Знания без умения их применить — как чемодан без ручки

Статья из белорусской республиканской газеты «Звязда» в переводе на русский язык.

Российские педагоги, проанализировав результаты единого государственного экзамена, пришли к неутешительному выводу: без ошибок пишет только третья часть выпускников, а с простыми арифметическими задачками не могут справиться абитуриенты, которые легко справляются с логарифмами и заданиями на теорию вероятности. Для примера, каждый десятый выпускник российской школы не смог найти правильный ответ к следующей задачке: «Поезд отправляется от вокзала пункта A в 20:52 и приходит в точку В в 16:40 следующего дня. Сколько времени он проводит в дороге?» Кстати, двойки по математике получили 9% от общего числа участников экзамена, а по физике не справились с заданиями 12,5% участников. Наибольшие трудности у выпускников вызвали качественные вопросы на объяснение сути физических явлений и процессов. Уверенно решали задачи повышенного и высокого уровня сложности не более четверти участников ЕГЭ по физике. И сегодня всех интересует: кто через пять, десять, пятнадцать лет будет проектировать корабли, самолеты и гидротурбины, строить мосты и запускать космические корабли?

Именно математика и физика хуже всего даются абитуриентам и в Беларуси. И хотя анализ результатов участников централизованного тестирования еще идет полным ходом, в Республиканском институте контроля знаний также могут привести аналогичные примеры, когда молодые люди не могут справиться с задачами практического содержания.

Так, в этом году абитуриентам на ЦТ была предложена следующая задачка. На одной чаше уравновешенных весов лежат 3 яблока и 1 груша. На второй — 2 яблока, 2 груши и гирька весом 20 граммов. Сколько весит одно яблоко (в граммах), если все фрукты вместе весят 780 граммов? А рядом были представлены пять вариантов ответов:

  1. 95;
  2. 105;
  3. 100;
  4. 125;
  5. 115.

- Примерно 60% абитуриентов задачу не решили. И это в ситуации, когда узнать вес яблока можно было как с помощью системы двух уравнений с двумя неизвестными, так и путем элементарных логичных рассуждений, — недоумевает директор Республиканского института контроля знаний Николай Феськов. — В другой задаче нужно было определить равнобедренный треугольник. Два угла были известны, а третий надо было вычислить. Элементарное задание, но абитуриент должен был знать, что сумма углов треугольника — 180°, а в геометрии два угла — равны.

Около 6% участников тестирования по физике не смогли узнать прибор, предназначенный для измерения скорости, 10% — прибор для измерения влажности, 12% — барометр, а 25% абитуриентов не знали, что прибором для измерения объема тела является мензурка.

Для объяснения многих явлений окружающего мира необходимо понимание физических и химических процессов, но далеко не все абитуриенты могут вспомнить, в каких единицах измеряется электрическое напряжение… Организаторы централизованного тестирования заметили, что, как только задача в тесте опирается на эксперимент, то обязательно будут неправильные ответы. Наверное, есть предметы (физика, химия, биология), которые не могут преподаваться в школе только на теоретическом уровне, и для овладения ими в полной мере школьникам требуются практические навыки, проведение школьных экспериментов и лабораторных опытов. На эту проблему обращают внимание и преподаватели, которые готовят белорусских школьников к участию в международных школьных олимпиадах.

Замечено, что многие не могут применить свои знания в ситуации, которая даже незначительно отличается от стандартной. Немного меняется формулировка задания — и абитуриенты не понимают, чего от них ожидают создатели теста. Некоторые абитуриенты ошибаются при анализе графиков, не могут применить правила приблизительных вычислений, правильно округлить окончательный ответ.

Реально оценить способность учащихся пользоваться полученными в школе знаниями и умениями помогло бы присоединение нашей страны к международной программе по оценке образовательных достижений PISA. В ее основе лежит предположение, что мало просто знать факты и правила. Надо уметь их использовать — например, для того, чтобы понять газетную статью о глобальном потеплении или рассмотреть манипуляцию с цифрами. Поэтому в тестах PISA 15-летним подросткам предлагаются не типичные задачи по физике, химии или математике, к которым все привыкли на постсоветском пространстве, а близкие к действительности проблемные ситуации, связанные с различными аспектами нашей жизни. По мнению экспертов PISA, получение в школе конкретных знаний, безусловно, очень важное, но использование этих знаний во взрослой жизни зависит от приобретенных в школьные годы навыков. В жизни конкретные знания (скажем, такие, как названия растений и животных) имеют меньшую ценность, чем понимание глобальных проблем, связанных с потреблением энергии, биологической вариативностью и человеческим здоровьем. Очень важны для школьников такие навыки, как умение устанавливать причинно-следственные связи, умение добывать знания, умение адаптироваться и самостоятельно принимать решения, а на постсоветском пространстве, как известно, главный акцент делается, в основном, на академизм и трансляцию готовых знаний

PISA внедрили 65 стран, в том числе Россия, Азербайджан и страны Балтии. Кстати, по результатам исследования, проведенного в 2009 году (а такие исследования проводятся каждые три года, а затем в течение еще одного года анализируются результаты тестов), Россия оказалась лишь на 41-м месте среди 65 стран. А в 2006 году Россия была на 36-м месте среди 57 стран.

Министр образования Республики Беларусь Сергей Маскевич поддерживает мнение, что Беларуси нужно также участвовать в программе PISA, но присоединение к международному тестированию связано с серьезными финансовыми затратами: это и немалый вступительный взнос, и необходимость создания отдельной структуры, которая будет осуществлять эту деятельность со штатом даже большим, чем штат Департамента контроля знаний. Поэтому в Министерстве образования не исключают, что в рамках сегодняшних интеграционных процессов на евразийском пространстве может быть создана собственная, более привлекательна для нас и наших соседей система оценивания. Вот только кого и с кем мы будем в этом случае сравнивать?

А пока что в белорусских ВУЗах вынуждены вводить специальные курсы — чтобы хоть немного подтянуть слабо подготовленных первокурсников к университетскому уровню. Студенты нередко приходят в университет с «девяткой» или «десяткой» в аттестате, но решить более простую задачу не могут. Причем нередко именно школьный аттестат позволяет абитуриенту дотянуться до проходного балла: в общей сумме баллов будущего студента его «вес» оказывается решающим. Но уже первая экзаменационная сессия все расставляет по местам — счет отчисленных из ВУЗов студентов идет на десятки и даже сотни, а в пределах страны за учебный год лишаются своих студенческих билетов до 15 тысяч человек.


Результаты ЦТ 2012

Менее 7 баллов получили по физике 9,45% участников тестирования, а по математике — 10,39%.

С нулевым результатом пришли на финиш 856 человек (по всем дисциплинам).

Количество участников, отстраненных от прохождения испытаний по причине нарушения установленных правил проведения ЦТ (за использование мобильных телефонов, шпаргалок и справочной литературы), — 44.

100 баллов абитуриенты получили в 193 случаях по 10 предметам: 97 абсолютных результатов по профильным предметам и 26 — по обязательным (19 — по русскому языку и 7 — по белорусскому).

Большинство владельцев стобалльных сертификатов являются выпускниками учреждений общего среднего образования 2012 года: 36 человек окончили среднюю школу, 49 — гимназию, 25 — лицей и 11 — другие учебные заведения.

Надежда Николаева. Газета «Звязда», 9 августа 2012 года.
Оригинал на белорусском языке: zvyazda.minsk.by/ru/archive/article.php?id=101222&idate=2012-08-09

Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.