Часть 1. О необходимости нетрадиционных уроков физики

Это первая часть цикла статей "Нетрадиционные уроки физики как способ повышения интереса учащихся к изучению предмета" белорусского учителя физики Светланы Боровик. Материал предоставлен автором и публикуется с некоторыми изменениями.


- Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя.

Э. Хаббард      

Научно-технический прогресс привел к изменению характера труда человека. Возросла степень автоматизации производства, усложнилась техника, увеличились требования к знаниям. Поэтому особую актуальность приобрели задачи развития мышления учащихся, их умений самостоятельно пополнять знания, ориентироваться в новой учебной и трудовой ситуации, в частности уметь самостоятельно применять теоретические знания к решению практических задач.

Вспомним, с каким интересом ребёнок первый раз идёт в школу, ведь его ждёт там много нового, интересного и необычного. Но проходит время, и интерес к учению пропадает. Неинтересные, однообразные уроки, построенные по одной схеме, повторяющиеся изо дня в день, быстро надоедают.

Почему это происходит? В современной дидактике основное внимание уделяется проблемам, связанным с содержанием обучения и его методами, а самой организации познавательной деятельности учащихся уделяется гораздо меньше внимания, от этого и идёт неумение учителя организовать деятельность учащихся на уроке.

Перед учителями базовой школы стоит важная проблема — пробудить интерес, не отпугнуть ребят сложностью предмета, особенно на первоначальном этапе изучения курса физики. Чтобы ученики хотели и умели получать знания, необходимо активизировать деятельность самих учащихся на уроке. Учебный процесс должен строиться так, чтобы ученики сами получали знания, а учитель являлся бы организатором этой деятельности.

В последнее время распространение получают нетрадиционные уроки физики. Меня заинтересовал вопрос, почему при огромном усердии и добросовестном отношении к работе учитель не всегда может добиться желаемого результата. Почему после доступного объяснения нового материала ученикам трудно излагать его самостоятельно, пользоваться на практике положениями теории? Если хорошо подумать, то все трудности возникают в первую очередь от нашего несовершенства. Любые знания сейчас настолько стремительно устаревают, что роль учителя как их информатора и транслятора ослабевает.

В традиционной деятельности педагога основная цель — увеличение количества и качества знаний путем простой передачи их от учителя к ученику. Ученик должен выучить то, что ему хорошо объяснили. В нетрадиционной педагогической деятельности основная цель — развитие способностей учеников и учителей, систематизация знаний. При этом увеличивается количество и качество знаний, но главным является то, что это происходит в процессе развития способностей. Учеников нужно учить способу приобретения знаний, эта задача хорошо решается на примерах проведения нетрадиционных уроков, которые очень часто я провожу совместно с учениками.

Многие годы существует авторская школа преподавания физики на основе концепции, разработанной доцентом Московского педагогического Государственного университета С. В. Анофриковой. Эта концепция наиболее близка мне, как учителю предметнику. Главная ее особенность — не учить школьников самостоятельности, а создавать условия для ее проявления. Человека нельзя научить, развить, воспитать, если он сам не захотел научиться, развиться, воспитаться. В связи с этим меняется представление о роли учителя в учебном процессе: он должен выступать не как источник информации, а как организатор деятельности учащихся. Это одна из отличительных черт авторской школы, в которой ученики на уроке — «ученые», добывающие новые знания. Эта концепция позволяет сделать главным действующим лицом на уроке тех, ради кого мы и приходим в школу. Ученики сами создают знания, как будто бы до них никто этого не сделал. Пусть они сами сначала осознают, какие действия и в какой последовательности нужно выполнить, чтобы сразу грамотно ответить на поставленный вопрос, решить поставленную задачу. Если самостоятельно спланируешь свою деятельность, то выполнить ее — нет ничего проще.

Мы, учителя, уйдем на задний план и тихо, ненавязчиво, вопросами, будем побуждать ученика к самостоятельной деятельности, спокойно реагировать на их неправильные, с нашей точки зрения, ответы, уважая в них Человека, право иметь собственное мнение. Направим свои усилия на создание человека действующего, для которого научные знания не свод туманных, абстрактных истин, а руководство в действиях.

Повышение эффективности урока — важнейшая проблема, волнующая всех учителей. Нужны нестандартные, оригинальные приемы, активизирующие всех учеников, повышающие интерес к знаниям и обеспечивающие быстроту усвоения материала с учетом возраста и способностей учащихся. Многие учителя не заменяют стандартные уроки классического образца, а дополняют их, способствуя совершенствованию учебного процесса.

Успешность проведения оригинальных уроков зависит от ряда действий учителей и учащихся. Проводится тщательная подготовка таких уроков: даются предварительные задания, объясняется построение урока, роль и задачи каждого ученика, готовятся наглядные пособия: карточки, дидактический материал. Продумывается ход занятий с учетом уровня и особенностей как класса в целом, так и отдельных учащихся, характера и способностей учащихся, получивших конкретное задание, последовательность операций и т. д.


Далее: анкетирование учащихся (часть 2).  |  Все статьи по преподаванию