Нужен ли в школе обязательный экзамен по физике и химии и как поднять уровень знаний школьников?

Статья из белорусской республиканской газеты «Звязда» в переводе на русский язык.

Есть предметы, которые не могут преподаваться в школе только на теоретическом уровне.

Неожиданное предложение — сделать единый государственный экзамен по физике и химии обязательным для всех выпускников российских школ — озвучила за «круглым столом», посвященному перспективам развития инженерного дела в России, спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко. Как известно, в России единый госэкзамен является одновременно выпускным экзаменом за курс средней школы и вступительным экзаменом в ВУЗ. Два предмета — русский язык и математика — обязательные для всех выпускников. Другие дисциплины, которые понадобятся им для поступления, старшеклассники выбирают себе самостоятельно. Но с 2009 года сдача ЕГЭ по математике и русскому языку на положительную оценку — единственный способ закончить российскую школу. Не сдал экзамен — аттестат не получишь.

Речь за «круглым столом» шла о дефиците в стране специалистов с высшим техническим образованием. По мнению Валентины Матвиенко, часто выпускники и их родители идут более легким путем, выбирая экзамены по гуманитарным предметам. Сдавать гуманитарные предметы, безусловно, «хорошо и отлично», но это ограничивает возможности выпускников при поступлении в технические и инженерные ВУЗы.

— Поскольку сегодня остро стоит проблема поднятия престижа профессии, может быть, нужно ввести в обязательные экзамены физику и химию? — посоветовала подумать над своим предложением Валентина Матвиенко.

В прошлом году после сдачи ЦТ по физике за бортом оказались 37% его участников, которые не преодолели минимальный порог. Физика оказалась для абитуриентов «камнем», который они так и не смогли поднять. С химией не справилось гораздо меньшее количество претендентов на высшее образование (8% от общего количества). Следует напомнить, что в советской школе все выпускники сдавали химию и физику в обязательном порядке. Мы решили поинтересоваться — можно ли заставить школьников уважать эти дисциплины введением обязательного экзамена, у наших экспертов.

Евгений Ливянт, репетитор по физике и математике:

— Предложение просто феерическое. По логике вещей, репетиторы должны воспринять его на «ура». Школьники физику не знают, а сдавать экзамен надо. И куда они все пойдут? Правильно, к репетиторам. Мне кажется, что в России путают разные понятия. Действительно, с одной стороны, приходится констатировать низкий уровень подготовки школьников по точным наукам. И это проблема общая для наших обеих стран. Но непонятно, как могут улучшить качество знаний дополнительные обязательные экзамены? Мне кажется, что к решению проблемы подходят совсем не с той стороны...

Физикой ребенка нужно заинтересовать. А у нас она стала исключительно теоретическим предметом, превратилась в латынь (мертвую дисциплину). Физика, как и латынь, которой уже давно не пользуются, изучается в школах исключительно по учебнику. Качество учебников — это отдельная тема: содержание учебников и доступность изложения материала не выдерживают никакой критики. Для того, чтобы завладеть вниманием детей, требуется современное оборудование, демонстрационные эксперименты, и, главное, чтобы учителя умели работать с этим оборудованием. А решать на уроках бесконечно бессмысленные задачи — настоящие страдания для школьников.

Второе непременное условие улучшения качества знаний по физике — это высокая квалификация школьных учителей. А кто сегодня поступает на педагогические специальности? Самые низкие проходные баллы — именно у будущих педагогов. Но и при отсутствии конкурса желающих идти на «физику» и «математику» можно пересчитать по пальцам. Ситуация с педагогическими кадрами в нашей стране уже катастрофическая, через сколько-то лет учить детей будет некому.

И третья проблема — отмена профильного обучения в старших классах. Во всем мире используются учебные программы по физике, предназначенные для разного уровня овладения этим предметом. Согласитесь, что преподавать одинаково физику для продвинутых школьников и для тех, кто не дружит с точными науками, глупость. Последние могут физику просто возненавидеть, что мы, собственно говоря, и наблюдаем. И даже если вернуть в школу обязательный экзамен по физике, то, скорее всего, он превратится в профанацию. Почему для многих результат ЦТ по физике становится шоком? Потому что отметки вовсе не дают реальной картины того, насколько тот или иной школьник конкурентоспособен среди своих сверстников. А в роли экзаменатора будет выступать все тот же учитель? Чтобы решить проблему, не надо подменять понятия. Нельзя сделать ремонт, если у тебя отсутствуют краски и кисти... А пока в школе будут практиковаться нынешние подходы к преподаванию физики, репетиторы без работы не останутся точно...

Николай Феськов, директор Республиканского института контроля знаний:

— Для объяснения многих явлений окружающего мира необходимо понимание физических и химических процессов, но далеко не все абитуриенты могут вспомнить, в каких единицах измеряется электрическое напряжение... Как только задача в тесте опирается на эксперимент, там обязательно будут неправильные ответы. Наверное, есть предметы (физика, химия, биология), которые не могут преподаваться в школе только на теоретическом уровне, и для овладения ими в полной мере требуются практические навыки, проведение школьных экспериментов и лабораторных опытов. На эту проблему обращают внимание и преподаватели, которые готовят школьников к участию в международных школьных олимпиадах. А у нас абитуриенты не могут узнать прибор, предназначенный для измерения скорости, не знают, что такое барометр и что такое мензурка.

Что касается предложения Валентины Матвиенко, то я считаю, что экзамен — важный мотиватор, причем как для взрослых, так и для подростков. Он потребовал бы положительных изменений в составе педагогических коллективов. Вырос бы престиж учебных предметов, повысился авторитет учителей, улучшился бы и качественный состав абитуриентов.

Есть мнение, что нужно иметь «генетическую предрасположенность» к освоению физики и химии. Позвольте с ним не согласиться. Как показывают личные наблюдения, у замечательного учителя и математика, и физика — любимые предметы у учеников, а у плохого дети страдают даже на уроках рисования и физической культуры.

Не разделяю я и мнения, что сначала нужно создать благоприятные условия для изучения химии и физики, а потом вводить обязательный выпускной экзамен. Это примерно то же, если бы наши кинематографисты потребовали построить им съемочные павильоны не хуже, чем в Голливуде, чтобы снимать, так сказать, «кассовое» кино. Наверное, все наоборот: за интересным сценаристом, талантливым актером, творческим режиссером к нам может прийти и тот самый «Голливуд».

Расширение перечня экзаменов на централизованном тестировании позволило бы абитуриенту иметь большую маневренность при выборе будущей специальности во время конкурсного отбора в ВУЗы. Определенный положительный результат мы получили бы, если бы на централизованном тестировании белорусский и русский языки имели статус обязательных предметов. Это позволило бы повысить не только уровень языкового образования, а и придать обоим языкам более значимый статус в образовательном процессе.

Андрей Иванец, председатель Совета молодых ученых Национальной Академии наук, кандидат химических наук:

— Я скорее не поддерживаю инициативу о введении обязательного экзамена по химии и физике, потому что если что-то делается из-под палки, вряд ли от этого будет эффект. Согласен с тем, что у нас слишком много людей, занятых в непроизводственной сфере: экономистов, юристов и так далее. А в производственную сферу молодые люди идут с меньшей охотой. Но для того, чтобы поднять престиж профессии, скажем, инженеров-технологов, нужно создавать соответствующие условия для их работы на производстве, чтобы они видели реальные результаты своих усилий и чтобы эти усилия адекватно оценивались...

Надежда Николаева. Газета «Звязда», 29 апреля 2014 года.
Оригинал на белорусском языке: zviazda.by/2014/04/39800.html

Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.