Анатолий Тозик: «Нужно оперативно решать вопрос с зарплатами педагогов»

Статья из белорусской республиканской газеты «Звязда» в переводе на русский язык.

Движение в сторону повышения качества образования через эффективное использование всех ресурсов (кадровых, финансовых и материальных) вице-премьер белорусского правительства Анатолий Тозик назвал главной задачей на 2014 год.

— Я полностью принимаю критику в адрес правительства. Нужно максимально оперативно решить вопрос с заработной платой всех, кто сегодня работает в сфере образования: в детских садах, школах, высших учебных заведениях, — заявил на коллегии, где подводились итоги работы образовательной отрасли за 2013 год, Анатолий Тозик. — Если бы мы объединили свои усилия, то в течение двух лет могли бы выйти на определенные показатели. Было бы хорошо, если бы средняя зарплата учителя, без учета коэффициента совместительства, была равна средней зарплате по стране. А средняя зарплата профессорско-преподавательского состава превышала среднюю зарплату по стране в 1,5 раза. Что мы можем гарантировать, так это содержание финансирования сферы образования на уровне 6% от валового внутреннего продукта. В этом году в бюджете предусмотрен номинальный рост заработной платы по всей бюджетной сфере на уровне 14-16 процентов. А вот остальные ресурсы давайте будем искать внутри системы образования.

На днях мы приняли постановление Совета Министров о мерах по совершенствованию оплаты труда работников бюджетных организаций. Этим документом мы даем право всем бюджетным организациям на маневры между отдельными статьями расходов, за исключением капитальных и коммунальных. Все средства, сэкономленные по другим статьям, вы сможете направить на любые нужды, в первую очередь — на заработную плату своим работникам, если сочтете это целесообразным.

Мы зафиксировали в Законе «О бюджете на 2014 год» абсолютную минимальную сумму для каждой области. И я считаю, что было бы правильно, чтобы руководство облисполкомов на местах зафиксировало такую же неснижаемую сумму для каждого района с учетом их специфики. Было бы эффективно и правильно, чтобы и каждый район, в свою очередь, зафиксировал такую же неснижаемую сумму для каждого учреждения образования. Чтобы директор школы знал: вот мой бюджет, и его никто у меня не отберет в течение года. А теми средствами, которые я сэкономил, я могу распорядиться в своем коллективе. Полагаю, что все это очень поможет нам прийти к здравому смыслу.

Анатолий Тозик констатировал, что самые большие проблемы сегодня с заработной платой воспитателей и помощников воспитателей в детских садах:

— Содержание ребенка в дошкольном учреждении обходится бюджету примерно в 1,5 миллиона рублей ежемесячно. Родительская плата за детский сад покрывает только 60% от стоимости питания. Полагаю, что родители поняли бы нас, если бы мы попросили их оплачивать 100 процентов от стоимости питания, а все вырученные деньги направили на заработную плату воспитателям и помощникам воспитателей...

И еще один вопрос в связи с этим: возможно, нужно предложить родителям оплачивать питание своих детей и в начальной школе? И также направить полученные средства на зарплаты педагогам... Как-то нелогично у нас получается: в детском саду родители платят за питание своих детей, а в начальной школе это делается за счет средств бюджета. Возможно, сельские школы мы пока не затронем, а вот в городских школах можно было бы это сделать...

По словам вице-премьера, 2013 год был примечателен тем, что впервые за 20 лет население Беларуси не сократилось, а приросло. Пусть пока за счет миграции (плюс 4 тысячи человек), но к нам едут люди в трудоспособном возрасте, с детьми. К тому же, начиная с июня прошлого года, начался процесс естественного прироста населения, когда на свет рождается больше людей, чем умирает. И если эта тенденция сохранится, то в скором времени возрастет потребность в детских садах.

— Но мы и сегодня не успеваем удовлетворять потребности молодых семей в дошкольных учреждениях.

Молодые мамы не хотят надолго выпадать из активной среды, хотят расти профессионально. И мы должны им дать такую возможность. В связи с этим я обращаюсь к руководителям министерств образования, юстиции, труда и социальной защиты — нужно подумать, как поддержать частную инициативу в создании и открытии учреждений дошкольного образования. Почему ту же сумму, которую мы тратим из бюджета на содержание воспитанников в государственных садиках, не отдать частникам, которые готовы прийти в эту сферу? — предложил Анатолий Тозик.

Во время коллегии прозвучало предложение «отпустить» цены на платное обучение в высших учебных заведениях, которые сегодня жестко регулируются. Анатолий Тозик это предложение поддержал, подчеркнув, что все должно стоить столько, сколько оно стоит. И добавил, что этот вопрос можно было бы передать на уровень учреждений образования.

В этом году продолжится работа над корректировкой Кодекса об образовании. Вице-премьер поддержал руководителя отраслевой парламентской комиссии Геннадия Пальчика, предложившего максимально упростить Кодекс и сделать более понятным:

— Надо максимально децентрализовать право принятия решений. Передать такие права не только на уровень облисполкомов и райисполкомов, но и на уровень руководителей учреждений образования, поскольку на местах многие вещи виднее, чем нам наверху, — объяснил свою позицию Анатолий Тозик.

Касаясь вопроса распределения потоков выпускников, Анатолий Тозик констатировал, что «у нас был очевидный перекос, когда абсолютное большинство выпускников направлялось в университеты, и мы уже перешли границу разумного»:

— Надо уходить от таких перекосов. У нас теперь обязательное общее базовое образование. Значит, уже к 9-му классу нужно, чтобы дети, их родители и учителя знали, куда дальше будет направляться тот или иной ребенок. Если он идет в старшие классы, значит, этот молодой человек изначально должен быть нацелен на получение высшего образования. И в старших классах нужно определяться с конкретным профилем образования. А в профессионально-технических заведениях кому-то, возможно, достаточно будет получить только профессию, без получения общего среднего образования. Нужно формировать такую структуру распределения потоков выпускников по уровням получения образования, которая нужна стране. Нужно формировать уважение к рабочим профессиям. Главное — дать человеку возможность найти себя в жизни.

Анатолий Тозик признался, что его очень волнует проблема качества образования на всех его уровнях и разрыв между средним баллом аттестатов абитуриентов и их результатами на централизованном тестировании. Причем этот разрыв растет.

Обращаясь к ректорам учреждений высшего образования, вице-премьер попросил их ценить белорусские дипломы и не гнаться слепо за выполнением показателя экспорта образовательных услуг. Анатолий Тозик подчеркнул, что иностранный гражданин, приехавший в Беларусь получать высшее образование, должен продемонстрировать знания, позволяющие получить белорусский диплом, и вести себя он должен в соответствии с законами нашего государства и нашего общества.

— Я прошу вас: не надо закрывать глаза на качество их учебы, на качество знаний и на их поведение. Нам ни в коем случае нельзя потерять качество и авторитет наших дипломов, — сказал Анатолий Тозик.

Надежда Николаева. Газета «Звязда», 12 февраля 2014 года.
Оригинал на белорусском языке: zviazda.by/2014/02/31794.html

Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.