Обучение информатике по системе Долинского

Статья из белорусской республиканской газеты «Звязда» в переводе на русский язык.

Кажется, преподавателю спецкурса по информатике Михаилу Долинскому сегодня не нужны особые рекомендации. Если начать перечислять все титулы его и его учеников, не хватит места в газете. Поэтому сухие цифры. Гомельская область на международных олимпиадах по информатике (IOI) за 15 лет участия получила 23 медали разного достоинства. Для сравнения: у Минской области, которая на втором месте, - 10 наград. Юный компьютерный гений Геннадий Короткевич, имеющий титул трехкратного чемпиона мира по программированию среди школьников, а недавно удостоенный звания «Человек года Гомельщины», делал первые шаги в учебном классе Михаила Долинского. Кстати, еще во втором классе юноша показал результаты, которые позволяли ему пересесть на студенческую скамью. Сам Михаил Семенович, который когда-то начал преподавать только потому, что нужны были коллеги-программисты, так втянулся в это дело, что стал абсолютным авторитетом в мире обучения программированию с первого класса. Между тем, сегодня университетский преподаватель шутит, что ребенка можно научить программировать раньше, чем читать. Среда и воскресенье - дни, когда Долинский занимается с детьми в школе № 27 Гомеля, и именно здесь он назначил мне свидание.

Студенты минских ВУЗов Дмитрий Богданов, Юрий Бруков, Алексей Ропан (в составе команд БГУ и БГУИР), которые родом с Гомельщины, совсем недавно стали призерами студенческой олимпиады 2012 года по программированию под эгидой АСМ (Association for Computing Machinery) в Варшаве. В них принимали участие около 100 сильнейших команд университетов со всего мира. Своему первому учителю, Михаилу Долинскому, Дмитрий послал электронное письмо, где, помимо прочего, написал: «Могу порекомендовать будущим поколениям, собирая команду, думать о психологической совместимости и о разнообразных способностях участников. Это особенно дает плоды на соревнованиях. Наш результат не был бы возможен без работы Михаила Семеновича Долинского, Анжелики Ивановны Лапо, Владимира Михайловича Котова, советов Леши Толстикова и поддержки очень многих людей. Благодарю от команды всех этих людей. Наша медаль - это и ваша медаль».

- С пятиклассниками я начал работать в 2007 году, 4 ученика тогда одновременно пришли: Вова Миняйлов, Сергей Вераксич, Саша Громыко и Вова Шлягровский. Они все одинаково хорошо занимались. Но результаты были разные. Владимир Миняйлов сейчас оканчивает Московский государственный университет, а еще школьником он трижды стал призером международных олимпиад. Двое оканчивают Гомельский государственный университет. При этом Сергей Вераксич еще в 7 классе попал на республиканскую олимпиаду. А Саша Громыко только в 10 классе выступил «на республике», взял диплом и поступил в университет без экзаменов. Четвертый - Вова Шлягровский - только в 11 классе первый раз попал на республиканскую олимпиаду, но диплом взять не смог... Я стал думать: они одинаково хорошо и много занимаются, а результаты разные.

Долинский с учениками- Способности и от природы у людей разные, и естественного отбора никто не отменял...

- Да. Когда-то я работал на учебно-производственном комбинате. Заявление принесли 75 человек, а нужно было набрать 25. Тогда написал на доске текст на языке программирования - это 10 строк. И дал задание: кто перепишет первый и без ошибок, то зачисляется. Если же будет хотя бы одна ошибка, можно попробовать переписать заново, а можно покинуть класс... С удивлением для себя обнаружил, что одни дети за 15 минут написали, а другим и 45 было мало. Сегодня аналогичный прием я использую с первокурсниками на вводных занятиях. Дается 10 задач, которые позволяют понять технологию - как работать в университетском пространстве. И снова огромная разница во времени выполнения, а значит, в способе мышления. Одни имеют навыки думать, а другие - нет. Я попытался разбить обучение на какие-то компоненты и тренировать по отдельности различные умственные операции - например, сравнение, аналогию, представление, анализ, синтез, абстракцию... Мы попытались делать такие задания, которые работают на это. Все упражнения построены целенаправленно. Для тех, кто не умеет читать, - 3 уровня сложности. Вообще же система обучения пятиуровневая.

- Могли бы нарисовать портрет вашего типичного ученика?

- Сотни приходят заниматься, десятки остаются. Те, кто здесь постоянно, можно считать, уже решили свои профессиональные проблемы: они поступят в ВУЗы, получат специальность, будут иметь хороший заработок. Приходят дети интеллигентов в основном, но есть и другие примеры. В этом сила системы: работай, шевели мозгами - и поднимешься на высоту. Однако тех, кто хочет работать, сегодня все меньше и меньше. Когда-то в классе стояло 8 компьютеров, а приходило заниматься 30 человек. А сейчас наоборот: 30 компьютеров на 8 человек. (На самом деле в классе не менее 2-х десятков детей разного возраста. - Авт.) Я пошел к младшим в том числе и потому, что старшие уже не хотят заниматься. Есть и другая проблема: умение преодолевать самого себя. Каким бы гением ученик ни был в своем школьном классе, в нашей аудитории он очень быстро доходит до того момента, когда становится трудно. И тогда нужно осваивать что-то новое, напрягаться, преодолевать себя.

- Михаил Семенович, работает ли ваша система со студентами?

- Учиться я заставляю всех. Стараюсь и лекции, и практические занятия организовать таким образом, чтобы создать условия для роста. Важно, чтобы люди занимались и делали то, что им интересно. Естественно, как любому преподавателю, мне нравится, когда студент задает какие-то умные вопросы, но на оценку это не влияет. Я претендую на то, чтобы на мои занятия ходили, и чтобы в аудитории была тишина. А оценки студенты получают автоматически во время семестра: на лекциях и на практических занятиях, также есть индивидуальные задания. Я предлагаю студентам составлять новые задачи, тесты. Есть у меня и система специальных бонусов. Вот из этих составляющих и формируется окончательная оценка знаний. Сейчас в студенческих аудиториях стали доминировать студенты-«платники». Часто они не очень хотят учиться, но мои принципы распространяются и на них.

- Много ли своих учеников вы продолжаете учить в ГГУ имени Ф. Скорины? Или они предпочитают другие, более престижные ВУЗы?

- Безусловно, учатся и в Гомеле. Многие поступают в БГУ на факультет прикладной математики. С некоторого времени наши выпускники протоптали дорожку в БГУИР (Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники). Есть отдельные, предпочитающие университет информационных технологий и точной механики и оптики в Санкт-Петербурге, где с 1997 года проводят полуфинал студенческого командного первенства мира по программированию, а также командное первенство среди школьников бывшего СССР. Есть сведения, что Гена Короткевич именно туда подал документы для зачисления. В Московском государственном университете и Московском физико-техническом институте тоже наши учатся...

- Есть примеры, что они возвращаются домой?

- Из тех, кто уехал, я не видел ни одного, кто вернулся. По крайней мере, есть наши выпускники, работающие в Intel, Google... Но ведь есть Артем Кузнецов - первый гомельчанин, который стал чемпионом республики в 1997 году. Потом он стал серебряным призером международной олимпиады по информатике. Кстати, Артем стал и первым разработчиком системы дистанционного обучения. Он учился в Гомеле, потом нашел работу в Москве - занимался мобильным банкингом. Быстро стал там руководителем отдела разработки, а сам отдел перевел в Гомель. Сейчас здесь под его руководством большое количество специалистов, живущих в Гомеле, но получающих практически московскую зарплату. Теперь другая проблема возникла: у нас нет столько людей, чтобы удовлетворить все их вакансии. Поэтому возникла конкуренция, и фирмы начали друг у друга переманивать специалистов. Помните, была такая фраза: «Кольт уравняет шансы»? Сейчас можно сказать аналогичное про интернет. Тот же Гена Короткевич - лучший пример. Он стал лучшим на планете, находясь в Гомеле. Потому что сегодня можно в любом месте получить любую информацию - нужно только работать. И если есть определенное окружение, как у нас, возможно, это быстрее получится. Между тем, если в африканских странах своеобразным социальным лифтом является спорт, то у нас - программирование. Но я бы назвал это, скорее, социальной лестницей. Здесь нужно пройти своими ногами, чтобы забраться на определенную высоту.

И, если проводить аналогию дальше, я эту лестницу строю - вместе со своими студентами, аспирантами... И цель - чтобы она была как можно выше.

- Спортивное программирование высшего уровня - это ведь не только мозги, знания и работоспособность. Необходимы определенные психологические качества?

- Были примеры, когда ученик показывал очень хорошие результаты дома, но на соревнованиях у него ничего не получалось. Например, потому, что накануне не смог заснуть. Одно из средств решения этой проблемы - начинать участвовать в соревнованиях с младшего возраста. Надо попадать в стрессовое состояние много раз, чтобы постепенно перестать волноваться. Полезно, что в реальных соревнованиях участники получают не только положительный, но и отрицательный опыт, учатся справляться с эмоциями. Гена Короткевич со второго класса ездил на олимпиады, и я вообще не видел, чтобы он чего-то боялся. Был случай, когда Геннадий выиграл областную олимпиаду с температурой под 40. Многие потом говорили: это он с температурой так всех обошел, а если бы был здоров?

- Программист в стереотипном восприятии многих - человек, мало приспособленный к реальной жизни, который разговаривает на каком-то жутком языке...

- Такое действительно случается. Но ведь это вопросы личной культуры, что, по моему мнению, касается не только программистов. А влиять на воспитание сложно. Только, когда человек готов воспринимать тебя как личность. Медики говорят: «Не навреди». Если я не уверен, что мои высказывания правильно поймут, хорошо подумаю, прежде чем что-то порекомендовать.

- Михаил Семенович, бывали ли у вас конфликты с учениками?

- Да, было. С Димой Богдановым случилась история, когда я тренировал сборную школьников страны по спортивному программированию.

Он очень хотел, чтобы его друг тоже попал в сборную, и решил именно для этого выступить плохо. Так и получилось. Вот тогда мне пришлось высказать свою точку зрения: если меня не уважают как тренера, я не буду работать в таких условиях. Кончилось тем, что Диму «изолировали» от команды за этот поступок. Сам он был уверен, что в любом случае попадет на соревнования. Тем не менее ему отказали. Наконец он принес извинения, и тогда я пошел навстречу - сделал все, чтобы его вернуть в команду. Плохо выглядели и я, и Дима. Тем не менее он тогда привез «золото». Кстати, сейчас это один из самых благодарных моих учеников. Мне кажется, человеку воспитанному вообще легче чего-то в жизни достичь. Мне важно, чтобы у них были нормальные человеческие качества.

- Ваши ученики могут получить компьютерную зависимость?

- Зависимость возникает обычно в игре, где сильные эмоции. А тут они думают, устают, отдыхают... Довольно рано дети выясняют: если хочешь чего-то достичь, у тебя не будет времени на игры. А когда ты играешь, не будет времени стремиться и достигать. Я всегда стараюсь, чтобы у учеников была мотивация заниматься программированием. Для этого существует таблица результатов - где все видят, как друзья решают задачи. Приходилось в качестве поощрений использовать, например, торты - и делить их пропорционально сделанному количеству задач... Некоторые из лучших уже школьниками получают определенные премии за успехи - это тоже важный стимул, чтобы заниматься дальше. Что касается меня лично... Возможно, можно было бы провести иначе время, которое я посвящаю своим ученикам, но не получается. Возможно, это самосовершенствование, возможно, интересный бесконечный спор с самим собой...

 

Семь «краеугольных камней» системы Михаила Долинского, или безусловные принципы организации учебного процесса

  1. Постоянство. Занятия со школьниками по средам и воскресеньям не могут быть отменены ни в коем случае, а когда я отсутствую, меня заменяет кто-то другой.

  2. Всеохватность. Я не отказываю никому из тех школьников, кто приходит. Пришел и хочешь учиться - учись. Кстати, сегодня это могут быть не только первоклассники, но и дошколята.

  3. Эффективность. Главный критерий эффективности - коэффициент использования учебного времени. Я стремлюсь к тому, чтобы на каждом занятии каждую минуту работал каждый ученик - на границе своих возможностей: закрепляя полученные навыки или постигая что-то новое.

  4. Индивидуальность. Эффективности можно достичь только при индивидуальном или дифференцированном обучении. Это означает, что каждый движется по учебному материалу с собственным темпом и, соответственно, в один момент времени учащиеся могут находиться в совершенно разных точках учебного маршрута.

  5. Самостоятельность. Понятно, что индивидуальность обучения может быть достигнута только при условии самостоятельности обучения каждого. Один учитель не может физически непосредственно обучать (разъяснять, слушать...) всех учеников одновременно, тем более если они работают с разным учебным материалом.

  6. Оптимальность (подбора материала). Пытаюсь подобрать наиболее полезный для изучения материал и построить его изучение в наиболее эффективную систему. Стараюсь сегодня учить лучше, чем вчера, а завтра - лучше, чем сегодня.

  7. Требовательность к выполнению правил. Это тишина в аудитории, наличие тетради и ручки, приход и уход в определенное время и, разумеется, не лгать, а самому выполнять задачи.

Ирина Асташкевич. Фото автора. Газета «Звязда», 5 июля 2012 года.
Оригинал на белорусском языке: zvyazda.minsk.by/ru/pril/article.php?id=99515

Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.