Оценить относительные изменения периодов колебаний маятников (T – To)/To, находящихся в поездах, идущих вдоль экватора с запада на восток и с востока на запад по отношению к периоду колебаний маятника To в стоящем поезде.
Решение:
Период колебаний маятника определяется натяжением нити (стержня), то есть весом тела. В связи с вращением Земли вокруг оси и движением поезда вес тела
P отличается от
mg.
В инерциальной системе отсчета стороннего наблюдателя скорость поезда складывается из линейной скорости вращения Земли wR и скорости поезда относительно Земли v. Обозначим как P+ вес тела при движении поезда с запада на восток, а P− — вес при движении с востока на запад.
Второй закон Ньютона для подвешенного груза (математического маятника) в инерциальной системе отсчета стороннего наблюдателя запишется как:
В стоящем поезде:
Удвоенная линейная скорость вращения Земли на экваторе:
что в
30 раз превышает скорость скорого поезда
v. Поэтому в уравнении (1) можно пренебречь членом:
Периоды колебаний маятника для различных случаев:
Несложно проверить, что относительное изменение периода колебаний будет мало. Поэтому:
(в знаменателе для удобства
To заменили на
T±).
Из (3) получаем:
В силу малости члена
w2R по сравнению с
g его отбросили в (5).
Далее из (5):
Из-за малого различия периодов колебаний в (6) приближенно положили:
Пусть скорость поезда
30 м/с,
g = 10 м/с2.
Тогда из (6):
Далее: масса летающей тарелки [тема: задачи оценки]