Как вернуть любовь школьников к чтению?

Статья из белорусской республиканской газеты «Звязда» в переводе на русский язык.

Я закончила школу пять лет назад. Признаюсь, уже тогда мало кто читал даже произведения из школьной программы, не говоря о внепрограммных. А в каких отношениях с книгой нынешние школьники?


Если нет примера родителей...

Направляюсь в минскую среднюю школу № 163. Около кабинета русского языка и литературы вижу девушку, углубленную в чтение каких-то распечаток. Завожу разговор. Выясняется, что десятиклассница читает «Преступление и наказание»... в сокращенном изложении. Забыв недавнее собственное школьное прошлое удивляюсь: как произведения Достоевского можно изучать в сокращенном варианте, когда и в полном невозможно все понять?.. В ответ девушка лишь отмахивается. Спрашиваю о том, что она и ее одноклассники читают вне школьной программы — и тут уже вижу удивление в ее глазах: какое внеклассное чтение?..

Учитель белорусского языка и литературы Ольга Печникова признается: проблема чтения действительно больная. Самостоятельно читают только пятиклассники (им нравятся народные сказки), а также ученики шестых-седьмых классов. Со старшими ситуация хуже — они заняты интернетом, читать ленятся. Учительница уверена, что все идет из семьи: дети не приучены читать дома, так как родители не подают им пример.

– Но есть некоторые дети, которые читают сами и не по программе. У подростков сейчас очень популярен жанр фэнтези, и здесь другая крайность: иногда даже приходится отбирать у них книжки, ведь читают даже на уроках, — рассказывает Ольга Евгеньевна.

А вот белорусскую литературу школьники вообще не читают. Иногда даже не могут одолеть программные произведения. И дело не в том, что белорусскоязычные авторы не пишут интересных книг для детей. Все гораздо проще: школьники сегодня плохо понимают белорусский язык.


Автор должен идти к читателю

Пытаюсь выяснить ситуацию там, где идет строгий учет книг и читателей и где можно проследить, кто какие произведения предпочитает.

В читальном зале столичной библиотеки № 18 сосредоточенно листают газеты и журналы несколько людей пожилого возраста. В очереди к библиотекарю — две женщины и мужчина среднего возраста, а также пожилые мужчина и женщина. Заведующая библиотекой Елена Суходолова отмечает, что школьников теперь здесь редко встретишь.

– Сегодняшняя молодежь не ищет информацию в библиотеке, а добывает ее в интернете. А те подростки, что посещают наше учреждение, приходят в основном за книгами по школьной программе, берут Искандера, Белова. Но в то же время среди школьников большое количество тех, кто читает научную фантастику.

По словам Елены Ивановны, интересующихся чтением мальчиков и девочек становится все меньше. Хотя заведующая библиотекой и отмечает, что много подростков сейчас читают книги в электронном варианте, но считает это явление отрицательным, так как никакие гаджеты не заменят ощущений, которые дает бумажная книга.

– Сейчас у детей нет любви к чтению. Чтобы ее взрастить, нужен комплексный подход: и издание красивых книг, и походы в театр, и встречи с авторами, и, самое главное, чтение родителей вместе с детьми, — подтверждает выводы предыдущего собеседника Елена Суходолова. И делится собственным опытом:

– Когда у нас проходила встреча с Валентиной Поликаниной, все присутствующие девушки сразу записались в библиотеку и разобрали произведения поэтессы о любви.


В фаворе и сказки, и бестселлеры

Поговорив с учителями и библиотекарями, решила заглянуть в книжный магазин. Может, дети не читают потому, что не могут найти интересные книги? На полках в широком ассортименте — всевозможные пособия по школьным предметам, готовые домашние задания. Спрашиваю у продавца: кроме этого, что у вас есть для подростков? Выясняется, что есть и художественная литература, причем наибольшим спросом в последнее время пользуются книги белорусских издательств. Литературу каждый день покупают как сами подростки, так и взрослые для них.

– Очень популярна среди школьников книга «Приключения Бульбобов» Павла Мисько, также часто приобретают сборники авторских сказок «Золотой талер», произведения школьной программы, — проводит экскурсию по книжной лавке «Вильна» продавец Вера Геращенко. — Реагируют школьники и на бестселлеры, например, сейчас все читают «Машу и Медведя» по мотивам одноименного мультфильма (!).

Как видим, не все школьники забыли о книжках и засели в мировой паутине. Но таких становится все меньше и меньше.


Зарабатывают виртуально, читают реально!

Как сообщает сайт «Новости литературы», в Чехии дети читают книги, подборку которых сделали известные чешские артисты. Выбирают книги для чтения школьники и самостоятельно, обсуждают список предлагаемой литературы всем классом.

Такую охоту к чтению стимулирует награда... в размере 50 крон, которую дети получают за каждую прочитанную книгу. Юные читатели проходят тест на сайте проекта «Чтение помогает». И если все ответы верны, компьютер переводит на имя школьника честно заработанные кроны. Правда, деньги эти — виртуальные. Однако в прошлом году дети «начитали» более чем на 11 миллионов крон. Потратить эти деньги ученики могут только на благотворительность, с помощью электронного перечисления средств.

Так, благодаря такой акции, дети могут не только развиваться и обогащать свой внутренний мир, но и помогать обездоленным, перечисляя деньги на лечение или приобретение жилья. «Начитанные» школьниками деньги перечисляют офтальмологическим клиникам и даже Центру обучения собак-поводырей для слепых.

А толчком для акции стало изучение школьной статистики в Чехии, которая показала, что большинство детей в стране прекрасно знают математику, но при этом занимают одно из последних мест в Европе по чтению книг.

Диана Середюк. Газета «Звязда», 7 февраля 2013 года.
Оригинал на белорусском языке: zvyazda.minsk.by/ru/pril/article.php?id=108452

Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.