Качество образования определяется не только глубиной и точностью знаний...

Статья из белорусской республиканской газеты "Звязда" в переводе на русский язык.

Хотите ли вы, чтобы в детском саду воспитанием ваших детей занимались учителя истории, иностранных языков, филологии или вообще люди без педагогического образования, например, дипломированные юристы или выпускники экономических специальностей? Однако факт остается фактом: заполнить все вакансии в столичных детских садах выпускниками факультета дошкольного образования не удается уже не первый год. В Белорусский государственный педагогический университет имени М. Танка, отвечающий за насыщение столицы педагогическими кадрами, идут учиться преимущественно жители из других регионов страны, и из-за отсутствия у них постоянной столичной регистрации молодых специалистов невозможно распределить в Минск. Потребности столицы удовлетворяются педагогическим университетом только примерно на 10 процентов. Вообще сегодня стало обычной практикой привлекать к работе в дошкольных учреждениях студентов старших курсов и работников, не имеющих профильного среднего специального образования, а совмещающих работу с обучением в ВУЗе. Для примера, в Первомайском районе столицы только 57 процентов воспитателей в детских садах имеют профильное образование. Все это свидетельствует только об одном: без существенного повышения статуса работника учреждения дошкольного образования кадровые проблемы в этой сфере никогда не решить. И это только одна из проблем, которые поднимались на городском форуме педагогических работников столичных учреждений образования.

Председатель Комитета по образованию Мингорисполкома Владимир Щербо сообщил, что показатель охвата в столице детей дошкольным образованием самый высокий по стране - детские сады посещают 93 процента детей. Очень востребованными со стороны родителей являются группы с кратковременным пребыванием детей - всего в городе открыто 169 таких групп (адаптационных, оздоровительных и выходного дня). За 5 последних лет в городе было введено в эксплуатацию 19 новых детских садов. Особенно интенсивно они строились в 2009-м и 2010-м годах, когда в городе открылось 10 детских садов на 2045 мест. Сейчас строится еще 6 садиков. Осенью откроется долгожданный сад в микрорайоне "Каменная Горка-5". Несмотря на определенные экономические трудности, ни одна стройка не замораживается. И все-таки 60 процентов дошкольных учреждений работают в городе с перегрузкой. А для новых микрорайонов проблема обеспеченности местами в дошкольных учреждениях по-прежнему не теряет актуальности. Частично проблема дефицита мест решается за счет выведения первых классов из детских садов в школы. Если в 2005 году на базе детских садов обучались 74 процента первоклассников, то в 2011 году - только 31 процент.


Каждый пятый ученик - гимназист

В новом учебном году в Минске откроются также 2 новые школы - в Московском и Фрунзенском районах столицы.

- Все более востребованным становится в городе гимназическое образование, занимающее лидирующие позиции в вопросах качества образования, - подчеркнул в своем выступлении Владимир Щербо. - В предыдущем учебном году в столице появились две новые гимназии. В новом учебном году статус гимназии получат еще три школы. Таким образом, в Минске будет действовать уже 45 гимназий, 2 лицея и один учебный комплекс "гимназия-колледж". Фактически гимназическим образованием охвачена уже пятая часть минчан школьного возраста. Вместе с тем анализ размещения гимназий на карте города показывает, что не во всех столичных районах созданы равные условия для получения маленькими минчанами гимназического образования. Например, в Ленинском районе все школы и Лицей № 2 расположены в микрорайоне "Серебрянка". А есть еще и микрорайон "Лошица", и район камвольного комбината. Зато в Центральном районе столицы уже фактически подходят к всеобщему гимназическому образованию: гимназий там больше, чем обычных школ. Считаю, что администрациям районов, прежде чем выходить с ходатайством об открытии очередной гимназии, нужно учитывать интересы всего населения, в том числе и жителей отдаленных микрорайонов.

Владимир Щербо не стал также скрывать своей тревоги за выполнение государственного заказа по овладению выпускниками школ разговорным иностранным языком:

- Буквально с первых дней учебного года мы перешли на новые условия обучения иностранным языкам. И сегодня уже можно судить об общей картине. Анализ показал, что в большинстве учреждений (а это 73 процента школ и гимназий) были выполнены нормативные требования по делению классов на подгруппы. Средняя их наполняемость была 7 учеников. Вместе с тем четвертая часть классов была разделена только на две подгруппы, и количество учащихся в них составляло 11-12 человек. И дело не только в объективных причинах. Довольно часто это было последствием недоработки руководителей учреждения образования, которые не привлекли все возможные ресурсы для выполнения новых требований.

Владимир Щербо подчеркнул, что только наличие высокотехнологичной образовательной среды отнюдь не гарантирует высокое качество обучения. Все минские школы имеют лингафонные кабинеты нового поколения, электронные средства обучения, однако их возможности не используются в полную силу. Не все кабинеты иностранного языка имеют выход в интернет, хотя интернет-среда при разумном ее использовании могла бы поспособствовать формированию языковых навыков у школьников.

- Через два года одиннадцатиклассники впервые будут сдавать обязательный государственный экзамен по иностранному языку, где будут демонстрировать реальные результаты обучения иностранным языкам. И этот экзамен вместе с ними будем сдавать и мы - учителя и руководители, - добавил Владимир Щербо.


Дети - не объекты для воспитания

Отдельная тема - качество воспитательной работы.

- Мы всегда с гордостью приводили цифры прироста членов молодежных общественных организаций и считали их показателем качества воспитательной работы. Но есть и другая правда: подростки не хотят вступать в общественные организации из-за жесткого руководства со стороны педагогов, устаревших форм работы, ориентированности этих объединений только на учебно-воспитательные цели. По данным социологического опроса, наибольший интерес подростки проявляют к молодежным структурам спортивной и культурной направленности. Почти треть участников опроса не интересуются деятельностью молодежных организаций. Десятая часть считает, что в большинстве из них работа ведется только "для галочки". И значительная часть молодых людей уверены, что молодежные организации не играют никакой роли, - сообщил Владимир Щербо. - Считаю, что нам, взрослым, нужно иметь в виду, что старыми формами и методами ситуацию изменить не удастся. Молодежь уже другая, и дети никогда не согласятся быть просто объектами для воспитания. А пока приходится констатировать неумение или нежелание учитывать в работе с подрастающим поколением реалии сегодняшнего дня, современные тенденции в молодежной среде, формальный подход в работе с детьми, склонными к асоциальному поведению.

- Каждый год столичная система образования принимает более 700 молодых специалистов, но закрепляется из них меньше половины. Причины известны: большинство оставляет образовательную отрасль из-за низких зарплат, и это можно понять. Но определенная часть молодых учителей уходит из школ, потому что администрация не стимулирует их к повышению квалификации и аттестации. Только вдумайтесь: через 5 лет работы у 16 процентов учителей нет никакой категории, - подчеркнул Владимир Щербо. - В прошлом году в городе сменились 19 руководителей учреждений образования. В нынешнем году - еще 12. Ротация кадров - обычное явление, однако не в тех случаях, когда руководитель не соответствует должности... За два года шесть руководителей было уволено из-за выявления фактов коррупции. В прошлом году 13 процентов обращений в Комитет были вызваны несогласием с действиями руководителей. Все подобные факты получают в обществе большой резонанс и ярко выраженную нравственную оценку.

Не обошли участники форума вниманием и еще одну болезненную тему - организацию и финансирование факультативов эстетической направленности. Следует пояснить, почему возник этот резонансный вопрос. Согласно Кодексу об образовании, изучение дополнительных предметов в школах возможно на факультативной основе, но при этом определена минимальная наполняемость для организации занятий: не менее трех учеников в сельской школе и не менее пяти в городской. Конечно, на факультативах можно преподавать ритмику или актерское мастерство, но научиться играть на музыкальном инструменте в группе из пяти или даже трех человек невозможно. До последнего времени школы получали дополнительное финансирование для оплаты часов индивидуальной работы по пояснительной записке к учебному плану. Но что будет с 1 сентября, после вступления в действие Кодекса об образовании? Между прочим, только по Минску в 86 общеобразовательных учреждениях в эстетическом направлении занято более 1600 педагогов. На ближайший год, как успокаивают в Министерстве образования, было принято решение оставить прежний порядок: будут действовать учебные планы, по которым учреждения работали и в прошлом году. Однако в дальнейшем этот вопрос будет изучаться. Решение обещают принять с учетом мнений и педагогов, и детей.

- Мы понимаем, что в нынешней экономической ситуации бесплатное обучение игре на музыкальных инструментах является для государства роскошью, но платное обучение станет многим семьям не по карману. Хорошо, что у нас есть время для решения непростой задачи. Но при принятии того или иного решения нужно помнить, что качество образования определяется не только глубиной и точностью знаний, но и уровнем духовного развития, интеллигентностью и образованностью лица, - поделилась своим видением проблемы начальник управления образования администрации Московского района столицы Татьяна Бычкова.

Надежда НИКОЛАЕВА.


Предложения, которые прозвучали с трибуны форума педагогов столичных учреждений образования:

Снизить педагогическую нагрузку на воспитателей дошкольных учреждений, что позволит предупредить их эмоциональное и психологическое выгорание, хроническую усталость, которые сказываются на детях.

Работа "классных" классных руководителей должна соответственно оцениваться, а не рассматриваться просто как довесок к часам, которые ведет учитель.

При проектировании новых зданий школ нужно предусматривать игровые помещения для групп продленного дня, чтобы дети не проводили все свободное время между школьными партами.

Для сопровождения детей с ограниченными физическими возможностями и оказания им социальной помощи в штатном расписании общеобразовательных школ должны быть предусмотрены социальные работники, которые помогали бы этим детям передвигаться по школе, пересаживали их с коляски на стул, помогали с личной гигиеной, питанием, одним словом, сопровождали их весь школьный день. Причем такие работники должны получать такую же "добавку" из городского бюджета в три базовые величины, как и все минские учителя.

Представители Молодежной палаты при Минском городском совете депутатов предлагают дать абитуриентам право сдавать на централизованном тестировании четыре дисциплины, а не три, что значительно расширит возможности молодых людей при выборе места для обучения, а также предлагают ввести значок, который будет свидетельствовать о наличии школьной медали (золотой или серебряной) у ее владельца. Школьную медаль на шее носить не будешь, в отличие от значка на лацкане, который будет свидетельствовать о колоссальной работе школьника на протяжении 11 лет его обучения.


Столичная система образования в цифрах:

За последние три года количество детей дошкольного возраста увеличилось в столице на 5 тысяч человек. За тот же отрезок времени количество школьников сократилось в городе на 26 тысяч. Согласно демографическим прогнозам, в ближайшие два года количество учеников столичных школ стабилизируется на уровне примерно 153 тысяч человек и в дальнейшем начнет понемногу увеличиваться.

В нынешнем году 83 процента учащихся при поступлении в гимназии получили оценки от 7 до 10 баллов по всем предметам.

Более 48 процентов девятиклассников и 61 процент одиннадцатиклассников на выпускных экзаменах продемонстрировали знания высокого и удовлетворительного уровней.

На централизованном тестировании в нынешнем году 30 выпускников-минчан получили 100-балльные сертификаты.

На заключительном туре республиканских школьных олимпиад представители столичной системы образования завоевали 136 дипломов, плюс они завоевали 26 медалей различного достоинства на международных интеллектуальных конкурсах и олимпиадах.

Надежда Николаева. Газета "Звязда", 27 августа 2011 года.
Оригинал на белорусском языке: zvyazda.minsk.by/ru/archive/article.php?id=85008

Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.