Как готовить 6-летнего ребенка к школе? Советы врача

Статья из белорусской республиканской газеты «Звязда» в переводе на русский язык.

Шестилетку, который пойдет в школу, ждет непривычная, интересная и очень нелегкая работа. И потребует она не только определенных физических усилий, но и большого нервного напряжения.

Большинство первоклассников успешно овладевают школьной программой, но некоторые сталкиваются с трудностями. Они не в состоянии высидеть урок и сосредоточенно заниматься. Их внимание быстро рассеивается, они не способны полностью осмыслить все то, о чем рассказывает учитель. В результате постепенно утрачивается интерес к школе.

Самыми непростыми бывают первые дни (а для части детей — первые месяцы). Это период адаптации к новым условиям. Для периода адаптации обычно характерны: нарушение сна, аппетита, раздражительность, замкнутость, плаксивость.

Некоторые начинают чаще болеть, а это еще больше ослабляет организм.

— Ребенка необходимо обязательно готовить к школе, — говорит врач-валеолог Минского городского психиатрического диспансера Леонид Мелешко. — В идеале родителям стоит объединить усилия с врачом-педиатром.

1. Дети здоровые, физически крепкие, с высокой сопротивляемостью (которые редко и не длительно болеют) легко переносят адаптацию. И наоборот, ослабленный организм, частые простудные заболевания, хронические патологии — факторы риска в готовности ребенка к поступлению в школу.

2. Для своевременного письма требуется тренировка кисти. У многих детей 6 лет еще не завершено развитие мышечно-связочного аппарата, устойчивый хватательный рефлекс: им легче держать ложку, карандаш, авторучку в кулаке. Необходимо учить малыша правильно держать карандаш тремя пальцами, после путем упражнений добиться точности, скоординированности движений.

3. Определяет готовность к школе и правильность произношения. Ребенок должен назвать картинки, подобранные таким образом, чтобы определенный звук был в начале, середине и в конце. Например, это могут быть рисунки с изображением рыбы, барабана, шара. Неправильное произношение хотя бы одного звука расценивается как невыполненный этап.

4. До 6 лет ребенка нужно научить выполнять комплекс утренней гимнастики, кататься на двухколесном велосипеде и лыжах.

5. Нужно приучить ребенка и к режиму дня: в определенное, одно и то же время просыпаться и ложиться спать, принимать пищу, играть, выполнять школьные задания.

6. На 6-м году жизни наиболее часто выявляются дефекты осанки. Отклонения в осанке приводят не только к дефектам опорно-двигательного аппарата, но и неблагоприятно сказываются на размещении и работе внутренних органов (легких, сердца, печени, желудочно-кишечного тракта). Необходимо формировать правильную осанку во время ходьбы, сидения и стояния.

7. Необходимо сформировать навыки личной гигиены, а также знания и умения для самообслуживания: как войти в класс, как сидеть за партой, как сложить книги в портфель, как аккуратно одеться, как пользоваться туалетом, как вести себя в школьной столовой, как вести себя со сверстниками...

Светлана Борисенко. Газета «Звязда», 7 августа 2014 года.
Оригинал на белорусском языке: zviazda.by/2014/08/47701.html

Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.