Часть 5. План урока-аукциона «Люди науки». Заключение

Это пятая, последняя, часть статьи Нетрадиционные уроки физики как способ повышения интереса учащихся к изучению предмета белорусского учителя физики Светланы Боровик.

Учебные семинары в старших классах средней школы – одна из лучших форм коллективной работы, когда возникают общий интерес, дискуссия, каждый следит за столкновением мнений, старается (пусть даже про себя) определить собственную точку зрения. Данные возрастной психологии приводят к выводу, что семинарская форма организации учебных занятий соответствует потребностям и интересам старших школьников, развитию их познавательных интересов и творческих способностей.

Предлагаю план проведения урока-аукциона «Люди науки».

Оформление: плакат.

Пусть кипит работа,
Сложны соревнования,
Успех решает не судьба,
А ваши знанья!

В аукционе принимают участие 3 команды произвольной численности. Цель аукциона: раньше соперника определить имя и фамилию ученого, используя сведения о нем, которые последовательно (информацию за информацией) приводит ведущий (обычно это я сама): в каждом случае дается 5 подсказок.

Если правильный ответ получен после первой информации, на счет команды поступает 5 баллов, если после второй — 4 балла, после третьей — 3 балла, четвертой — 2 балла, пятой — 1 балл. В конце подводятся итоги и награждение. Подсчет баллов я веду на доске одновременно с проведением аукциона.


Задание № 1. «Бунтарь на коленях».

  1. Воспитание этот ученый получил в монастыре, образование — частично на медицинском факультете Пизанского университета: затем работал преподавателем математики, был придворным философом.
  2. История статики началась с Архимеда, история же механики неразрывно связаны с именем этого ученого.
  3. Он умер в 1642 г., а почти через 100 лет — в 1737 г. прах ученого, согласно его завещанию, был перенесен во Флоренцию и захоронен рядом с прахом Микеланджело.
  4. По образному выражению, этот ученый сумел отстоять свои научные взгляды и «победить на коленях».
  5. Лишь спустя почти 3 с половиной столетия после его кончины папа римский Иоанн Павел Второй выступил с заявлением, в котором признал, что гонения церкви на ученого были напрасны: он был прав.  (Ответ: Галилео Галилей).


Задание № 2. «Исключение из правил».

  1. Этот ученый свой трудовой путь начал в качестве школьного учителя, а в дальнейшем выполнял роль эксперта в патентном бюро Берна.
  2. Нобелевскую премию он получил в 1921 г. за физико-математические исследования и открытие законов фотоэффекта.
  3. Его письмо президенту США в 1940 г. стимулировало организацию ядерных исследований в этой стране.
  4. Он долгое время работал в Германии и он — единственный еврей, чей бюст находится среди нескольких сот бюстов великих немцев в Пантеоне национальной славы Германии Вальгалл близ Регенсбурга.
  5. Этот ученый — один из основателей современной физики, создатель общей теории пространства-времени-тяготения.  (Ответ: Альберт Эйнштейн).


Задание № 3. «Открытия вопреки убеждениям».

  1. Карьеру свою он начал военным врачом в Потсдаме, а закончил президентом Физико-технического института в Берлине.
  2. Этот физик, сделавший ряд открытий был, как ни странно, последователем философа Канта, отрицавшего возможность познания мира.
  3. Ученый первым измерил скорость распространения возбуждения в нервах.
  4. Он разработал физическую и физиологическую теории восприятия звуков и разделил звук на основной тон и обертоны, построил модель уха.
  5. Им разработана теория аккомодации глаза и изобретено главное зеркало, которое используют врачи во всем мире.  (Ответ: Герман Людвиг Фердинанд Гельмгольц).


Задание № 4. «Физик, почти не знавший математики».

  1. Этот великий английский физик вынужден был подрабатывать смотрителем маяков и судебным экспертом по качеству промышленных товаров.
  2. Известный физик Гемфри Дэви в конце жизни признал, что главным достижением его жизни стало открытие этого ученого.
  3. Наш герой первым ввел в физику понятия: поле, катод, анод, электролит.
  4. Он сделал величайшее изобретение: создал модель электродвигателя.
  5. Этот физик-самоучка плохо знал математику, в результате, по выражению ученого Роберта Милликена, облечь его плебейски обнаженные научные представления в аристократические одежды математики пришлось Максвеллу.  (Ответ: Майкл Фарадей).


Задание 5. «Самый ученый рыцарь».

  1. Именно этот английский ученый, получивший за свою научную деятельность рыцарский титул, направил сподвижнику Петра I, крупному военачальнику Александру Даниловичу Меншикову извещение о том, что тот избран членом Королевской Академии наук Великобритании: парадокс состоял в том, что Меншиков был неграмотным.
  2. В 1695 г. получил должность смотрителя Монетного двора Великобритании, а через 4 года -директора, ему была поручена чеканка всех монет страны.
  3. Увлечение естественными науками он сочетал с увлечением религий. К концу жизни он написал сочинение о пророке Данииле и толкование Апокалипсиса. Тем не менее Богу, по словам Ф. Энгельса, он оставил только первый толчок, но запретил всякое дальнейшее вмешательство в Солнечную систему.
  4. Этот ученый-физик одновременно является автором двух важных математических методов: дифференциального и интегрального исчислений.
  5. Филосов Г. Гегель шутил: три яблока сгубили мир: яблоко Адама, яблоко Париса и его яблоко.  (Ответ: Исаак Ньютон).


Задание № 6. «Баловень богов».

  1. Этот будущий физик родился на свет очень слабым ребенком, врачи единодушно утверждали, что он не жилец на белом свете. Умер он в 37 лет от заражения крови.
  2. Ко всем делам, за которые брался этот человек, он проявлял огромные способности. Его наставник по токарному делу, узнав, что ученик стал ученым, заметил: «Жаль. Из него мог бы получиться отличный токарь». А известный физик Г. Л. Ф. Гельмгольц, бывший его научным руководителем, назвал нашего героя «баловнем богов».
  3. Именно он экспериментально обнаружил электромагнитные волны, предсказанные великим Максвеллом, и наблюдал их отражение, преломление, интерференцию, поляризацию.
  4. Тем не менее известно его письмо в Дрезденскую коммерческую палату о том, что исследования радиоволн надо запретить как бесполезные.
  5. Имя и фамилия этого ученого составляли содержание первой в мире радиограммы, переданной А.С.Поповым.  (Ответ: Генрих Рудольф Герц).


Задание № 7. «Ученый-чудак».

  1. Этот физик был скорее уродлив, чем некрасив, одевался плохо и был явно неряшлив, всегда ходил с огромным зонтом, был неуклюж и неловок.
  2. Он славился своей рассеянностью. Про него рассказывали, что однажды с сосредоточенным видом он варил в воде три минуты свои часы, держа яйцо в руке.
  3. Он был малоизвестен при жизни. Имя же его сына-поэта знал чуть ли не каждый.
  4. Кроме физики он занимался математикой, ботаникой, химией и даже был членом комиссии по изданию классиков литературы.
  5. Этот ученый сделал ряд важных открытий, известных теперь почти каждому он по праву считается одним из создателей электродинамики.  (Ответ: Андре Мари Ампер).


Задание № 8. «Создатель первого источника тока».

  1. Этот физик, будучи ребенком, первое слово свое сказал в 4 года, и это было слово «нет».
  2. Он открыл и исследовал газ метан.
  3. Этот человек был не только физиком, но и химиком, физиологом, изобретателем. С 1815 по 1819 г.г. он занимал пост директора философского факультета Падуанского университета. По иронии судьбы все приборы и личные вещи ученого — виднейшего специалиста в области электричества — сгорели на выставке, посвященной его памяти, в результате пожара, вызванного неисправностью электропроводки.
  4. Он открыл взаимную электризацию разнородных металлов при их контакте и расположил их в ряд по величине возникающей между ними разности потенциалов.  (Ответ: Александро Вольта).


Задание № 9. «Самый математичный физик».

  1. Этот ученый в детстве учился плохо, особенно по арифметике, но когда началось изучение геометрии, быстро стал лучшим учеником своей школы.
  2. «Самый математичный физик» — так его называли современники. Он между делом осуществил первую в мире цветную фотографию и разработал способ радикального выведения жировых пятен с одежды, но всемирную известность ему принесло совсем не это.
  3. Свои работы он подписывал псевдонимом: dр/dt.
  4. Его труды относятся почти ко всем разделам физики, но главные к молекулярной физике и электродинамике.
  5. По словам Генриха Герца, «Формулы этого физика живут собственной жизнью, обладают собственным разумом — кажется, что эти формулы... умнее даже самого автора». Система его взглядов выражена его уравнениями, это основа теории электромагнитного поля.  (Ответ: Джеймс Клерк Максвелл).


Задание № 10. «Ученый, писатель и политик».

  1. Этот ученый в 27 лет стал одним из самых популярных писателей Америки. Выпускаемый им «Альманах бедного Ричарда» выходил в свет около 30 лет, он издавал также «Пенсильванскую газету» и организовал первую в США публичную библиотеку.
  2. Этот человек участвовал в составлении «Декларации независимости» США.
  3. Он был 15-м ребенком в семье мелкого ремесленника, прожил 84 года, из которых физикой занимался только 7 лет. За это семилетие успел многое сделать в науке: ввел понятия «положительное» и «отрицательное» электричество, «конденсатор», «проводник», «заряд», «разряд», «обмотка».
  4. Главным его изобретением стал молниеотвод (громотвод), а главным открытием — установление электрической молнии.
  5. На его бюсте вырезаны слова: «Он отнял молнию у небес и власть у тиранов».  (Ответ: Бенджалий Франклин).

Подведение итогов. Награждение победителей.

Заключительное слово учителя.

Подводя итог нашего урока, я хочу рассказать Вам, ребята, еще одну историю, которая поведает нам еще про одну судьбу ученого-физика.

Биографы Ньютона рассказывают, что первое время в школе он учился очень посредственно, И вот однажды его обидел лучший ученик в классе. Ньютон решил, что самая страшная месть для обидчика — отнять у него место первого ученика. Дремавшие в Ньютоне способности проснулись, и он с легкостью затмил своего соперника.

Разбуженного джинна познания нельзя снова спрятать в темную заплесневелую бутылку. С того счастливого для мировой науки эпизода начался процесс превращения скромного английского школьника в великого ученого. Хочется надеяться, что сегодняшний урок разбудит и у Вас жажду новых познаний, ведь «великий океан истины» по-прежнему расстилается перед вами не исследованным до конца.


Описанный выше урок, посвященный ученым-физикам, проводится в виде игры, которая позволяет проявиться всем способностям учащихся, расширяет их кругозор, учит видеть прекрасное в обычном, развивает коммуникативные способности учащихся.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Процесс развития творческих способностей школьников сложен и многогранен. Необходимо развивать творческие способности учащихся, организуя педагогический процесс так, чтобы поставить ученика в положение первооткрывателя того, что известно учителю, но является новым для учащихся. Учитель постоянно должен искать пути и средства, а так же формы организации творческой деятельности учащихся в процессе обучения.

Наиболее высокий уровень развития творческих способностей достигается в том случае, когда в процессе обучения систематически организуются проблемные ситуации. В результате решения проблем учащиеся делают для себя открытие, находят объяснение нового для них явления, задумываются над выяснением его природы, открывают новые методы измерения физических величин, устанавливают новые связи между явлениями, находят новые варианты решения задачи, изменения в конструкцию приборов, создают новые приборы и установки, позволяющие осуществлять управление технологическими процессами. Очевидно, что творческие способности развиваются в деятельности, их упражняющей. Поэтому необходимо создать целостную совокупность ученых ситуаций на каждом этапе познания. Учитывая это, я и отдаю предпочтение проведению нестандартных уроков физики.


Смотрите также: Все статьи по преподаванию