Появится ли у работников дошкольных учреждений свой профессиональный праздник?

Статья из белорусской республиканской газеты "Звязда" в переводе на русский язык.

Вчера в стенах Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка в торжественной обстановке были объявлены победители первого республиканского конкурса среди дошкольных учреждений. А накануне в стенах БГПУ состоялся "круглый стол" "С любовью к профессии", участники которого попытались найти ответ на принципиальные вопросы. Нужно ли воспитателям дошкольных учреждений высшее педагогическое образование? Какими качествами должен обладать человек, работающий с малышами? Что более важно в работе воспитателя - любовь к детям или владение современными педагогическими технологиями и методиками? Как остановить отток кадров из дошкольных учреждений и как привлечь в педагогические ВУЗы высокомотивированных абитуриентов? Активное участие в дискуссии приняли как конкурсанты, так и члены организационного жюри, представители профессорско-преподавательского состава, а также студенты.

Первый проректор БГПУ, кандидат педагогических наук, доцент Александр Андарало не скрывал своей озабоченности увеличением случайных людей в этой очень важной благородной профессии. Известно, что до восьми лет ребенок получает 85 процентов всей информации, необходимой ему для дальнейшей жизни. Именно в этом возрасте формируется его личность и закладывается интеллектуальный потенциал. Счастливое здоровое детство и дальнейшая судьба каждого ребенка напрямую зависят от мудрости воспитателя, его терпения и внимания к внутреннему миру ребенка. В дошкольном учреждении нельзя просто отработать смену и уйти домой. К каждому ребенку обязательно нужно искать подход, выяснять его проблемы, анализировать их и решать совместно с родителями и психологом.

Иностранные ученые доказали, что наиболее высокий уровень отдачи от инвестиций в человеческий капитал дают инвестиции в систему дошкольного образования. Вот почему во всем мире сегодня самое пристальное внимание уделяется развитию именно дошкольного образования. Однако в нашем обществе работа воспитателя, к сожалению, не считается престижной. В соседней России провели социологический опрос, в ходе которого выяснилось, что сами педагоги в рейтинговой таблице педагогических профессий поставили профессию воспитателя на последнее место. Вряд ли в Беларуси были бы принципиально другие результаты опроса... Не таким ли отношением к профессии воспитателя в обществе объясняется тот факт, что по уровню своей подготовки по белорусскому, русскому языку и математике первокурсники факультета дошкольного образования БГПУ отстают от первокурсников всех других факультетов. Это показала, в частности, ректорская проверка...

- Когда-то сентябрь мы традиционно посвящали помощи сельским хозяйствам в уборке урожая, а сейчас мы вынуждены первый месяц посвящать подтягиванию знаний всех первокурсников к уровню ВУЗов по основным предметам, - с грустью констатировал Александр Андарало. - Сегодня многие спорят на тему, сколько часов нужно отводить на педагогику и психологию. А мне кажется, что настоящая беда - если воспитатель не может сказать детям ни одного слова на белорусском языке, если педагог не любит читать. Воспитатель должен быть прежде всего настоящим специалистом, образованным и всесторонне развитым человеком, так как рядом с ними находятся не только дети, но и родители, уровень культуры которых тоже надо поднимать.

Есть мнение, что будущим воспитателям со студенческой скамьи надо чаще посещать дошкольные учреждения, чтобы иметь четкое представление о будущей профессии, нужно больше времени отводить во время обучения в университете на педагогическую практику. Наверное, это и действительно так, ведь есть среди студентов и такие, которые считают, что после окончания ВУЗа они будут работать не с детьми в группе, а инструкторами-методистами. Как говорится, смех сквозь слезы...

В России для того, чтобы привлечь внимание общества к системе дошкольного образования, установили праздник - День дошкольного работника. Есть же свой праздник у учителей? А воспитателям с "учительского стола" всегда оставались только крохи внимания. Тем более что работники дошкольных учреждений - это не только воспитатели, но и музыкальные работники, логопеды, инструкторы по физкультуре и даже медики, которые заботятся о здоровье будущего поколения. Все они также вкладывают в работу свою душу и свое мастерство.

В Беларуси пока своего профессионального праздника работники дошкольных учреждений не имеют. Заместитель министра образования Казимир Фарино пообещал, что над этим вопросом в министерстве подумают:

- Давайте посмотрим, как общество отреагирует на первый республиканский конкурс среди дошкольных учреждений, который как раз задумывался с целью повышения престижа деятельности воспитателей. Рассматривались различные варианты: проводить конкурс то ли среди воспитателей, то ли среди дошкольных учреждений. Решили остановиться на втором варианте, поскольку посчитали, что окружение, в котором находится ребенок, следует оценивать в целом: все лучшее, что его окружает, создавалось не одним педагогом, а всем коллективом. Мы будем проводить такие конкурсы один раз в три года. Лучшего учителя года мы также определяем не каждый год. Надеемся, что продолжением этого конкурса станет создание творческого объединения воспитателей в клубе "Подснежник", который станет аналогом клуба "Хрустальный журавль", основанного победителями и финалистами конкурса "Учитель года".

Напомним, что в первом этапе республиканского конкурса на лучшее дошкольное учреждение участие приняли более 200 учреждений, а в финал попали 14 учреждений: 8 - городских и 6 - сельских. Среди городских дошкольных учреждений первое место и большой хрустальный подснежник завоевал коллектив дошкольного центра развития ребенка № 1 города Могилева. Диплом второй степени и малый хрустальный подснежник достались Дошкольному центру развития ребенка № 75 Фрунзенского района города Минска, а диплом третьей степени - санаторному яслям-саду № 118 Центрального района города Минска.

Звание лучшего дошкольного учреждения сельского населенного пункта будет носить три года Чистинские ясли-сад № 2 Молодечненского района. Второе место в этой номинации завоевал коллектив дошкольного центра развития ребенка агрогородка Василишки Щучинского района, а диплом III степени - Холмечский государственный ясли-сад Речицкого района. Кроме того, обладатели дипломов I степени получили и материальное поощрение в размере 130 базовых величин, обладатели дипломов II степени - 100 базовых величин, и 80 базовых величин составило материальное поощрение "бронзовых" призеров.

Надежда Николаева. Газета "Звязда", 12 ноября 2011 года.
Оригинал на белорусском языке: zvyazda.minsk.by/ru/archive/article.php?id=88794

Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.