Репетиционное тестирование - диагностика пробелов в знаниях

Статья из белорусской республиканской газеты "Звязда" в переводе на русский язык.

В октябре в стране стартует первый этап репетиционного тестирования, которое недавно изменило свое название и во всех официальных документах называется сейчас тестированием абитуриентов по учебным предметам за курс средней школы. Название мероприятия - новое, но его суть осталась прежней.

- Я считаю, что к репетиционному тестированию надо относиться в первую очередь как к прекрасному средству самодиагностики. Это прекрасная возможность выяснить, какие существуют пробелы в знаниях и на каких разделах школьной программы нужно сконцентрировать свое внимание при подготовке к ЦТ, - объясняет директор Республиканского института контроля знаний Николай ФЕСЬКОВ. - Убежден, что занятия с репетитором никогда не дадут такой богатой информации для размышлений и подготовки к тестам, как результаты репетиционного тестирования. Для некоторых выпускников и их родителей результаты репетиционного тестирования становятся "громом среди ясного неба", особенно если те имеют в школе самые высокие оценки по экзаменационной дисциплине.

Между прочим, когда мы проанализировали результаты участников репетиционных тестирований предыдущих лет, то убедились, что молодые люди, участвовавшие во всех трех этапах "репетиции" экзаменов, демонстрируют на централизованном тестировании в два раза выше балл, чем средний по предмету среди всех участников ЦТ. Те, кто участвовал в двух этапах, получают средний балл в полтора раза выше. А участники одного этапа репетиционного тестирования показывают, как правило, средний результат.

По словам Николая Феськова, с каждым годом их институт получает от абитуриентов все меньше жалоб разного рода, но в этом году увеличилось количество недовольных тем, что их результат на централизованном тестировании оказался намного ниже, чем во время репетиции будущего экзамена. Например, во время репетиционного тестирования у абитуриента было 80 баллов, а во время ЦТ - только 32. Когда в Республиканском институте контроля знаний стали анализировать причины, то оказалось, что не во всех пунктах проведения репетиционного тестирования строго соблюдалась определенная процедура: потенциальные абитуриенты могли проносить учебники, шпаргалки, пользоваться подсказками, не сдавать мобильный телефон. Поэтому сейчас процедура проведения репетиционного тестирования ничем не будет отличаться от централизованного тестирования. Организаторы "репетиции" должны будут придерживаться всех правил проведения ЦТ, чтобы сразу настроить абитуриентов на серьезный лад и смоделировать реальную психологическую обстановку проведения ЦТ: никаких мобильников, пособий и шпаргалок в экзаменационной аудитории! Организаторам разрешается консультировать участников "репетиции" только по технологии работы над тестом и по порядку заполнения бланка, но никаких консультаций по содержанию тестов не допускается. В отличие от ЦТ, после репетиционного тестирования его участникам разрешается забирать черновики домой. Количество дисциплин, которые можно сдавать на репетиционном тестировании, в отличие от ЦТ, никто не ограничивает. Более того, можно попробовать сдать каждую дисциплину даже дважды, поскольку для каждого репетиционного тура готовятся два варианта тестов. Также к участию в репетиционном тестировании допускаются и десятиклассники...

Николай Феськов добавил, что организаторы ЦТ и дальше будут перепроверять все работы участников как централизованного, так и репетиционного тестирования, которые имеют нулевой результат. Хотя до сих пор не было ни одного случая, чтобы нулевой балл был выставлен абитуриенту случайно или по ошибке.

- Если абитуриент сдает организаторам в аудитории просто чистый бланк, даже не пытаясь приступить к выполнению заданий - это одно дело, и совсем другое - когда мы видим, что на 18 заданий из области A абитуриент пытался дать ответ. Причем абитуриент явно не гадал на кофейной гуще, что видно по его черновику, но ни одного правильного ответа дано не было. Обидно, однако ничем помочь ему мы не можем, - вынужден был констатировать Николай Феськов.

Как известно, Государственная комиссия по контролю за ходом подготовки и проведением вступительных экзаменов внесло по итогам приемной кампании предложение об увеличении времени на проведение централизованного тестирования по некоторым дисциплинам. В частности, упоминалось ЦТ по физике, по результатам которого абитуриенты не первый год демонстрируют самые низкие результаты. А какого мнения придерживаются на этот счет сами организаторы централизованного тестирования?

- Тест - не контрольная работа в школе, - делится своим видением ситуации Николай Феськов. - Время, необходимое для выполнения отдельных заданий теста и всего теста в целом определяется по результатам апробации тестового материала. Контингент участников при этом формируется в основном из учащихся учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования различных типов - от обычных городских и сельских общеобразовательных школ до гимназий и лицеев.

Кроме этого, апробация тестового материала проводится в ВУЗах среди студентов первого года обучения, которые составляют небольшую часть от общего числа участников ЦТ.

Уверен, что чрезмерно долгое время на выполнение теста может привести к появлению большого количества абитуриентов с одинаково высокими баллами или к утомлению абитуриентов, а совсем короткое время - провоцировать на угадывание правильных ответов. Особенность тестирования в том, чтобы выбрать рациональный путь решения, поэтому если кто-то утверждает, что решение заняло у него несколько страниц, это значит, что абитуриент выбрал не самый короткий путь. К тому же на тестировании по физике у нас нет заданий, где была бы сложная математика, которая отнимала бы много времени. Представьте себе: на выполнение 30 заданий по физике дается 180 минут! Три часа напряженной работы и концентрации внимания! К концу тестирования в аудитории остается всего 10-15 процентов абитуриентов, а примерно треть абитуриентов сдает работы уже через полчаса после начала тестирования. Так для кого увеличивать время проведения тестирования?

Возможно, кому-то будет интересно узнать, что в Азербайджане, Казахстане и Турции особенностью проведения отбора претендентов на студенческий билет является сдача интегрированного теста сразу по четырем-пяти дисциплинам, в том числе по математике, независимо от того, кем они хотят быть ("физиками" или "лириками"). Мне кажется, что за три-четыре часа нельзя проверить знания абитуриента по четырем-пяти дисциплинах одновременно. Между прочим, абитуриенты за это время должны дать ответы на 125 заданий, а у нас количество заданий на ЦТ варьируется от 30 в тестах по физике и математике до 60 - по гуманитарным предметам, а продолжительность экзаменов - от 90 до 180 минут.

Николай Феськов также добавил, что в нынешнем году стоимость участия в репетиционном тестировании увеличилась до 30 тысяч белорусских рублей за один предмет. Новая цена определялась с учетом роста затрат на его проведение: цены на бумагу, топливо за последние месяцы существенно выросли... Справедливости ради следует отметить, что репетиционное тестирование не дорожало до этого четыре года.

Для повышения эффективности участия в репетиции ЦТ можно воспользоваться услугами регионального центра тестирования и профессиональной ориентации молодежи при Гродненском государственном университете имени Я. Купалы, который уже не первый год организует при поддержке Республиканского института контроля знаний индивидуальные консультации для участников репетиционного тестирования. Там могут проконсультировать любого абитуриента, независимо от пункта прохождения тестирования и места его жительства. Цель такой консультации - ликвидация пробелов в знаниях и дальнейшая подготовка по тематике тестовых заданий, с которыми абитуриенты не справились на "репетиции" экзамена. Индивидуальная консультация представляет собой рассылку учебно-методического пакета, содержащего тематику разделов школьной программы по каждому неправильно выполненному заданию с указанием года или класса изучения соответствующего раздела, с рекомендованным списком учебной и методической литературы, с содержанием неправильно выполненных заданий, правильными ответами и указанием для правильного решения. Кстати, показатель успешности абитуриентов, которые воспользовались индивидуальной консультацией по итогам всех трех этапов репетиционного тестирования, намного выше на централизованном тестировании, чем средний по области.

Надежда Николаева. Газета "Звязда", 7 октября 2011 года.
Оригинал на белорусском языке: zvyazda.minsk.by/ru/archive/article.php?id=87053

Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.