Сергей МАСКЕВИЧ: "При внедрении электронных планшетов медицинский аспект имеет исключительное значение"

Статья из белорусской республиканской газеты "Звязда" в переводе на русский язык.

Как будут определяться площадки для проведения эксперимента по внедрению в школах электронных планшетов, сохранится ли в нынешнем году отдельный конкурс для абитуриентов из сельской местности, в какой форме пройдет через два года выпускной экзамен за курс средней школы по иностранному языку, всегда ли оправдывают свое существование гимназии или за сменой вывески на средней школе ничего не стоит, когда, наконец, остановится в школах "бумажная вакханалия" - ответы на эти и многие другие вопросы дал в ходе онлайн-конференции, проходившей в редакции "Народной газеты", министр образования нашей страны Сергей МАСКЕВИЧ.

- Признаюсь, я тоже, как и многие родители школьников, настороженно отношусь к внедрению в учебный процесс электронных планшетов. Поэтому речь сегодня идет только об организации эксперимента. Причем мы не собираемся планшетом заменять школьные учебники - речь идет о параллельном использовании и планшета, и учебника. Будем предлагать школам вариант "книга плюс планшет", - пояснил министр. - Сегодня ведется работа над "начинкой" для электронного планшета, чтобы его можно было использовать в учебных целях, над разработкой методических рекомендаций по использованию планшетов для школьных учителей. Изучается опыт по использованию в учебном процессе электронных планшетов в Украине и Российской Федерации. Площадки, где будет проводиться эксперимент, пока не определены. Эксперимент будет проводиться только в том случае, если согласие на его дадут и школьники, и их родители. Причем родителям не придется тратить из семейного бюджета деньги на приобретение очень недешевых электронных планшетов. У нас есть уже предложения от фирм-поставщиков, которые готовы предложить свою продукцию для проведения эксперимента. Кроме того, желание присоединиться к эксперименту звучало и со стороны семей, которые уже имеют электронные планшеты. Одной из целей проведения эксперимента будет изучение влияния на состояние здоровья школьников электронных средств обучения. Наверное, если ребенок будет засыпать с планшетом под подушкой, то это не будет способствовать укреплению его здоровья. Поэтому медицинский аспект имеет для нас исключительно важное значение.

В основу обязательного выпускного экзамена по иностранному языку за курс средней школы, который впервые белорусским школьникам придется сдавать в 2013 году, будет положена оценка речевой деятельности учащихся, поэтому экзамен будет проходить преимущественно в устной форме. Это будет разговор с экзаменаторами...

- Такое испытание необходимо для того, чтобы на выходе из стен школы выпускники могли общаться хотя бы на одном иностранном языке, - подчеркнул Сергей Маскевич. - Над форматом экзаменов, методическими, дидактическими материалами сегодня работают специалисты Минского государственного лингвистического университета.

Теперь что касается деятельности гимназий. В прошлом году Администрацией Президента проводился мониторинг вступительных экзаменов в некоторых столичных гимназиях, в ходе которого был выявлен ряд проблемных моментов, характерных не только для Минска. В том числе обращалось внимание и на отсутствие конкурса при поступлении в гимназию: в отдельных учреждениях он составлял 1-1,1 человека на место. Поэтому была создана комиссия под руководством председателя Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь академика Анатолия Рубинова, главная задача которой заключалась в изучении всех сторон функционирования гимназий в течение учебного года.

Главным результатом работы комиссии стало следующее заключение - гимназии уже заняли свою нишу в системе образования и доказали свое право на существование. Однако Министерство образования будет более взвешенно и осторожно подходить к присвоению статуса гимназии обычным школам, поскольку нередко наблюдается не совсем оправданный "восторг" открытием учебных заведений нового типа. Так, в Центральном районе города Минска гимназии составляют более трети от всех общеобразовательных учреждений. Поэтому дальше нужно думать о том, чтобы сеть гимназий была более равномерной, чтобы не наблюдалось таких диспропорций в открытии учебных заведений нового типа, которые имеют место в столице. Всего в Беларуси функционирует сегодня 212 гимназий, это 6 процентов от общего количества общеобразовательных учреждений: 24 школы - в Брестской области, 25 - в Витебской, 31 - в Гомельской, 35 - в Гродненской, 36 - в Минской, 20 - в Могилевской и 41 - в Минске.

Еще один результат работы комиссии - изменение в нынешнем году порядка приема в гимназии. Эффективность деятельности гимназий зависит от многих факторов, в том числе от организации вступительных испытаний, порядка утверждения контрольных цифр приема, соблюдения конфиденциальности экзаменационных материалов, объективности и прозрачности при организации самих экзаменов, сохранения единого подхода к оцениванию работ на вступительных экзаменах.

В частности, начиная с этого года, прием в гимназию будет осуществляться как на основании результатов вступительных испытаний, так и с учетом годовых оценок за четвертый класс по тем учебным предметам, по которым проводятся экзамены. Будущим гимназистам придется выполнять контрольную работу по математике и писать диктант по белорусскому и русскому языкам. Таким образом, максимальная сумма баллов, которую сможет набрать ученик при поступлении, составляет 60. В Министерстве образования уверены, что зачисление в гимназию с учетом годовых оценок усилит внимание ко всему образовательному процессу, а не только к самим вступительным экзаменам. А чем большее количество оценок, тем меньше вероятность у претендентов на звание гимназиста набрать одинаковое количество баллов. Ранее зачисление в гимназии осуществлялось только по результатам экзаменационных оценок. К тому же, если раньше задания для вступительных экзаменов готовились специалистами управлений образования и Комитета по образованию Мингорисполкома, то сейчас все пройдет централизованно под руководством Министерства образования. А на управления и районные отделы образования будет возложена задача по сохранению конфиденциальности заданий при хранении и доставке пакетов с вариантами заданий. Контрольные цифры приема в гимназии уже утверждены, причем по каждой конкретной школе, и менять их во время вступительных экзаменов запрещено. Наполняемость в 5-11-х классах гимназий не должна превышать 20 учащихся. К работе в приемных комиссиях не могут привлекаться учителя, работающие в платных кружках или группах по подготовке к поступлению в гимназии, а также учителя, работающие в четвертых классах.

Нужно ли сохранять привилегии для абитуриентов из сельской местности? По словам Сергея Маскевича, отдельный конкурс для воспитанников учебных заведений, расположенных в сельской местности, задумывался как инструмент для их поддержки и выравнивания возможностей при поступлении в ВУЗы. Однако последние годы воспитанники сельских школ не только не уступают горожанам по уровню своей подготовки, но нередко даже и превосходят последних по количеству баллов в сертификатах ЦТ. Поэтому более чем на половине специальностей зачисление происходило в прошлом году по общему конкурсу для горожан и сельчан. Наверное, через какое-то время смысл в существовании этой "привилегии" для абитуриентов из сельской местности полностью исчезнет. "Думаю, что больший акцент нужно делать на совершенствование целевой подготовки специалистов", - подчеркнул министр.

Еще одна важная проблема, которая поднималась в ходе онлайн-конференции, бюрократический бумагооборот в школе, на который дружно жалуются все учителя. Большое количество документации, которую приходится оформлять педагогическим работникам и руководителям учреждений образования, отрывает последних от их непосредственной работы - от общения с учениками, от подготовки к урокам и так далее.

Как следует из слов главы образовательной области, Министерство образования утвердило конкретный перечень документов и отчетности, которые должны вестись в школе, чтобы исключить излишнюю бумажную бюрократию на местах. И при проведении проверок на местах этот вопрос всегда отслеживается. Проверки свидетельствуют, что самое большое количество бумаг приходит не из Министерства образования, не из управлений образования облисполкомов, а из райисполкомов. А вклад Министерства образования в бюрократический бумагооборот - минимален. Нередко отчеты готовятся вообще на основании устных распоряжений.

- Конечно перегибы на местах случаются, - подчеркнул начальник управления общего среднего образования Министерства образования Юрий Гладков, который также участвовал в онлайн-конференции. - Однако мы пришли к выводу, что чаще всего избыточный документооборот практикуется там, где руководители низкого или чуть более высокого ранга стремятся защитить и подкрепить каждый свой шаг "бумажкой". И даже когда в школе планируется проведение какого-либо мероприятия в субботний день, то также от педагогов на местах требуют "бумажку". Телефонного звонка почему-то недостаточно... Наша позиция однозначна - ничто не должно отвлекать внимание учителя от ученика. Нам же не нравится, когда мы приходим на прием к врачу, а тот не может оторваться от заполнения бумаг. И учитель должен учить, а не писать многочисленные отчеты и планы...

Надежда Николаева. Газета "Звязда", 14 мая 2011 года.
Оригинал на белорусском языке: zvyazda.minsk.by/ru/archive/article.php?id=79059

Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.