Главный инженер Рышард Кацынель о подготовке инженеров в ВУЗах

Статья из белорусской республиканской газеты «Звязда» в переводе на русский язык.

С большим интересом прочитал интервью с новым министром образования Михаилом Анатольевичем Журавковым. Наконец-то прозвучали трезвые взгляды на воспитание и деятельность инженера, без которого сегодня невозможно развитие ни одной отрасли народного хозяйства, невозможен научно-технический прогресс.

Вот уже 42 года я работаю главным инженером одного из лучших проектных институтов страны. Прошел путь от мастера-строителя до главного инженера строительного управления в период бурного роста строительства, промышленности и городов в 60-70-е годы прошлого века. Частично под моим влиянием росли многие инженерные кадры, и поэтому я могу делать выводы относительно воспитания и подготовки инженеров.

Школу закончил в 1958 году. Запомнился эпизод на вступительных экзаменах в Белорусский политехнический институт — один из лучших политехнических институтов в то время в СССР. После «пятерок», полученных на первых экзаменах, последним сдавал физику. Все ответил без проблем. И тогда преподаватель, принимавший экзамен, взялся меня расспрашивать, откуда я, какую школу заканчивал, кто учил меня физике и т.д. Вот вам и пример, что такое личный контакт вместо сегодняшнего безликого случайного тестирования.

Мне тогда было только 16 лет. В то же время я как школьник поступал в рамках 20% от общего приема, так как в 1958 году был издан приказ о приеме в ВУЗы 20% школьников и 80% людей с производства. Тогда в этом был смысл, поскольку, как оказалось, эти 80% шли в ВУЗы строго целенаправленно. Один из абитуриентов поступал третий раз подряд на одну и ту же специальность — «инженер-строитель». И все-таки поступил. На первом курсе в общежитии в одной комнате жили 8 человек, из них только я один — шестнадцатилетний парень, а остальные — взрослые мужчины. Среди них — два моряка, которые 4 года отслужили на флоте, два парня, которые прошли службу в армии, и трое — с заводов.

Да, мне пришлось им помогать на первых курсах. Но уже на третьем-четвертом курсе половина из них учились на повышенную стипендию. Надо было видеть, как они «грызли науку» по ночам. Ребята знали, что им нужно. Они пришли в ВУЗ не за дипломом, а за знаниями и профессией. И никто ее никогда не предал.

Я с удовольствием вспоминаю учителей тогдашней школы. А какие преподаватели были в политехническом институте! Все! Это были преданные делу и нам, молодежи, люди и специалисты.

Математику немолодой Бухвалов преподавал подробно, доходчиво и с любовью. Он нам всегда объяснял: это вы встретите в сопромате, это вам будет нужно в строительной механике и т.д. Между прочим, он говорил студентам о шпаргалках так: «Пишите шпаргалки обязательно. Если вы напишете их сами, значит, вы проработали весь курс».

А доцент Хаютин! Он так бодро рассказывал о конструкции, что за два часа весь перепачкался мелом. Такому энтузиазму можно позавидовать! И это он, И. Л. Хаютин, мне, круглому отличнику (первому по распределению), показал дорогу в жизни — как подтвердилось, абсолютно правильную. Он мне сказал: «Твоей высокой теоретической подготовке не хватает производственного опыта. Кафедра и аспирантура подождут. И ты не смотри на свои "пятерки". Только на стройку. Потрогай года три все своими пальцами, потом в проектный институт года на четыре, и тогда тебе цены не будет». Это не мои, это его слова. Спасибо ему большое!

Учеба в БПИ была серьезной. Все, за исключением нескольких бездельников, успешно овладели инженерной подготовкой. Еще одна особенность. Тогда состав студентов БПИ был почти мужским, в группе из 30 человек у нас было не более 4-5 девушек. Феминизация (сегодня в БНТУ по коридору бегают преимущественно девочки) инженерной работе совсем не на пользу. Решать сложнейшие, зачастую очень опасные задачи на производстве — это мужское дело. Поверьте моему огромному опыту строителя: для этого необходимо иметь превосходные знания прежде всего по физике, уметь выстраивать строгую логическую модель того, что произошло, подсчитать что-то в голове и сразу дать рекомендации.

«Если хотите стать отличным инженером, вы должны знать физику лучше своего преподавателя — чтобы интуитивно и мгновенно оценить ситуацию», — так я всегда говорю молодежи, которая приходит к нам в институт.

Кроме того, объект нужно не просто «сфотографировать» взглядом, а видеть всю его суть как сверху, так и изнутри в деталях. Но, к сожалению, нередко инженеры узкого профиля, даже с научными степенями, объект полностью не охватывают и делают неправильные выводы. При этом надо еще обязательно иметь хорошее пространственное воображение. К сожалению, не все, у кого есть диплом инженера, его имеют. Мало того, его нужно развивать с детских лет. В то же время кто-то в Министерстве образования догадался десяток лет назад исключить из школьной программы черчение. В век технического прогресса это настоящее вредительство! Впоследствии, правда, ошибку поняли, и предмет вернули.

Отмечу также, что сплошная компьютеризация, кроме пользы, принесла большой вред развитию личности инженера. Поскольку все сегодня, особенно при ограниченных знаниях в точных науках, идеализируют компьютер настолько, что думают, что тот сам решит все за инженера. Но компьютер — только инструмент, который облегчает его работу. Он же НИКОГДА не заменит его мышление. А если человек, не понимая сути задачи, введет в компьютер неверную информацию или расчетную схему, то результат получит неправильный. И тогда ошибка приведет к аварии!

Мой опыт свидетельствует, что простейшие физические формулы, «азы» сопротивления материалов, строительной механики каждый инженер должен всю жизнь помнить и в экстремальных случаях немедленно использовать эти знания. Кстати, для простых подсчетов очень полезна логарифмическая линейка, которую молодежь и в глаза не видела.

Для дальнейшего прогресса в подготовке инженерных кадров хочу дать еще несколько рекомендаций.

В школьные программы математики и физики нет нужды включать элементы высшего университетского курса (дифференциалы, интегралы и пр.). Зачем это в школе всем, когда из класса, например, выйдет всего лишь один инженер или математик? В ВУЗах же все это без проблем системно изучается студентами с математическим мышлением.

Учителям физики и математики нужно поднять оплату труда, так как их мышление особенное — это дар Божий. Тогда они пойдут в школу.

Отдельный вопрос вызывает тестирование при поступлении в ВУЗы. Только беседа сможет обнаружить знания. И что значат 15-20 баллов из 100? Разве это знание? До смешного доходит, когда, например, два года назад на энергетический факультет БНТУ поступил молодой человек, сдавший тест по физике на «1». Но он прошел по общей сумме тестов. В инженерном деле это недопустимо!

Ребят нужно направить в инженерную сферу. Для этого необходимо выявлять способных уже в школе и организовывать для них специальные занятия. Японцы это давно поняли.

Звание инженера нужно поднять на высокий уровень. Следует организовать пропаганду инженерной профессии в СМИ, чтобы вызвать у молодежи интерес. Медлить дальше не допустимо!

Рышард Кацынель, главный инженер института «Гродногражданпроект». Газета «Звязда», 1 апреля 2015 года.
Оригинал на белорусском языке: zviazda.by/2015/04/77570.html

Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.