Николай ФЕСЬКОВ: "Отдельные авторы занимаются импровизацией содержания экзаменационного материала"

Статья из белорусской республиканской газеты "Звязда" за 16 марта 2011 в переводе на русский язык.

Заключительный, третий, этап репетиционного тестирования стартовал в белорусских ВУЗах. Как правило, именно третий этап привлекает наибольшее внимание со стороны абитуриентов, поскольку проходит уже всегда с учетом новой спецификации тестов. К тому же в апреле уже пройдена вся школьная программа, и это самое подходящее время, чтобы провести "разведку боем".

- Спецификация - это своеобразный алгоритм построения теста: она определяет его структуру, количество заданий по каждой теме, уровень их сложности и т.д., - объясняет директор Республиканского института контроля знаний Николай Феськов. - Спецификация разрабатывается на основании Программ вступительных экзаменов в ВУЗы и ССУЗы на текущий год, таким образом, третья попытка репетиционного тестирования всегда максимально приближена к будущему централизованному тестированию. Я уверен, что психологически к новой форме вступительных экзаменов все уже привыкли, так как Правила приема в ВУЗы и ССУЗы остаются неизменными на протяжении пяти последних лет, а вот техническая адаптация нужна каждому новому поколению абитуриентов. Репетиционное тестирование - уникальная возможность выяснить, какие существуют пробелы в знаниях и на каких разделах школьной программы нужно сконцентрировать свое внимание. Уверен, что занятия с репетитором никогда не дадут такой богатой информации для размышлений и подготовки к тестам, как результаты репетиционного тестирования. Для некоторых выпускников и их родителей результаты репетиционного тестирования становятся "громом средь ясного неба", особенно если те имеют в школе самые высокие оценки по экзаменационной дисциплине.

- И действительно, мало кому из абитуриентов удается подтвердить свою школьную оценку на централизованном тестировании...

- Простите, но у централизованного тестирования совсем другая цель. Мы должны абитуриентов ранжировать, поэтому тестовые задания имеют такую степень доступности, при которой становится возможным отбор самой подготовленной части абитуриентов со всего круга претендентов на студенческий билет. При интерпретации тестовых результатов точкой отсчета является не абстрактный объем знаний абитуриента, зафиксированный условным стандартом, а знания одного участника тестирования по сравнению со знаниями других. Поэтому и уровень сложности заданий, и ограничение по времени выполнения теста определяются таким образом, чтобы абитуриент со среднестатистическим уровнем подготовки успевал решить не более половины из них. Вообще сравнивать школьный и тестовый баллы по меньшей мере некорректно. Школьный балл - это оценка учителем знаний школьника, которая при этом выполняет и роль стимула в обучении, поэтому часто завышается. Школьный учитель не только оценивает каждого ученика, но и учитывает прошлые его заслуги, индивидуальные его качества. Тестовый же балл формируется статистически и лишен всякой субъективности. Учитывая, что в тесте максимально отражено содержание предмета, в него включены задания пяти уровней сложности, а также действуют ограничения по времени на его выполнение, которые требуют от участника тестирования не только скорости, но и умения переключаться с одного задания на другое, далеко не все участники централизованного тестирования с одинаковым успехом справляются со всеми заданиями. Здесь важно все: и умение организовать работу в стрессовой ситуации, и мобильность мышления, и свойства памяти...

- Николай Степанович, однако если школьник имеет в аттестате "8", "9" или даже "10" баллов, а на репетиционном тестировании получает по этому предмету 20-30 баллов, то родители выпускников делают вывод - или школа плохо учит (и значит, нужно срочно искать репетитора), или задания на тестировании предлагаются "неподъемные" для большей части выпускников...

- Задания для тестов подбираются с максимальной дифференцирующей способностью, которые дают наибольший разброс в оценках. В тесты не включаются задания, с которыми справляются все участники тестирования или с которыми не может справиться никто. И первые, и вторые с точки зрения ранжирования экзаменуемых неинформативны. Поэтому для наших авторов мы закладываем в спецификацию такие требования по составлению заданий, чтобы они были сопоставимы со средним уровнем подготовки большинства абитуриентов. При этом тесты по всем дисциплинам - многоуровневые: они содержат задания пяти уровней сложности, рассчитанные как на обычное восстановление материала, так и на проявление своеобразного творчества, что соответствует 10-балльной системе оценки.

Хочу добавить, что все тестовые задания проходят предварительную экспертизу, во время которой дается их оценка на валидность - определяется, насколько они соответствуют программам вступительных экзаменов. К тому же во время репетиционного тестирования они испытываются на репрезентативность (типичность). Только после анализа статистических данных проявляется дифференцирующая способность, индекс сложности и другие параметры заданий, которые потом будут заложены в окончательный вариант тестов. Могу авторитетно заявить, что мы подбираем задания, которые соответствовали бы среднестатистическому уровню подготовки абитуриентов конкретного года, хотя сделать это не очень легко. Абитуриент, о чем свидетельствует статистика, достаточно разношерстный: это и выпускники текущего года, и выпускники прошлых лет, и выпускники ПТУ и ССУЗов, где основное внимание уделяется не общеобразовательным предметам, а подготовке по соответствующей специальности. Кстати, мы заметили, что уже через год после окончания школы при повторении попытки поступления абитуриенты демонстрируют худшие результаты - уровень их знаний резко падает. Однако абитуриенты, окончившие школу до 1996 года, демонстрируют более стабильные знания. Школе есть над чем задуматься...

- Но вы же не будете оспаривать тот факт, что выпускники гимназий и лицеев имеют определенные преимущества перед выпускниками средних школ...

- Как известно, в настоящее время общеобразовательные учреждения работают по единой программе по каждому предмету. Отдельно для лицеев и гимназий два последних года программы Министерством образования не принимаются. Однако изучение конкретных предметов происходит в этих заведениях на повышенном уровне. Отсюда и более высокий средний балл, который выпускники учебных заведений нового типа демонстрируют на централизованном тестировании.

- А как рассчитывается время на выполнение теста? Некоторые участники прошлогоднего централизованного тестирования по физике объясняли свои низкие баллы дефицитом времени, отведенного на сдачу экзамена...

- Тест - не контрольная работа в школе. Понятие длины теста, уровня сложности тестовых заданий, в том числе форма подачи этих заданий, а также время, отведенное на выполнение всего теста, очень тесно взаимосвязаны. Время, необходимое для выполнения отдельных заданий теста и всего теста в целом, определяется по результатам апробации тестового материала. Контингент участников при этом формируется в основном из учащихся учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования, разных типов - от обычных городских и сельских общеобразовательных школ до гимназий и лицеев.

Кроме этого, апробация тестового материала проводится в высших учебных заведениях среди студентов первого года обучения, которые составляют небольшую часть от общего количества участников. Время выполнения каждого задания в каждой группе участников фиксируется. По окончании апробации необходимое для выполнения каждого задания время рассчитывается как среднее арифметическое и округляется в большую сторону до следующего целого значения в минутах. Время, необходимое для выполнения всего теста, определяется суммой временных отрезков, необходимых для выполнения каждого задания...

Что касается последнего централизованного тестирования по физике, то пятнадцать заданий из части A и два задания части B не требовали вообще никаких математических расчетов, то есть, ответ можно было получить устно, а в остальных отсутствовали громоздкие вычисления. Хочу еще раз подчеркнуть, что все предложенные задания всегда соответствуют программам вступительных экзаменов, но качественные характеристики заданий и форма их подачи могут ежегодно меняться.

Мы заметили, например, что процент выполнения заданий, которые сопровождаются схемами и рисунками, несколько выше.

В общем, по многим предметам тестовые задания требуют от абитуриентов не только установить последовательность явлений и процессов, но и объяснить технологию и принципы их работы. Все это значительно расширяет возможности тестовых форм контроля. Например, современные тесты по физике, химии, биологии и географии позволяют проверить не только теоретический уровень усвоения учебного материала, но и выявить, насколько абитуриент владеет техникой эксперимента. Это намного расширяет возможности теста. Правда, самое большое количество ошибок допускается абитуриентами как раз в тестовых заданиях, которые в школьном курсе сопровождались практическими или экспериментальными работами. Это самое "слабое место" в подготовке выпускников...

- Как вы относитесь к тому, что сегодня поступить в ВУЗ может абитуриент, который имеет в своем сертификате ЦТ "5", "4" или даже "1" балл?

- Согласитесь, что все высшие учебные заведения, в зависимости от престижности своих специальностей, либо снимают "сливки", принимая на учебу абитуриентов с очень высоким общим баллом, либо набирают абитуриентов со средними баллами, либо вынуждены зачислять тех, кто остается. И если на факультет приходят абитуриенты с низким проходным баллом, то это не проблема института контроля знаний, а проблема ВУЗов, которые не смогли заинтересовать абитуриентов с более сильной подготовкой.

Я полагаю, что ВУЗы сами должны позаботиться о том, чтобы набрать хорошо подготовленных абитуриентов. Много лет руководство высших учебных заведений, мягко говоря, "отдыхало", так как только каждый третий абитуриент мог рассчитывать на поступление. Поэтому даже на платную форму обучения наблюдались конкурсы. Но демографическая ситуация изменились, и количество абитуриентов будет несколько лет подряд сокращаться.

- Николай Степанович, сегодня в продаже есть богатый выбор пособий по подготовке к ЦТ самых разных издательств. Закрадываются подозрения, что многим авторам хочется на абитуриентах элементарно подзаработать?

- Вы правы. Если есть спрос, то будет и предложение. Не могу не отметить явного перекоса в сторону пособий, которые не учат, а контролируют знания будущих абитуриентов. Среди последних преобладают издания, которые по форме подачи материала, по формулировкам заданий, их количеству в одном блоке максимально приближены к тестам Республиканского института контроля знаний. Но это всего лишь "Аrmаni" китайского пошива! Вы спросите, почему нас это волнует? Приведу только один пример. Совсем недавно издательство "ТетраСистемс" распространило через торговую сеть страны серию так называемого "Пробного тестирования дома". Адресован "индивидуальный комплект тренировочных материалов для подготовки к централизованному тестированию" широкому кругу читателей: абитуриентам, родителям, учителям, репетиторам. По форме подачи материала задания максимально приближены к тестовым заданиям Республиканского института контроля знаний, возможно, чтобы создать впечатление, что абитуриентам предлагаются материалы нашего института. И все же это только внешнее сходство.

Увы, но абсолютное большинство абитуриентов, которые пользуются такими "комплектами", уверены, что те являются неким эталоном будущих тестов централизованного тестирования. К тому же такая "методическая" литература дезориентирует абитуриентов в определении основных подходов при подготовке к вступительным экзаменам, те не могут правильно диагностировать свои промежуточные знания по предмету. У многих абитуриентов, школьных учителей и репетиторов складывается ошибочное представление о перегруженности тестов централизованного тестирования исключениями, малоупотребительными словами, о наличии у них вариативных начертаний, об их несоответствии учебной программе и т.д. Указанные "комплекты" имеют и еще один существенный недостаток - образцы бланков ответов там преподносятся по-другому: приводятся символы и знаки, которые обычно не используются в бланках ответов централизованного тестирования. Такое "незначительное" только на первый взгляд несоответствие может стать причиной путаницы при заполнении абитуриентами бланков ответов во время ЦТ.

Вызывают вопросы и мифические коэффициенты сложности тестовых заданий, которые приводит автор "комплекта", предлагая абитуриенту определить свой балл после выполнения теста. При этом 24 (!) представленных им задания имеют одинаковый уровень сложности - 2,61. Поясню, что коэффициенты сложности и количество баллов за каждое задание, выполненное на ЦТ, определяются компьютерной программой только после обработки всех бланков ответов, заполненных абитуриентами. Логику автора "комплекта" понять невозможно, однако ясно другое: при определении результата выполнения теста из "комплекта" абитуриент получит некую абстрактную цифру, которая не будет соответствовать его реальному уровню подготовки. Мне очень обидно, что издательства и отдельные авторы пособий в погоне за рублем имитируют репетиционное тестирование с нарушением технологии шкалирования результатов испытаний и занимаются импровизацией содержания экзаменационного материала. Жаль, что отдельные репетиторы вместо того, чтобы использовать результаты репетиционного тестирования нашего института как диагностическую карту и сделать анализ допущенных ошибок, отсылают абитуриентов к сомнительным "комплектам".

Такие пособия очень напоминают несертифицированные санитарными службами овощи и другие продукты питания, которые предлагают частники с асфальта на подступах к минской Комаровке.

Надежда Николаева, газета "Звязда", 16 марта 2011 года.
Оригинал на белорусском языке: zvyazda.minsk.by/ru/pril/article.php?id=75905

Смотрите другие статьи по преподаванию в школе.