Какой должна быть школа?

Статья из белорусской республиканской газеты «Звязда» в переводе на русский язык.

Я не хочу ни на кого пенять. Скорее — наоборот, хочу закинуть словечко за всех: педагогов, детей, родителей. Я хочу услышать советы. А возможно, и найти ответ. На будущее. Все же почему о детях, которые так загружены в школе, говорят что они заканчивают ее с... никакими знаниями? О чем свидетельствует то, что сегодня большинство старшеклассников занимается с репетиторами и что еще хуже — репетиторов начинают нанимать ученикам средних и младших классов? Что это — дефицит хороших учителей, недостатки школьной программы? Или это прихоть родителей, которые «борются» за победу ребенка во вступительной кампании? Почему дети не любят школу? И почему на систему образования столько нареканий?

Я искала ответы в интернете, просматривала подшивки газет. У нас нет площадки, где бы обсуждалась система образования. Даже если какая-то тема и поднимается, она больше касается второстепенных вещей: в чем дети должны ходить в школу, что лучше ноутбуки или нетбуки, как прошло тестирование, как оцениваются знания выпускников. А откуда узнать, чему и как учат наших детей? Что нам известно про сами реформы образования? Где учителю высказаться о том, что можно сделать для школы?

Со своими вопросами я обратилась и к родителям, опросила мам и пап, выслушала и мнения учителей. Я не буду сейчас сливать весь негатив, который услышала во время такого «родительского собрания». А мне рассказывали и про жуткие вещи. Например, о гимназии, куда зачисление производится исключительно по денежным взносам родителей — когда каждой матери (отцу) назначается «аудиенция» в директорском кабинете. Мне жаловались на слабую оснащенность, когда даже не хватает мячей для уроков физкультуры или реактивов для химии. Сетовали на учителей, которые не умеют (или не хотят?) заниматься с детьми. И на детей, которые безразлично относятся к учебе. На родителей, которые угрозами выбивают оценки своим потомкам. А еще — на плохие учебники, программы, перегрузки...

Но сегодня я не хочу вести речь об этих болячках, а поделиться интересными предложениями, которые были высказаны моими собеседниками. Тем более, как оказалось, современным мамам и папам все равно, что за образование получат их дети.


1. Домашнее задание для взрослых?

Ежедневно я делаю уроки. Иногда у меня на них уходит более двух часов. А если учесть, что я за них сажусь, как вернусь с работы и покормлю детей, то раньше, чем в десять, а то и в половине одиннадцатого освободиться от учебников не доводится. Да, я — мама школьника, который, кстати, учится только во втором классе. Конечно, мне с моим «стажем обучения» еще рано делать выводы о качестве образования. Хотя бить тревогу — в самый раз. Ведь, как оказалось, проблемы начинаются уже в начальной школе...

Иногда, когда я забираю сына из группы продленного дня, он жалуется, что у него болит голова. Психологи отмечают, что даже просто пребывание в шумном коллективе для маленьких детей — нагрузка. Ребенку нужно время и на то, чтобы побыть в тишине. А в школе не создано элементарных условий для отдыха малышей, которых родители не могут забрать сразу после занятий. Группа продленного дня теперь — это дети, закрытые в одном из школьных классов, за которыми просто наблюдает педагог. Вечером же родителям приходится жертвовать и отдыхом, и прогулками на улице ради домашних заданий. Можно ли обойтись без занятий на дому? Большинство из родителей, которым я задавала этот вопрос, сходится во мнении, что нет.

— Для того, чтобы дети усваивали школьную программу, наполняемость классов должна быть 10-15 человек, хотя бы в начальной школе, когда ребенок не может работать самостоятельно и ему еще нужно научиться учиться. О каком качестве образования можно говорить, если в первом классе 25 учеников! — отмечает Ольга Сенченко. — Кто-то не расслышал, не понял, постеснялся попросить учителя объяснить. Кроме того, программа составлена так, что ребенку просто нереально освоить все только на занятиях в школе. Посмотрите, какие факультативы и кружки (платные) предлагаются в школах. Это не какие-то дополнительные знания. Это — занятия по предметам школьной программы! Причем на них ходят не одаренные ученики и не ученики, которые отстают. На них обязательно должен ходить весь класс. Иначе, как нам объясняют учителя, дети не будут справляться со школьной программой (!). И таких обязательных факультативов в третьем классе у моего сына три! И тем не менее, я заметила, что, когда он приходил из школы, некоторые вещи просто не понимал. Кроме того, в учебниках встречаются ошибки, а также много слов, неизвестных ребенку. Но стоит объяснить некоторые правила — и сын прекрасно справляется. Проблема в том, что в школе учитель не будет ребенку все объяснять персонально. Поэтому всю школьную программу мы проходим дома. А чтобы сын хорошо отвечал на уроках, я беру учебники и мы просматриваем темы, правила, примеры на несколько уроков вперед. Уверена, что родители должны контролировать учебу детей в младшей школе. Но в таких ли объемах? Ежедневно я с сыном занимаюсь по 2-4 часа. Но я сижу в декрете с младшим ребенком, и поэтому у меня есть на это время. А как быть родителям, которые работают? Так, мамы одноклассников моего сына жалуются, что они уже ненавидят школу. Фактически все свободное время уходит на школьные домашние задания. Им жаль своих детей, в жизни которых нет ничего, кроме работы над заданиями школьной программы. Может, поэтому дети и начинают не любить школу, потому что ее слишком много. У них не хватает свободного времени на свои детские дела, игры. Это страшно, что детям некогда порисовать, почитать книжку (очень много замечательных произведений остается без внимания школьной программы), куда-то сходить... Сейчас говорят, что из школьной программы постепенно исчезают предметы эстетического цикла. Если дети не получат этого в школе, то получат ли вообще?

скучающий школьник на уроке

Программа составлена так, что информация, которую должен усвоить ребенок, нарастает, как снежный ком и есть риск, что ребенка накроет снежной лавиной. Если не следить за процессом. Не сидеть с ребенком и отрабатывать все правила до автоматизма. Не закреплять знания, работая с большим количеством рабочих тетрадей.

Для примера: в первом классе ребенок только учился читать и считать, а во втором он должен уже изучить множество правил по русскому и белорусскому языкам, чтобы писать правильно, научиться умножать и решать примеры «с отрезками».

У моего сына во втором классе по две тетради для закрепления знаний по каждому предмету (тетради по просьбе учительницы приобретали родители). Ранец уже сейчас неподъемный. Зато благодаря усилиям учительницы дети без проблем справляются с программой. Но все ли учителя способны (или готовы) так работать?

— Каждое домашнее задание, которое я делаю с дочерью, — это битва с «не хочу», «не могу», «не понимаю». И проблема не в ребенке — он старается. На уроке учительница не отрывает головы от учебника, темы дети не закрепляют.

Дома приходится объяснять все правила. Я — многодетная мама, и с ужасом думаю, что же это будет, когда в школу пойдут все мои дети, когда школьную программу мне придется «преподавать», объяснять каждому из четверых, — переживает Марина Карнович. Кроме того, школьное расписание такое, что самые сложные предметы в нем последние, когда ребенок уже подустал. Расписание составлено с нарушением — во втором классе у ребенка 6 уроков! Причем в понедельник — день, который должен быть наименее «загруженным». Вообще, я посчитала, что у дочери во втором классе в течение недели 24 урока (это с обязательными факультативами). Но дочь еще учится в музыкальной школе, где у педагогов тоже есть свои требования, задания. Если школьные нагрузки будут увеличиваться, детям придется идти на жертвы, и очень не хочется, чтобы это были занятия по душе. Тем более что школа не готовит всесторонне развитую личность, она дает определенный набор знаний по различным предметам. Если вы просмотрите учебники, получится, что самый сложный материал излагается в третьей и четвертой четверти, причем времени на освоение наиболее сложной информации дается очень мало. Детям по всем школьным предметам «предлагают» посещать платные факультативы. Если преподавание школьной программы будет держаться на платных факультативах, не станет ли хорошее образование недоступным для моих детей?

Может, Марина права? Знания уже начинают продаваться, причем не только в школе. Сегодня почти каждый выпускник до поступления в ВУЗ занимается с репетитором. Но что будет, если такие образовательные услуги «спустятся» в младшие классы? Не станет ли успеваемость ученика даже на уроках в школе зависеть от благополучия семьи? Добрая доля родителей еще до того, как их дети станут первоклассниками, платят за занятия детей в школах раннего развития или за то, что еще до школы с их ребенком позанимается репетитор. Причем некоторые репетиторы дошколят дают гарантию, что подготовят ребенка так, что он будет лучше отвечать на уроках и у него будут идеальные, аккуратные тетрадки. Родители уже начинают платить и за «развивающие» занятия детей в начальной школе. Например, сегодня предлагаются образовательные программы для младших учеников, где с детьми занимаются языком и математикой, закрепляют школьную программу, «прививают любовь к обучению». Если есть спрос на такие услуги, не свидетельство ли это того, что в школе не все хорошо? Или проблема только в неосведомленности (если неоткуда узнать, чему же учит школа, формируются стереотипы, что она «не учит вообще»)? Не исключено, что частные недостатки какой-то отдельной школы переносятся на всю систему образования. Но я заметила, что жалобы повторяются и одинаковые проблемы поднимают родители, чьи дети посещают разные школы.

— Программы составлены так, что учителя преподавать по ним просто не умеют или не могут (потому что мало времени дается на каждую из тем, не хватает нормальных учебников, в классах много учеников), — такое видение проблемы у Алеся Шевцова. — Вот например, ко мне подошла учительница и посоветовала искать сыну репетитора по английскому языку, так как он на уроке плакал, что ничего не понимает. Это во втором классе (английский у них преподается с первого, по два урока в неделю, причем второй урок — платный)! «Иностранный» сын учил в школе раннего развития с трех лет. Он с удовольствием смотрит мультики на английском языке, еще в детсадовском возрасте малыш знал все слова и фразы из программы первого класса и даже больше, мог говорить предложениями. И с чего вдруг он перестал понимать? Оказалось, это проблема не только моего ребенка. Родители одноклассников жалуются, что до школы их дети английский язык знали лучше. Может, потому, что занятия по английскому языку у детей проходили в группах по 4-7 человек? Многие родители уже наняли детям репетиторов по английскому языку. Взял в руки учебное пособие для учащихся 2-го класса учреждений по английскому языку «Magic Box», по которому занимаются наши дети, — и обалдел. А разве можно освоить такую программу, если с ребенком не заниматься персонально? В прошлом году дети изучали английский язык в устной форме и немного познакомились с алфавитом. А в этом году с первых уроков они должны читать слова и предложения? Но звук в английском языке звучит так, а читается в слове иначе. «Фишка» в том, что сначала дети должны «узнавать слова по образу», а уже потом они будут изучать правила чтения. Вспомните себя, как сложно было «вызубрить» иностранные слова, даже если вы знали, как они читаются. А тут маленьким детям нужно запомнить непонятные сочетания букв. И детям сразу же нужно «узнавать» не только слова, а целые предложения. Каждый урок им дается ряд новых слов. Чтобы ребенок это усвоил, двух уроков в неделю маловато. Кроме того, учитель должен стоять рядом и персонально каждому прочитывать слова, показывать пальцем. А наша учительница их даже не выписывает на доску, не включает детям диск, входящий в учебный комплекс. А еще класс из 23 человек делится на 2 подгруппы. И это маленькие дети, которым нужно особое внимание, персональный подход!

Недавно, прочитал у вас в «Звязде» материал о введении обязательного экзамена по иностранному языку. Интересно получается: сначала у нас вводят систему оценки, а после думают, как учеников подготовить к такому экзамену. Но дидактические материалы еще должны создаваться, и не хватает учителей, готовых работать по-новому. На мой взгляд, все должно работать наоборот. Сначала готовится база, даются знания, а потом уже оценивайте...

Анна Трошина. Фото Марины Бегунковой. Газета «Звязда», 24 ноября 2011 года.
Оригинал на белорусском языке: zvyazda.minsk.by/ru/pril/article.php?id=89331

Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.

Если у вас есть другое мнение — приглашаем к обсуждению. Продолжение темы: нужна шоковая терапия и в школьных реформах...