платную форму обучения составил 67,2 тысячи человек, что вдвое превысило фактическую численность приема: на платную форму обучения в 2013 году были зачислены 33,6 тысячи человек. Многие ВУЗы установили максимально возможную планку приема, особенно частные ВУЗы.

Складывается впечатление, что многие руководители оторваны от действительности и совершенно не способны оценивать реальную ситуацию. Так, Минский институт управления утвердил план приема в 7,6 тысячи человек, что в 5 раз превышает цифры фактического приема в 2012 году, из них 3,8 тысячи первокурсников планировали зачислить на дневную форму обучения (в 19 раз больше!), а что в результате получили? На дневную форму обучения было зачислено только 196 человек.

Диспропорция в количестве зачисленных абитуриентов и заявленного количества платных мест наблюдалась и в государственных ВУЗах. БГТУ: план — 950, а по факту — 182. Полоцкий государственный университет: план — 1750, по факту — 380. БНТУ: план — 1912, по факту 926. БГПУ имени М. Танка: план — 1010, по факту — 487.

Александр Жук сообщил, что в проект правил приема в ВУЗы в новой редакции внесена норма по обязательному согласованию цифр приема на платной основе с Минобразования.


Ставка — на целевую подготовку

За последние три года на обучение на уровне высшего образования на условиях целевой подготовки было зачислено более 5 тысяч человек: из них 1832 — на специальности медицинского профиля, 1435 — на специальности сельскохозяйственного профиля и 1533 — на педагогические специальности. На все другие профили — значительно меньше.

По предложению ряда министерств в проекте новых правил приема предусматривается возможность осуществлять целевую подготовку по всем специальностям. Заключать договоры о целевой подготовке с абитуриентами заказчики кадров смогут независимо от места их проживания и оценок по предметам вступительных экзаменов в их документе об образовании. Целевой набор по сельскохозяйственным специальностям планируется увеличить до 60% от контрольных цифр приема, а по другим специальностям — до 40%. В средних специальных учебных заведениях целевой набор по сельскохозяйственным и медицинским специальностям увеличат до 60%, а по другим специальностям — до 30%.

Надежда Николаева. Газета «Звязда», 11 декабря 2013 года.
Оригинал на белорусском языке: zviazda.by/2013/12/24982.html

Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.