Стране не хватает рабочих кадров. Профессионально-техническое образование меняется

Статья из белорусской республиканской газеты «Звязда» в переводе на русский язык.

Как свидетельствуют результаты опроса, проведенного Научно-исследовательским институтом труда в организациях различных форм собственности, более 65% из них испытывают дефицит кадров рабочих и служащих.

— К сожалению, рынок труда еще не стал прямым заказчиком профессиональных образовательных услуг, в результате чего медленно сокращается дистанция между спросом рынка труда на кадры и предложениями профессионального образования, — сообщил на коллегии Министерства образования, посвященной подготовке кадров с профессионально-техническим и средним специальным образованием, первый заместитель министра образования Вадим Богуш. — В прогнозировании потребностей практически не участвуют организации малого и среднего бизнеса. И заказы на подготовку кадров не отражают потребности в новых квалификациях. Фактически отсутствуют заявки на подготовку редких и малочисленных профессий.

Практика свидетельствует, что организации, которые сделали заказ на кадры, далеко не всегда обеспечивают трудоустройство заказанных выпускников и заказчики не несут ответственности за заявленную потребность. Пока серьезных проблем с трудоустройством выпускников не возникало. Так, в 2013 году получили направление на работу 97,8% выпускников с профессионально-техническим образованием и 96,2% со средним специальным образованием. Сложнее обстоят дела с закреплением молодых специалистов на рабочих местах...

По мнению Виктора Богуша, это комплексная проблема. С одной стороны, приходится констатировать низкий уровень ориентации выпускников на будущую профессиональную деятельность. С другой стороны, закреплению молодежи не способствует низкая конкурентоспособность самих рабочих мест, уровень заработной платы и отсутствие социального пакета.

— Нужно максимально задействовать возможности нанимателей в предоставлении стимулирующих выплат, для решения жилищных проблем и создания условий для заочного обучения молодых специалистов в учреждениях более высокого уровня образования, — подчеркнул Вадим Богуш.

В прошлом году целевой прием на уровень профессионально-технического образования составил всего 6%, а на уровень среднего специального образования — 15%. В Министерстве образования считают, что более активное использование целевой подготовки позволит повысить ответственность нанимателя за сформированный заказ и обеспечить условия для реализации дополнительных преференций для учащихся, а затем и молодых специалистов. Это может быть выплата дополнительных стипендий успешным учащимся, выплата разовых субсидий и материальной помощи, предоставление арендного жилья и т.д. Целевой набор нужно довести в учреждениях профессионально-технического образования до 50%, а в учреждениях среднего специального образования — до 30%.

За последние три года наметилась тенденция уменьшения наполняемости профессионально-технических и средних специальных учреждений, что влечет за собой увеличение стоимости подготовки учащихся. Так, расходы на одного учащегося в учреждениях среднего специального образования, подчиненных Министерству образования, составляют 26,6 млн. рублей в год, а расходы на подготовку одного учащегося профессионально-технического заведения составляют 28,9 млн. рублей в год. Наименьшие затраты в минских учебных заведениях, имеющих большую наполняемость.

Расходы на подготовку одного учащегося профессионально-технического заведения составляют 28,9 млн. рублей в год.

Сейчас продолжается работа по сокращению сроков получения профессионально-технического образования на основе общего среднего образования с 1 года 6 месяцев до одного года и с двух лет до 1 года 6 месяцев. По словам первого заместителя министра образования, уменьшение сроков подготовки рабочего в учреждениях профессионально-технического образования на полгода сокращает бюджетные расходы на 14,5 млн. рублей на одного учащегося в год.

— Стоимость подготовки кадров в системе профессионально-технического образования во всех странах достаточно высокая, поэтому во многих государствах создают условия (преференции) для привлечения к финансированию образовательного процесса нанимателей всех форм собственности. Применяется так называемая дуальная система. Государство оплачивает развитие учреждений образования, подготовку по общеобразовательным, общепрофессиональным и специальным дисциплинам, а наниматель берет на себя производственное обучение и практику учащихся. Полагаю, что настало время и нам обсудить возможность внедрения такого механизма, — добавил Вадим Богуш.

Участие в выездной коллегии Министерства образования принял премьер-министр Михаил Мясникович. Глава правительства выразил недовольство тем фактом, что в главном образовательном ведомстве страны не выполнили его поручение по созданию системы непрерывной подготовки кадров. По мнению Михаила Мясниковича, это должен быть своеобразный учебный кластер или холдинг, который объединит решение трех задач: подготовку рабочих кадров, специалистов со средним специальным образованием и кадров с высшим образованием. В качестве примера премьер-министр привел Высший государственный колледж связи.

Глава правительства порекомендовал работать более конкретно. «Министерство образования не должно выдавать рекомендации на все случаи жизни. Ему нужно брать больше ответственности на себя и принимать управленческие решения, может быть, где-то даже навязывать свои требования», — подчеркнул Михаил Мясникович.

Надежда Николаева. Газета «Звязда», 10 октября 2014 года.
Оригинал на белорусском языке: zviazda.by/2014/10/56309.html

Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.