Александр Радьков: "Давайте думать, как повысить престижность профессии педагога"

Статья из белорусской республиканской газеты "Звязда" в переводе на русский язык.

Какие шаги нужно осуществить, чтобы повысить престижность педагогической работы в нашем обществе и привлечь в педагогические университеты профессионально мотивированных молодых людей? Этот вопрос рефреном звучал на днях на коллегии, посвященной выполнению "Программы развития общего среднего образования на 2007-2016 годы", прошедшей в стенах главного образовательного ведомства страны. Как известно, в последнее время все чаще педагогические специальности становятся "запасным аэродромом" для обладателей не очень высоких баллов в сертификатах. А некоторым педагогическим специальностям даже не удается полностью укомплектоваться.

- Я сам когда-то принимал вступительные экзамены на физмат, и хочу сказать, что высокого конкурса на эту специальность никогда не было, - поделился своим видением проблемы министр образования нашей страны Александр Радьков. - 1,1 человека на место - вот и весь конкурс. И этому было объяснение: учиться на физмате чрезвычайно сложно. Однако у тех выпускников, которые выбирали физмат, был самый высокий средний балл школьного аттестата - даже выше, чем у абитуриентов, которые поступали на сверхпрестижные исторический и филологический факультеты... А что мы наблюдаем сегодня?

По мнению заместителя министра образования Казимира Фарино, в Беларуси действует самая гуманная система зачисления молодых людей в высшие учебные заведения. Гуманность заключается, наверное, в снятии ограничений по тестовому баллу? Следует пояснить, что сертификаты выдаются даже тем абитуриентам, которые набрали на централизованном тестировании всего 1, 2, 3 или 5 баллов из 100 возможных. Безусловно, при отсутствии конкурса обладатели таких низких баллов имеют все шансы стать студентами педагогических университетов или педагогических специальностей. И становятся... Предварительный профотбор на педагогические специальности у нас тоже не практикуется, зато он практикуется при поступлении на специальности, связанные, например, с международными отношениями или международным правом. Казимир Фарино признал, что в будущем году недобор может быть даже на филологический факультет БГУ, который когда-то был одним из самых престижных. А в некоторых школах уже даже технические дисциплины преподают педагоги-женщины. Почему молодежь сегодня не стремится к педагогической деятельности, не видит перспектив и не хочет связывать свое будущее со школой?

- Меня очень волнует то обстоятельство, что как из школ, так и из ВУЗов, "утекают" мужчины-педагоги, - признался Александр Радьков. - Зарплаты, конечно, имеют большое значение для повышения престижности работы учителя. Однако дело, наверное, не только в зарплатах. Тем более что размер зарплаты учителя не сможет никогда сравняться с размером зарплат успешного хирурга, программиста или бизнесмена. Надо сразу в этом признаться. Так давайте смотреть вглубь этого вопроса, давайте думать вместе, как нам привлечь в школу толковых, умных молодых людей с активной гражданской позицией. Иначе грош цена всей нашей профориентационной и воспитательной работе. Надо искать учителей, которые получают от своей профессии удовольствие, всячески поддерживать их, поощрять и популяризировать влюбленных в свою профессию педагогов.

- На формирование престижа педагогического труда работают конкурс профессионального мастерства "Учитель года" и работа клуба "Хрустальный журавль", - высказал свое мнение Казимир Фарино, - в то же время мы убеждены, что уважение к педагогической профессии нужно формировать у учащихся еще в школе. И в педагогических ВУЗах уже с первого курса нужно формировать у студентов гордость за их будущую профессию.

Все члены коллегии сошлись во мнении, что недооценивать значимость профессии педагога в обществе непростительно, так как от уровня интеллекта и профессионального мастерства учителей во многом зависит качество подготовки будущих инженеров, врачей, экономистов, юристов - то есть, тех специалистов, которые определяют облик всей страны.

Надежда Николаева, газета "Звязда", 28 декабря 2010 года.

Оригинал на белорусском языке: zvyazda.minsk.by/ru/archive/article.php?id=71469

Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.