Энергетический факультет БНТУ

Статья из белорусской республиканской газеты «Звязда» в переводе на русский язык.

Начало темы: Белорусский национальный технический университет (БНТУ) и его структура.


От декана энергетического факультета Степана Макаровича Силюка и заведующего кафедрой тепловых электрических станций, доктора технических наук, профессора Николая Борисовича Карницкого мы узнали, что поручение готовить кадры для Белорусской АЭС не было для БНТУ новым. Три десятилетия назад здесь уже готовили работников для Минской АЭС, строительство которой тогда велось неподалеку от столицы и было прекращено в связи с аварией на ЧАЭС. Своих выпускников тех пор политех распределял по всему Советскому Союзу. Они работают на Кольской атомной станции, на Смоленской, на Ленинградской, Ростовской АЭС. В том числе на руководящих должностях. Некоторые из них сейчас начали возвращаться домой. Скажем, на должность начальника турбинного цеха будущей АЭС приехал бывший выпускник энергофака Анатолий Рокач.

Так что опыт был. Безусловно, когда поступило предложение восстановить процесс обучения по специальности «Паротурбинные установки атомных электрических станций», пришлось его существенно обновлять. Тем более, что через некоторое время здесь начали готовить и специалистов по автоматизации и управлению энергетическими процессами.

работа в лаборатории БНТУ

Прежде всего представители энергофака БНТУ поехали к тем, кто готовит такие кадры. Чтобы не получилось, что белорусы создадут какие-то несовместимые учебные планы. Побывали в Московском энергетическом институте (знаменитом МЭИ), познакомились с рядом материалов. В Московском инженерно-физическом институте, который сейчас называется Национальный исследовательский ядерный университет и является головным — готовит кадры для всей России. Посмотрели, как работают в этом направлении другие ВУЗы, постарались перенять лучшее.

— Мы оперативно подготовили новый образовательный стандарт, новый типовой учебный план, новый рабочий учебный план, подготовили все программы, — рассказывают наши собеседники. — Преподаватели нескольких кафедр сами сели за учебники, прошли переподготовку в Обнинске — в Центральном институте повышения квалификации. Преподавать часть предметов пригласили специалистов и ученых из академических научно-технических предприятий и институтов в Соснах, из Сахаровского университета.

Параллельно создавали учебную базу — по специальным дисциплинам, и успели сделать это за два первых года, пока студенты учили общеобразовательные предметы. Постепенно на кафедре переоснастили все лаборатории. Поддержало руководство университета, и мы смогли закупить всю новую литературу, которую издают на постсоветском пространстве, и прежде всего в Москве.

Одновременно готовили базы для прохождения производственных и преддипломных практик. Что совсем не просто, так как все АЭС находятся за границей, это режимные объекты, и поэтому студентов-практикантов должны постоянно сопровождать преподаватели. Практика проходит в России, в Украине. Удалось договориться и отправить студентов в Германию.

логотип БНТУ

Набор 2008 года не был большим — 27 человек. Но с 2014 года для работы на АЭС БНТУ будет выпускать кадры по 4 специальностям. Следует подчеркнуть — при поддержке специалистов Обнинска, Ульяновска, Севастополя, даже миссии МАГАТЭ.

Первый выпуск состоялся в этом году, выпустили 25 человек. Чуть ли не каждый третий получил диплом с отличием. У остальных высокий средний балл — была стопроцентная успеваемость. Распределились пока в «родственные» коллективы — на белорусские электростанции, работающие на органическом топливе, в «Энергоатомнадзор». Все они должны пройти довольно длительную стажировку на рабочих должностях — машинистами-обходчиками турбин и вспомогательного оборудования. А из БНТУ в дирекцию строящейся АЭС, передана база данных на первых выпускников.

Публикацию подготовили Владимир Хилькевич, Александр Фурсов и Евгений Песецкий (фото) при содействии пресс-центра БНТУ. УНП 100354447. Газета «Звязда», 12 ноября 2013 года.
Оригинал на белорусском языке: zviazda.by/2013/11/21579.html

Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.