Приборостроительный факультет БНТУ

Статья из белорусской республиканской газеты «Звязда» в переводе на русский язык.

Начало темы: Белорусский национальный технический университет (БНТУ) и его структура.


С приборостроительным факультетом БНТУ знакомит его декан — доктор физико-математических наук, профессор Александр Маляревич. Кстати, пять лет подряд приборостроительный факультет признается лучшим факультетом БНТУ.

— В следующем году факультету исполняется 30 лет. Он был создан путем слияния двух факультетов — инженерно-физического и оптико-механического. За это время прошли большой путь становления и взросления. И если раньше обучали студентов только по одной специальности — «Приборостроение», то сейчас их 12, что удовлетворяет потребности практически всего приборостроения в различных отраслях народного хозяйства.

Среди них есть классические инженерные специальности — такие, как «Механические и электромеханические приборы и аппараты». И есть новаторские — назовем их так. Передовая и чрезвычайно сильно развитая сейчас в нашей стране такая специальность, как «Оптико-электронные и лазерные приборы и системы», и без всякого хвастовства можно сказать, что республика здесь занимает «мировые» позиции. А такая специальность, как «Информационно-измерительная техника» охватывает то, что сейчас присутствует в любом приборе. Очень востребована специальность «Биотехнические и медицинские аппараты и системы». Чуть ранее на факультете была еще и «Спортивная инженерия», но на ее базе теперь в университете создан целый факультет — спортивно-технический. Там — три специальности: «Проектирование и производство спортивной техники», «Техническое обеспечение спортивных технологий», «Техническое обеспечение эксплуатации спортивных объектов». Такого факультета нет ни в странах бывшего Советского Союза, ни в Европе.

— Поясните, зачем понадобился целый факультет?

— Это принципиально новое решение руководства университета. В стране строятся серьезные спортивные комплексы, и встречаются проблемы при их эксплуатации. Чтобы поддерживать дорогостоящее оборудование в работоспособном состоянии, пока что приходится вызывать специалистов из-за рубежа.

студенты в лаборатории БНТУ

«Технология материалов и компонентов электронной техники» — тоже важная для народного хозяйства специальность. А вот необычная, даже уникальная — «Технология и оборудование ювелирных изделий». Эта отрасль сейчас развивается, даже для церквей всю отделку выполняют белорусские мастера — алтари, украшения из драгоценного камня, кованого металла, резьба по дереву... По всему СНГ только в Украине есть что-то подобное. Больше нигде нет, даже в России. Хотя Россия — это более богатые Урал, Якутия с их залежами сырья для ювелирного производства. А специалистов учат у нас.

«Метрология, стандартизация и сертификация» — то, без чего не бывает ни одного серьезного производства...

Выпускаем и специалистов по инновационному менеджменту, специалистов в экономике и организации производства. Понятно, что мы работаем в первую очередь со школами, с гимназиями — рассказываем старшеклассникам о своих возможностях. Но есть и особый вектор — колледжи. В стране существует целая система подготовки специалистов с высшим образованием по интегрированным с колледжами учебным планам. Это практикуется на заочной форме обучения, так как есть нюансы в правилах приема: немного легче работать на заочной форме обучения, чем на дневной. И мы это направление рассматриваем как очень важное для нас, оно обеспечивает ощутимый приток абитуриентов. Студентам такая практика позволяет получить высшее образование за более короткий срок — за 4, а не 6 лет.

— Чем стараетесь привлечь абитуриентов, Александр Михайлович?

— Интересной для них в будущем работой и перспективой творческого роста. Главный убеждающий аргумент — востребованность наших выпускников. По каждой из наших специальностей на 15-20 выпускников, обучающихся за счет бюджета, ежегодно приходит до 50 заявок. Получается по два — два с половиной человека на место. Выбор есть, и он — прекрасный. Если раньше выпускники стремились остаться в Минске (здесь на предприятиях еще недавно и зарплаты были более высокие, и социальный пакет более весомым), то теперь охотно едут в областные и районные центры. Ведь там также предлагают интересную работу на приборостроительных предприятиях и вообще хорошие условия для жизни и профессионального роста.

Сравнительно недавно появилось такое понятие, как «базовое предприятие». Это то, которое заключает договор с БНТУ на подготовку кадров и участвует в образовательном процессе: предоставляет свою производственную базу, оказывает спонсорские услуги и так далее. Они пользуются приоритетом при получении специалистов. У нас, например, очень результативно идет работа с «Пеленгом», ежегодно направляем туда десяток специалистов.

Так что первую позицию — перспективность — мы гарантированно закрываем.

— Но вы сказали, что у вас как минимум три козыря.

— Второй козырь — очень сильный потенциал преподавателей. На постоянной основе и по совместительству их работает около 150 человек. В том числе три члена-корреспондента Национальной академии наук — Сергей Антонович Чижик, Юрий Михайлович Плескачевский и Алексей Владимирович Белый, а также около трех десятков докторов наук, профессоров, и около 80 доцентов. Приятно, что «Минчанином года» в области науки и образования назван работающий у нас профессор Владимир Тимофеевич Минченя. Широко известны его разработки, в частности, по лечению сосудистых заболеваний — стентграфты и стенты. Сейчас готовимся запустить их в производство на базе Политеха. Создается даже межкафедральная лаборатория инновационного медицинского приборостроения.

изучение работы прибора

Таким образом, 70 процентов преподавателей имеют ученые степени и звания. Это хороший показатель.

— Мы обратили внимание, что на факультете работают сразу несколько научно-исследовательских центров.

— Центр оптических материалов и технологий, лаборатория полупроводниковой техники и лаборатория оптико-электронного приборостроения. Среди восьми кафедр — шесть специализированных, и можно сказать, что это самостоятельные научные школы. Их возглавляют и направляют деятельность доктора наук — профессора. Так бывает не всегда и не везде.

Работают магистратуры по девяти специальностям, аспирантура и докторантура. На базе факультета создано два научных совета по защите кандидатских и докторских диссертаций. Защищаться можно по пяти специальностям в области приборостроения. Так что, как видите, если человек хочет заниматься наукой, то для этого созданы все условия.

— А что это за интересная инициатива родилась на факультете — «Профессор-33»?

— То есть, стать профессором в 33 года. Идея сформулирована на ежегодной международной студенческой конференции. Она была одобрена и принята. Несколько наших студентов по этой схеме уже работают. А за последние два года из пяти выпускников аспирантуры трое защитили диссертации в срок. Это означает, что есть научная школа и есть работа с молодежью.

И третий компонент успешной подготовки специалистов — материальная база. Понятно, что на старом оборудовании учить современной профессии сложно. Поэтому приобретаем современное оборудование и программное обеспечение к нему, в том числе с помощью базовых предприятий. А на ведущих производственных предприятиях работают филиалы кафедр, и часто занятия, а также производственная практика проводится на базе предприятий.

Стремимся сотрудничать с мировыми лидерами в той или иной области. Скажем, уже два года сотрудничаем с мировым лидером в производстве метрологического оборудования «Гексагон Метролоджи», с его дочерним предприятием «ГАЛИКА». Они предоставили нам в пользование набор современного метрологического оборудования и десять рабочих мест — «персоналки» с оригинальным программным обеспечением. Машина проводит необходимые постадийные проверки и выдает лист с подробным анализом.

Выгода обоюдная. Ведь, например, когда на предприятии ставят на производственный поток какую-то продукцию, то мы на договорной основе можем подготовить методику метрологического контроля по стадиям обработки. А для нас — есть на чем и есть чему учить будущих специалистов.

демонстрация работы прибора

Занятия проводят и специалисты-практики. Это и работники «Пеленга», и медики — по специализации «биотехнические и медицинские аппараты и системы», и инженерно-технические работники с «ЛЭМТ», с ИТМО, с предприятий порошковой металлургии и других.

— Что в последнее время появилось нового в подготовке специалистов вашего профиля?

— Появилась новая интересная специальность — «Микро- и наносистемная техника». В следующем году будет первый выпуск. Она связана с разработкой приборов, использующих наноструктурированные датчики и приспособления. Одна из таких разработок — профессора Вячеслава Хатько, так называемый «Электронный нос». Это устройство на основе наноструктурированных систем, которое выполняет диагностику газовой среды. И может по очень малому количеству молекул обнаруживать присутствие вредных газов.

Но нанотехнологии — понятие довольно широкое. Поэтому проблемой занимается не только соответствующая кафедра. В нашем центре оптических материалов также изучают и применяют материалы, содержащие наноразмерные частички. И именно наноразмерный эффект обеспечивает таким материалам свойства, которых нет у других. Это как раз то научное направление, которым занимаюсь я — лазерная физика и оптическое лазерное материаловедение. Мы, в частности, разработали класс материалов, которые благодаря наноэффекту позволяют генерировать лазерные импульсы нано- и пикосекундной продолжительности.


Далее: энергетический факультет БНТУ.