Зачисление в профильные 10-е классы — по среднему баллу документа о базовом образовании

Статья из белорусской республиканской газеты «Звязда» в переводе на русский язык.

Зачисление учащихся в профильные 10-е классы будет осуществляться с нынешнего года на основе конкурсного отбора.

— Никаких дополнительных экзаменов мы пока для школьников не вводим. Отбор будет проводиться по среднему баллу документа о базовом образовании, — сообщила заместитель министра образования Раиса Сидоренко. — У желающих учиться в профильных классах средний балл свидетельства должен быть не ниже 6 баллов, а по профильным предметам оценки не могут быть ниже 7 баллов.

По словам Раисы Сидоренко, профильные классы с изучением отдельных предметов на повышенном уровне могут открываться в любых школах, но это не означает, что родители учеников будут диктовать руководству школы свои пожелания. Решение об открытии профильных классов в конкретном учреждении образования принимает его руководитель.

— Перед системой образования не стоит задача вернуть профильные классы в те учреждения образования, где они функционировали ранее, и нет задачи открыть профильные классы в каждой школе или гимназии, — подчеркнула заместитель министра образования. — Для открытия профильных классов должны соблюдаться основные условия: это наличие необходимой для изучения на повышенном уровне тех или иных предметов материально-технической базы, кадрового состава (педагогов, готовых работать в профильных классах) и мотивированных учащихся.

Раиса Сидоренко рассказала, что если в 2013/2014 учебном году предметы на повышенном уровне изучали 65% десятиклассников, то в следующем учебном году в этих же учреждениях образования количество учащихся в профильных классах уменьшилось до 55%. Возможно, кому-то оказалось не под силу изучать предметы на повышенном уровне, а кто-то остался недоволен уровнем преподавания. Тенденция к уменьшению количества учащихся, изучающих предметы на повышенном уровне, наиболее ярко прослеживается в сельских учреждениях образования: в 2013/2014 учебном году таких было 50%, а в 2014/2015 — только 28% (для сравнения: в городских учреждениях образования их количество уменьшилось с 70% до 62%).


Сильная альтернатива

Раиса Сидоренко подчеркнула, что главный принцип, который будет реализовываться, — это постепенное и плавное внедрение профильного обучения на старшей ступени школы. При введении профильного обучения в образовательном стандарте общего среднего образования заложены два уровня — базовый и повышенный. Это значит, что вместе с профильными классами в школах останутся на старшей ступени и классы базового уровня.

Раиса Сидоренко уточнила, что количество часов на изучение отдельных предметов на повышенном уровне будет увеличено за счет частичного перевода факультативных занятий в разряд учебных. Подготовлено также предложение по внесению изменений в Кодекс об образовании: определять, является ли суббота учебным днем для 10-х и 11-х профильных классов, будет само учреждение образования.

Для учащихся, безусловно, наиболее удобной моделью было бы мультипрофильное обучение. Оно — сильная альтернатива профильному. Индивидуальный план дает учащимся право выбора любых предметов для изучения на повышенном уровне. Кроме того, можно усваивать любимый предмет в небольшой группе. С одними сверстниками, например, изучать на повышенном уровне математику, химию и белорусский язык, с другими — на базовом уровне физику и историю и т.д. Правда, составить индивидуальный план для каждого учащегося — непростая задача. Основная нагрузка ложится на заместителя директора по учебной работе. Зато мультипрофильное обучение можно внедрять как в крупных учреждениях образования, так и в небольших, где нет в параллели нескольких классов.


Изменения в перечне экзаменов

— Кстати, в перспективе — через два года — перечень выпускных экзаменов для одиннадцатиклассников может измениться, потому что сегодня, например, физику не сдают на выходе из школы ученики физико-математических классов, а математику сдают все: и физики, и лирики. Изменения распространятся и на ЦТ: не секрет, что вследствие низких баллов, полученных на тесте по государственному языку, случается, что за бортом приемной кампании остаются владельцы высоких баллов по точным наукам. Сейчас рассматриваются разные варианты, — добавила Раиса Сидоренко. — Больше внимания теперь будет уделяться и допрофильной подготовке в базовой школе. Разработанный нами комплекс мероприятий включает не только информирование учащихся об особенностях организации образовательного процесса, но и их психолого-педагогическое сопровождение, проведение специальных факультативных занятий. Будут использоваться несколько видов организации допрофильной подготовки — в рамках учреждения образования, в рамках сети из нескольких школ и в пределах сети учреждений различных типов и видов (в том числе включая профессионально-технические учреждения и учреждения дополнительного образования детей и молодежи).

В рамках факультативных занятий будут организованы профориентированные курсы, такие, как «Введение в профессию», «Профессия — педагог». Для их проведения и планируется использовать базу ПТО и учреждений дополнительного образования.


«Белорусская и мировая культура»

А со следующего учебного года в школьном расписании появится «старый-новый» предмет «Отечественная и мировая художественная культура».

— В 2015/2016 учебном году мы планируем ввести его сначала в пятых классах. Со следующего учебного года — в пятых и шестых, и так за пять лет введем этот важный для воспитания всесторонне развитой личности курс во всех классах общеобразовательной школы. К сожалению, сегодня можно привести множество примеров снижения уровня культуры молодежи, — констатировала Раиса Сидоренко. — Белорусская культура будет изучаться как часть общей мировой культуры.

Журналисты поинтересовались, будет ли преподаваться снова на белорусском языке история Беларуси?

— Есть мнение, что этот предмет должен преподаваться только на белорусском языке. Но есть и другая позиция: учреждение образования должно само определиться, на каком языке преподавать детям историю. Если мы насильно заставим изучать какие-то предметы на белорусском языке, это будет неправильным подходом, потому что в Беларуси два государственных языка, — ответила Раиса Сидоренко.

По мнению замминистра, если речь идет о расширении сферы белорусского языка, то дело не в преподавании на нем того или иного предмета, а в общей позиции учреждения образования и педагогического коллектива.

— Учителей истории Беларуси, которые хорошо владеют национальным языком, недостаточно. Недавно в Минске проводили опрос, чтобы выяснить, сколько русскоязычных школ хотят изучать историю Беларуси на белорусском языке. Их процент достаточно велик. Мы готовы откликнуться на желание родителей и учеников, но это нужно делать корректно, с уважением к носителям языка. Силового вмешательства быть не должно, — подчеркнула заместитель министра образования.

Надежда Николаева. Газета «Звязда», 11 апреля 2015 года.
Оригинал на белорусском языке: zviazda.by/2015/04/79173.html

Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.