В Беларуси появится понятие «базовый учебник» для школы

Статья из белорусской республиканской газеты «Звязда» в переводе на русский язык.

Министр образования намерен разобраться с выполнением учителями несвойственных для них функций

Михаил Журавков подчеркнул, что этой проблемой он занимается с первого дня своего пребывания на посту министра. По его словам, сейчас проводится мониторинг школ и гимназий по всей стране. Об этом он сообщил во время онлайн-конференции на сайте БЕЛТА. «Изучаем статистику, смотрим структуру поручений, выполняемых учителями, и выясняем, кто их дает. Кроме того, обсуждаем с учителями, директорами и представителями районной власти, каким они видят свое взаимодействие в будущем. Попробуем как можно скорее обобщить эти материалы и сформулировать рекомендации», — пообещал министр.

Повышение престижа профессии учителя, по мнению главы отрасли, важная миссия, но это задача не только для Министерства образования, а для всего общества:

— Надо создавать в нашем обществе положительный образ учителя. Для этого необходимо и СМИ привлекать, больше рассказывать о наших замечательных педагогах, об их инновациях...

Министерство образования, со своей стороны, будет стараться создать самые оптимальные условия для того, чтобы педагоги работали в творческих и комфортных условиях, заботиться об их материальном поощрении...


Базовый учебник

Михаил Журавков сообщил, что летом выпускники 9-х классов будут сдавать три выпускных экзамена — по белорусскому, русскому языкам и математике (все в письменной форме). С 2015 года обязательный экзамен по математике будут сдавать только выпускники 11-х классов.

«Сейчас наши специалисты разрабатывают критерии отбора для зачисления в 10-е профильные классы. Но при этом мы сохраним и обычные 10-е классы для детей, которые не смогли определиться с профилем, где все предметы будут изучаться на базовом уровне», — отметил министр.

Он добавил, что на базе некоторых учреждений образования страны в этом учебном году проводится экспериментальный проект по апробации модели независимой итоговой аттестации учащихся базовой школы. И только после его завершения можно будет проводить выпускные экзамены для девятиклассников по такой модели.

У министра образования поинтересовались, что он думает по поводу качества и доступности изложения материала в школьных учебниках, а также возможности возврата к проверенным временем и многими поколениями школьников советским учебникам.

— Если вы спросите бабушек, дедушек, родителей, они скажут вам, что эта проблема была всегда и, наверное, будет. Нельзя написать учебник, который бы удовлетворил всех без исключения. Но у нас возникла идея создания базового учебника. Базовый учебник — это учебник, который будет содержать определенный набор базовых знаний, которыми должен обладать каждый ученик. К базовому учебнику будут изданы рекомендации по огромному количеству дополнительных материалов. Дополнительные материалы — это и интернет-ресурсы, дополнительные учебники либо методические материалы. Их будет определять либо сам учитель-предметник, либо педсовет.

Например, если учитель профильных классов работает с сильными учениками, то он, кроме базового учебника, может дать им и большое количество дополнительного материала, который может быть им полезен. Дополнительные материалы могут обновляться каждый год, потому что информация меняется очень быстро. В то время как учебники пишутся очень скрупулезно, и переписывать их каждый год мы не можем. Поэтому перейдем к базовому учебнику и дополнительным материалам, — пояснил министр. — Но просто так базовый учебник не появится. Мы сейчас думаем над тем, какой должна быть система отбора коллектива для написания базового учебника и как будет проходить конкурс по его написанию.

Также Михаил Журавков сообщил, что со следующего года в школы возвращается курс «Мировая художественная культура». В каждой параллели он будет называться по-своему, в зависимости от того, что именно будет изучаться в конкретном классе.


«Тест» на наркотики

Министр образования рассказал, что со следующего учебного года среди школьников, учащихся и студентов планируется проводить психосоциальное анкетирование на склонность к наркотикам.

— Все должны понимать, какое зло несут наркотические средства, психотропные вещества и их аналоги. Специально для усиления борьбы с этим пагубным явлением министерствами образования, внутренних дел, здравоохранения разработан комплекс мероприятий по предотвращению распространения алкоголя, наркотических и психотропных веществ среди учащихся, — рассказал Михаил Журавков. — Кроме этого документа, специалистами разработан порядок проведения психосоциального анкетирования и медицинского обследования. Сегодня специалисты учреждений образования проводят с родителями работу, объясняют им важность проведения такого анкетирования. Нам бы хотелось, чтобы анкетирование не стало стрессом для детей, не взволновало родителей, при этом чтобы была сохранена максимальная конфиденциальность информации. Вот именно этот аспект сейчас и прорабатывается специалистами. Как решить, кто имеет право доступа к информации, и как обезопасить личные данные ребенка.

Кроме подготовки родительской общественности, есть еще один важный вопрос, без которого невозможно качественно провести такое анкетирование — нужно подготовить специалистов, которые будут его проводить. Всю весну институты развития образования будут готовить педагогов-психологов и классных руководителей к проведению анкетирования. Министр образования рассказал, что весь прошлый год в нескольких учреждениях образования велась апробация такого анкетирования.


Пороговые оценки на ЦТ

Отвечая на вопрос: «Когда у абитуриентов появится возможность подавать свои документы сразу в несколько ВУЗов?» — Михаил Журавков сообщил, что сегодня такой вопрос не рассматривается. «Это значит, что в текущем и следующем учебном году абитуриент должен будет подавать документы в конкретный ВУЗ. В перспективе, может быть, мы к этому и придем, но не в ближайшие годы», — уточнил министр.

При этом Михаил Журавков не исключает в будущем и увеличения количества тестов, которые сможет сдавать один человек в ходе централизованного тестирования: «Будем думать, потому что нет абсолютно правильной и совершенной системы отбора. Надо идти вперед, всегда есть что совершенствовать». При этом он отметил, что в любом случае правила игры будут определены заранее. О новых правилах поступления в ВУЗы объявят как минимум за год.

Первое и, наверное, самое главное, что интересует абитуриентов 2015 года, — это пороговые баллы по предметам ЦТ. Они меняться не будут. «Минимальное количество баллов, которое необходимо набрать абитуриенту на ЦТ, останется прежним, — заверил министр. — Другое дело, что мы немного изменим подход — будет введено понятие "профильный предмет". Изменится и продолжительность периода подачи документов абитуриентами — количество дней для подачи в основную волну увеличится, зато уменьшится количество дней для тех, кто будет подавать документы в рамках проведения дополнительного набора. Других существенных изменений, которые повлияют на судьбу абитуриентов и их план подготовки, не планируется».

Что касается плана набора на бюджет, то он может варьироваться в зависимости от количества выпускников школ. В этом году количество выпускников школ осталось практически на уровне прошлого года, поэтому количество бюджетных мест в ВУЗах уменьшится незначительно.


Детский сад — не «камера хранения»

«Кто принимает решение об исключении ребенка из детского сада и почему было решено, что основанием для отчисления могут стать 30 дней, пропущенных ребенком без уважительной причины?» — поинтересовались у министра образования.

— Исключить ребенка из детского сада без уважительной причины никто не имеет права, — заверил Михаил Журавков. — Никто не может этого сделать необоснованно, не изучив все обстоятельства, которые способствовали тому, что ребенок перестал посещать дошкольное учреждение. Если мать работает день через два или папа может посидеть с ребенком в будний день, то, естественно, это нужно обсудить с заведующей садиком.

При этом министр уточнил, что в Кодексе об образовании есть раздел, регулирующий посещение учреждения образования: подпунктом 5.6 пункта 5 статьи 79 определено, что досрочное прекращение образовательных отношений по инициативе руководства учреждения (в том числе учреждения дошкольного образования) осуществляется в случае длительного отсутствия (более 30 дней) на занятиях без уважительных причин в течение учебного года (за исключением каникулярного времени, которое не учитывается как пропуск без уважительных причин: это 90 календарных дней летом, 10 календарных дней зимой и 10 календарных дней весной). Этот пункт касается всех учреждений образования, а не только дошкольных.

«Так сделано потому, что ни детский сад, ни школа, ни профтехучреждения не являются, так сказать, "камерой хранения". Это учреждения, которые предоставляют образовательные услуги, и родители обязаны решить для себя: будут ли они ими пользоваться или откажутся от них. Мы считаем, что руководитель учреждения дошкольного образования вправе самостоятельно в каждом отдельном случае (с учетом конкретных обстоятельств) решать вопрос о том, являются ли те или иные причины отсутствия воспитанника уважительными. Так или иначе, решение о сохранении места воспитанника в учреждении дошкольного образования принимается в интересах детей», — подчеркнул Михаил Журавков. Он пояснил, что когда возникают споры, то вопрос решается отделом (управлением) образования, спорта и туризма, на территории которого находится детский сад.

«Дело в том, что достаточно сложно определить на законодательном уровне исчерпывающий перечень уважительных причин, по которым ребенок может отсутствовать в детском саду. Например, родители уехали за границу более чем на полгода, и ребенок уехал вместе с ними, но они не написали заявление о том, что просят исключить ребенка из числа воспитанников детского сада. Поэтому и сохранялось за ним это место. Такого быть не должно», — резюмировал Михаил Журавков.

Министр образования сообщил, что в Беларуси сейчас работает 10 частных учреждений, реализующих образовательную программу дошкольного образования (семь в Минске, одно в Минской области и два в Могилевской). С прошлого года упрощены требования в плане открытия семейных детских садов на первых этажах существующего жилищного фонда (коттеджной застройки). Это было сделано, чтобы стимулировать создание учреждений образования частной формы собственности.

— Я более чем уверен, что сейчас многое будет зависеть от местной исполнительной власти и желания людей. На местном уровне, мы надеемся, в ближайшее время будет налажена работа по существенному развитию сети таких учреждений, создания для этого соответствующих условий. Думаю, что надо составить в каждом регионе перечень зданий и помещений, которые могут быть отданы под частные детские сады. Для дошкольного образования сейчас очень актуально государственно-частное партнерство, поскольку, используя традиционные подходы при организации дошкольного образования только за счет государственных средств, решить эту проблему будет сложно, — добавил Михаил Журавков.

Надежда Николаева. Газета «Звязда», 6 февраля 2015 года.
Оригинал на белорусском языке: zviazda.by/2015/02/70733.html

Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.