Лучшие результаты ЦТ — в Минске и Гродненской области, худшие — в Брестской области

Статья из белорусской республиканской газеты «Звязда» в переводе на русский язык.

Можно ли качество образования измерять победами белорусских школьников на международных олимпиадах и интеллектуальных турнирах? Если опираться только на этот показатель, то белорусская школа работает просто замечательно: вот и прошлым летом лучшие ученики (а других на соревнования не отправляют) завоевали на международных предметных олимпиадах 26 медалей: 3 золотые, 12 серебряные и 11 бронзовых. Зато результаты участников централизованного тестирования оснований для самоуспокоения не дают — наоборот, заставляют задуматься над эффективностью работы школы.

Самые высокие результаты на ЦТ демонстрируют школьники Минска и Гродненской области. А самые низкие показатели (ниже общереспубликанских по всем предметам, кроме немецкого языка) — у школьников Брестской области. Причем это уже многолетняя тенденция, — подчеркнул в своем выступлении на итоговой коллегии министр образования Сергей Маскевич. — В Топ-10 учреждений образования по результатам ЦТ 2013 года вошло по 3 учреждения образования из Гомельской области и Минска и по одному учреждению из Гродненской, Минской и Могилевской областей. Лучший показатель — у Лицея БГУ, выпускники которого на ЦТ продемонстрировали самые высокие результаты по 8 из 9 номинированных предметов. По русскому языку лучший в стране результат показали выпускники гимназии № 1 города Лиды. Хотел бы обратить внимание, что в списке 100 лучших (бралось по 10 лучших в каждом предмете) есть учреждения образования из всех областей и Минска, но среди них — гимназии, лицеи и только одна школа. Средняя школа № 12 города Пинска ворвалась в Топ лучших с результатом выпускников по белорусскому языку. Хорошо известно, что высоких результатов достигают учащиеся тех школ, где работают очень профессиональные педагоги.

А работа профессионалов должна достойно оплачиваться в соответствии с их вкладом в общий результат работы учреждения образования. Именно такую задачу мы ставим перед разработчиками новой системы оплаты труда педагогов.

Сергей Маскевич отметил, что работа над содержанием и качеством образования является для главного образовательного ведомства принципиально важной, и назвал меры, которые планируется в этом направлении осуществить. В порядке эксперимента начнется апробация независимой итоговой аттестации школьников после завершения обучения на II и III ступенях общего среднего образования. А после завершения эксперимента будет приниматься решение о целесообразности проведения в 2015/2016 учебном году независимой аттестации во всех учреждениях общего среднего образования и введении конкурсного набора в 10-й класс.

По словам министра, будут подготовлены изменения в рекомендации по организации изучения предметов на повышенном уровне. Выбор учебных предметов не должен ограничиваться только четырьмя профилями. К тому же руководителям будет предоставлена возможность проводить промежуточную аттестацию по учебным предметам — в зависимости от уровня их обучения — по учебным четвертям, триместрам или полугодиям. Будут также внесены изменения в ранее утвержденные критерии и показатели деятельности учреждений общего среднего образования и разграничены критерии для лицеев, гимназий и средних школ.

— Отдельно хотел бы подчеркнуть важность совершенствования как содержания, так и методик обучения иностранным языкам. Национальному институту образования предлагаю рассмотреть возможность внедрения в Беларуси независимой международной системы оценивания уровня владения английским языком TOEFL, а также готовить школу к международной системе оценивания учебных достижений PISA, — добавил Сергей Маскевич.

Надежда Николаева. Газета «Звязда», 14 февраля 2014 года.
Оригинал на белорусском языке: zviazda.by/2014/02/32103.html

Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.