Экзамен для учителя... на компьютерную грамотность!

Статья из белорусской республиканской газеты «Звязда» в переводе на русский язык.

Одну из основных проблем информатизации образования в нашей стране директор Главного информационно-аналитического центра Министерства образования Николай Листопад видит в практической и психологической неготовности педагогов к использованию информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Именно поэтому каждый педагог, претендующий на получение высшей квалификационной категории, должен сдать экзамен и получить сертификат как квалифицированный пользователь информационных технологий, уверен Николай Листопад. По последним данным, количество учителей, которые используют или готовы использовать информационно-коммуникационные технологии в учебном процессе, составляет только две третьих. Правда, три года назад количество педагогов, готовых использовать ИКТ, не превышало и 48 процентов.

Но неготовность учителей — это только часть большой проблемы. Не менее важный вопрос — не всегда высокое качество электронных средств обучения и использование в учреждениях образования нелицензионного программного обеспечения. На днях в Минске состоялся совместный семинар Министерства образования и компании «Майкрософт», главной целью которого было налаживание взаимовыгодного партнерства. Представители компании «Майкрософт» приехали в Беларусь, чтобы согласовать с госструктурами в нашей стране среднесрочное и долгосрочное видение развития системы образования в Беларуси, а белорусы, в свою очередь, хотели наполнить меморандум о взаимопонимании с компанией «Майкрософт», имевший до последнего времени только рамочный характер, конкретным содержанием, с учетом передового мирового опыта компании и ее партнеров.

Как отметил в своем выступлении начальник сектора по работе с системой образования компании «Майкрософт» Майкл Ллойд, ежегодные инвестиции в систему образования достигают в мире 2,4 трлн. долларов США. Однако эффективность образования снижается во всем мире — это факт, который никто не станет оспаривать. Так сложилось, что современные дети оказались намного более продвинутыми в новых информационных технологиях, чем старшее поколение, и учитель перестал быть для них единственным источником получения информации, поэтому в современной школе подрастающему поколению стало элементарно скучно... «Только наличие интерактивной доски в классе или доступа в интернет ничего коренным образом в школе не меняют», — поделился своим видением ситуации Майкл Ллойд.

Первый заместитель министра образования нашей страны Александр Жук убежден, что перед образовательной отраслью сегодня стоит глобальная педагогическая задача по созданию новой информационно-образовательной среды, которая бы успешно объединила опыт прошлого с технологиями будущего. В Беларуси завершается реализация комплексной программы информатизации системы образования, рассчитанной на 2007-2010 годы, что позволяет начать переход на качественно новый этап — создание единой информационной образовательной среды. Главная проблема — как органично вписать электронные средства обучения в традиционную систему обучения, повысив ее эффективность. Как свидетельствует анализ зарубежного и отечественного опыта, наибольший эффект информационные технологии дают только в интеграции с передовыми педагогическими технологиями. Поэтому весьма актуальным становится разумное сочетание информационных технологий и их комплексного применения. Требуется и новый уровень инструментальной компетентности педагогов...

— Одно из важнейших направлений — создание системы национальных информационных образовательных ресурсов, — подчеркнул Николай Листопад. — Основное внимание при этом уделяется нами разработке национальных электронных средств обучения по всем общеобразовательным дисциплинам, основанным на наших школьных программах, которые бы учитывали задачи учебного процесса и охватывали все его этапы: изучение, повторение, закрепление, коррекцию и контроль ученических достижений. Значительный вклад в обеспечение учреждений образования электронными средствами обучения вносит республиканский конкурс «Компьютер. Образование. Интернет», лучшие разработки которого ежегодно передаются в школы.

За последние годы в стране была создана определенная инфраструктура образования, построенная на ИКТ. В системе общего среднего образования имеются 50 805 персональных компьютеров, в том числе 34 394 компьютера в составе компьютерных классов и 15 411 отдельных аппаратных комплексов. Средняя недельная нагрузка на компьютерную технику хотя и существенно увеличилась, однако все равно она недостаточна — в различных общеобразовательных учреждениях она колеблется от 33 до 39 часов, в то время как в «продвинутых» школах нагрузка превышает 45 часов в неделю. Причем основная нагрузка приходится на преподавание курса информатики, спецкурсов и факультативных занятий, связанных с информационно-коммуникационными технологиями. А вот уровень использования компьютерного времени учителями-предметниками остается пока довольно низким. В Министерстве образования уверены, что будущее — не за стационарными компьютерами, а за мобильными компьютерными классами, которые позволяют проводить уроки хоть в лесу на поляне. Ноутбуки перестают быть предметом роскоши, а становятся необходимой вещью в учебном процессе.

По словам Николая Листопада, сегодня в стране действует национальный образовательный портал и более 1300 сайтов учреждений образования и органов управления образованием.

— Мы ставим перед собой задачу, чтобы каждое учреждение образования и орган управления образованием были представлены в Интернете собственным сайтом, наполненным качественным содержанием, — добавил Николай Листопад. — К тому же поставлена задача обеспечить каждую школу, каждое учреждение образования и орган управления образованием широкополосным доступом в интернет. Сейчас современный доступ в интернет имеют в сельской местности 9 процентов школ, а в городах — 43 процента.

Отдельно Николай Листопад остановился на автоматизированной системе «Общереспубликанский банк данных участников централизованного тестирования», охватившей в нынешнем году большую половину пунктов регистрации на ЦТ, а в следующем году распространится уже на все пункты регистрации. Эта система дает много преимуществ как организаторам, так и непосредственно абитуриентам. Самое важное преимущество новой автоматизированной системы регистрации для абитуриентов в том, что им теперь не нужно самостоятельно искать себе свободные посадочные места. Это особенно актуально для Минска, где работают целых 32 пункта регистрации. Молодые люди даже могут высказать пожелание типа «а найдите мне, пожалуйста, место в ВУЗе поближе к дому». Или во время поездки в Минск можно сходить на ближайший пункт регистрации и оформить себе пропуск на централизованное тестирование, которое будет проходить в одном из учреждений образования в Гродно или Могилеве. Или, наоборот, оформить пропуск в Гродно, а сдавать один предмет — в Бресте, второй — в Лиде, а третий — в Минске. Никаких проблем... Регистратор, как кассир при продаже билета на поезд, сообщит, что в определенный день в 11 часов утра абитуриент должен находиться в том или ином месте и городе, где будет проводиться централизованное тестирование. И даже если абитуриент вдруг потеряет свой пропуск, для этого ему достаточно будет только сходить в ближайший пункт регистрации со своим паспортом, чтобы получить его дубликат. Восстановление и распечатка новых пропусков занимают у оператора считанные секунды.

Кстати, на каждом пропуске сейчас печатается точный адрес места, где абитуриент будет проходить тест-экзамены, а также схема проезда с городскими маршрутами. Вся эта чрезвычайно полезная, особенно для иногородних абитуриентов, информация введена в компьютерную программу. Для участников централизованного тестирования электронная регистрация в полной мере реализует принцип «одного окна», но в эту систему заложены и другие возможности. Например, режим реального времени позволяет эффективно бороться с так называемыми «двойниками» — абитуриентами, которые пожелают зарегистрироваться более чем на три дисциплины или одновременно на белорусский и русский язык, что не разрешается правилами приема. В автоматизированной системе есть специальный раздел «Отчетность», который заменяет в настоящее время все бумажные носители. Есть раздел «Статистика регистраций на ЦТ». Для работников Республиканского института контроля знаний, которые готовят материалы тестирования для доставки в ВУЗы, эта система также дает много преимуществ. Особенно «горячее» время для работников института, когда им приходится обеспечивать необходимыми тестовыми материалами одновременно до трех тысяч аудиторий по всей стране. Следующим этапом развития этой системы, как сообщил Николай Листопад, должна стать организация процесса электронного зачисления абитуриентов в высшие и средние специальные учебные заведения — в зависимости от их приоритетов и количества набранных баллов. Так, как это делается во многих странах дальнего зарубежья, а также в Литве и Азербайджане...

Надежда Николаева, газета «Звязда», 29 сентября 2010 года.

Оригинал на белорусском языке: zvyazda.minsk.by/ru/pril/article.php?id=66797

Смотрите другие статьи по методике преподавания в школе.

Комментарии

"эффективность образования снижается во всем мире - это факт, который никто не станет оспаривать"

Интересно, проводились ли какие-то исследования на этот счет, на основании чего сделан такой вывод?