Ректор БГПУ Петр Кухарчик: "Будущие учителя допускают до 36 ошибок в диктанте..."

Статья из белорусской республиканской газеты "Звязда" в переводе на русский язык.

Может ли "случайный" учитель воспитать выдающуюся личность? С этим отнюдь не риторическим вопросом обратился к участникам педагогического форума работников столичных учреждений образования ректор Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка Петр Кухарчик. Как известно, в последнее время все чаще педагогические специальности становятся своеобразным "запасным аэродромом" для владельцев низких баллов в сертификатах. Главная цель молодых людей - получить не профессию на всю жизнь, а диплом о высшем образовании...

- Мы часто повторяем, что в учительской профессии не может быть случайных людей, но в условиях массового высшего образования наш университет столкнулся с проблемой, когда выбор абитуриентами места обучения определяется не сознательно, а стихийно. Это в определенной степени подтверждает и последний день приема документов, когда абитуриент принимает решение о выборе специальности не по зову души, а исходя из шансов быть зачисленным, - поделился своим видением проблемы с участниками городского педагогического форума глава ведущего педагогического учебного заведения страны. - У нас есть очень показательные примеры, когда студентом становится человек, набравший на централизованном тестировании всего один балл по математике. Представьте себе, каким "сильным" нужно быть математиком, чтобы набрать аж целый балл из 100 возможных! Как правило, такие слабые студенты, поступающие на платную форму обучения, не могут выполнить требования учебных программ, и мы вынуждены их отчислять. Хочу заверить всех, что никто в нашем университете не будет жертвовать качеством образования и репутацией учебного заведения только ради мгновенного дохода.

Петр Кухарчик констатировал, что проблемой и педагогического университета, и других ВУЗов, являются расхождения (причем часто довольно существенные) между баллами в школьном аттестате абитуриента и баллами, полученными им на вступительных экзаменах. Самые яркие примеры - это соотношение девяти баллов на ЦТ к шестидесяти в сертификате по тому же предмету, восемнадцати - к семидесяти, двадцати пяти - к восьмидесяти и одного балла - к пятидесяти. Причем есть много примеров, когда аттестат буквально "вытягивает" абитуриента, позволяет ему "дотянуться" до проходного балла: в общей сумме баллов будущего студента его "вес" является решающим...

- Полагаю, всем участникам педагогического форума известны случаи, когда молодые учителя приступают к профессиональной деятельности, не имея четкого представления ни о специфике отношений как особого вида взаимодействия людей, ни об особенностях грамотной речи, ни о стилистике языка, - подчеркнул Петр Кухарчик. - В октябре 2008 и 2009 годов у нас в университете проводился эксперимент, в котором были задействованы более 1,5 тысячи студентов первого курса нефилологических специальностей. Его суть заключалась в написании обычного школьного диктанта (чуть меньше двух сотен слов). И, признаюсь, результаты эксперимента насторожили и в определенной степени озадачили руководство нашего университета. Средний балл диктанта по десятибалльной шкале составил по русскому языку 2,8 балла и по белорусскому - 4,3 балла. В отдельных работах наших студентов насчитывалось до 36 ошибок! Некоторые студенты делали примитивные ошибки даже в известных словах и словах, которые часто встречаются, таких как аттестат, сертификат, балл... Бросалось в глаза несоответствие баллов школьного аттестата, сертификата и диктанта. Поэтому у нас возникает закономерный вопрос, а нужно ли выдавать сертификаты всем абитуриентам? Возможно, нужно установить определенные ограничения для претендентов на студенческий билет? Хочу добавить, что в этом году тесты по русскому языку абитуриенты написали хуже, чем тесты по иностранным языкам. И абитуриенты с низкими баллами в сертификатах (2, 3, 4, 5 и 6 баллов) смогли стать нашими студентами. Согласитесь, здесь есть над чем поразмышлять и школьным учителям, и преподавателям ВУЗов. Надо вместе искать выход из этого положения...

Ректор Белорусского государственного педагогического университета убежден, что недооценивать значимость профессии педагога в обществе непростительно, так как от уровня интеллекта и профессионального мастерства учителей во многом зависит качество подготовки будущих инженеров, врачей, экономистов, юристов, то есть, тех специалистов, которые определяют облик всей страны. Не случайно лейтмотивом городского форума был выбран лозунг "От качества образования - к качеству жизни". Это не просто удачное и красивое сочетание слов, а понимание педагогической общественностью важности качественного образования в жизни человека.

Петр Кухарчик озвучил интересный факт: конкурс в педагогический университет практически не изменился за последние 90 лет! В 1914 году в только что созданный Минский учительский институт конкурс составил 2,3 человека на место (из 70 претендентов было зачислено 30 человек). И в 2010 году средний конкурс также составил более 2 человек на место, но на первый курс было зачислено уже 4 тысячи студентов. За последние годы среди абитуриентов БГПУ выросло количество минчан: так, если в 2008 году студентами дневной формы обучения стали 393 жителя белорусской столицы, то в этом году - уже 637 человек. Результаты распределения за последние три года свидетельствуют, что все больше выпускников направляются на работу в столичные учреждения образования: в 2008 году - 35 процентов, 2009 году - 39 процентов и в 2010 году - 42 процента.

Петр Кухарчик не без гордости отметил, что каждый пятый выпускник БГПУ имеет диплом с отличием. 16 студентов были обладателями именных стипендий. Вместе с тем Петр Кухарчик категорически не согласен с тем, что в стране происходит перепроизводство педагогических кадров: "О каком перепроизводстве педагогов может идти речь, если мы не смогли выполнить в нынешнем году заявки на учителей физики, математики, химии, начальной школы и педагогов для системы дошкольного образования? Еще недавно Комитет по образованию "бил в колокола" по поводу дефицита в городе специалистов начального и дошкольного образования. Наш университет оперативно отреагировал на эту проблему и, в соответствии с решением Министерства образования, увеличил количество бюджетных мест на указанных специальностях в полтора-два раза. Кстати, срок обучения на указанных специальностях по новым стандартам, разработанным нашим ВУЗом, составляет четыре года. Это значительная экономия государственных средств и времени. Но хочу предупредить, что переходить на четырехлетний срок обучения в высшей школе тоже нужно осмотрительно и избирательно..."

Для более качественной подготовки будущих учителей Белорусский государственный педагогический университет вышел с предложением в Комитет по образованию Мингорисполкома о пересмотре базы для прохождения студентами педагогических практик. Необходимо, чтобы педагогическая практика проходила в лучших школах города, под руководством профессионально компетентных учителей. Петр Кухарчик с удовлетворением отметил, что примерно 20 процентов преподавателей БГПУ имеют практический опыт работы в школе. Это очень важно, так как школа и педагогический университет должны развиваться синхронно, а не параллельно - независимо друг от друга. Педагогическая наука не может быть оторванной от практики.

Затрагивая проблему катастрофически низкой речевой культуры современной молодежи, Петр Кухарчик подчеркнул, что изменить ситуацию можно будет только в том случае, если в воспитании речевой культуры подрастающего поколения будут задействованы школьные педагоги и педагогический состав ВУЗов, работники СМИ и представители высокой политики, ну и, разумеется, родители школьников. Как свидетельствует практика, обучение и воспитание приносят ожидаемый эффект только в том случае, когда есть постоянная заинтересованность взрослых в их результатах...

Надежда Николаева, газета "Звязда", 24 августа 2010 года.

Оригинал на белорусском языке: zvyazda.minsk.by/ru/archive/article.php?id=64648&idate=2010-08-24

Смотрите другие статьи по методике преподавания физики в школе.