Методика преподавания физики от В. Грабцевича

(Учитель высшей категории, руководитель областной команды по подготовке к Республиканской олимпиаде по физике и одновременно научный руководитель AFPortal.ru Владимир Иванович Грабцевич делится своим опытом преподавания физики в школе. Это доработанная перепечатка с его старого сайта на Куличках.).

Дополнительные материалы по планированию уроков читайте на его старом сайте В. Грабцевича.

От автора

Все мы хотим преподавать интересно, по-новому. Думаю, что каждый должен искать и пробовать свои пути. Школа должна быть школой радости, получения знания с удовольствием. Многие учатся без интереса, скучают на уроках, так как учитель в расчете на среднего ученика долго «разжевывает» материал. У каждого учителя в процессе работы вырабатываются определенные принципы, опираясь на которые учитель и учит предмету. Ознакомившись с опытом Виктора Шаталова, я понял важную мысль: метод ежедневного опроса учащихся по опорным сигналам, которые определяют четкость изложения, выделение главного в материале и его изложение небольшими порциями, удобными для усвоения и запоминания, обеспечивает ученикам успешность ответа, а это рождает интерес к знаниям. Вместо опорных сигналов в работе я использую опорные конспекты, которые считаю более понятными для учащихся и более логичными, чем опорные сигналы; они заставляют ученика думать, лучше способствуют усвоению материала. (В будущем мы планируем выложить на портале часть опорных конспектов В. Грабцевича.)

5 главных ПРИНЦИПОВ

  1. Многократное повторение
    Первый вброс теории по физике может быть выполнен в виде беседы, диспута (в младших классах) и в виде лекции (в старших классах). На втором уроке разбор теории на качественных вопросах, с обязательной самостоятельной работой. Наиболее важные вопросы теории будут на итоговой самостоятельной по теме.

  2. Выделение главного
    Подача материала проводится по опорным конспектам. Вводятся дополнительные примеры и вопросы для самостоятельной работы. Опорный конспект является скелетом темы с выделением главного.

  3. Постоянно развивать чувство реальности, ориентирование в величинах
    Чувство реальности развивается как на вопросах теории, применимости того или иного закона, объяснение явлений их оценка, безопасность. При решении задачи оценка полученного результата обязательна учеником. Ученика необходимо научить автоматически прикидывать полученный результат. Умение ориентироваться в величинах.

  4. Самостоятельная деятельность учащихся на каждом уроке
    Самостоятельная деятельность учащихся на каждом уроке. Работа с теорией, решение задач, выполнение экспериментов и т. д. Самостоятельная работа обязательно оценивается для всех учащихся.

  5. Ежедневный опрос и проверка усвоения материала
    Этот принцип позволяет обеспечить систематичность учебы, усвоение материала, оценивание своей работы.


9 НЕОБХОДИМЫХ ЭЛЕМЕНТОВ К УРОКУ

  • Доска
    На ней производится основная работа при подаче материала. Опрос или решение задач. Разбор спорных вопросов. Повторение теории. Поэтому площади доски должно быть много.

  • Опорные конспекты
    Составление опорных конспектов теории происходит при подаче материала. Возможен вариант готовых листов, что сэкономит время на уроке и позволит его перераспределить на другие важные вопросы теории, качественные, количественные задачи и т. д. Ученик по ходу объяснения слушает, и записывать вопросы теории нет необходимости. Дома он перепишет опорный конспект в тетрадь, ответит на поставленные вопросы.

  • Тетради для самостоятельной работы
    У учащегося имеются тетради для самостоятельной работы. Тетради хранятся в кабинете. В них ученики работают с вопросами теории, решают задачи. На обложке делается таблица для выставления текущих оценок.

  • Тетради для домашних работ
    Тетради для домашних работ находятся у ученика. В этой тетради ученик выполняет домашние работы. На первом листе чертится таблица в которой указываются номера домашнего задания (карандашом) и отметка о его выполнении. Если задача решена, то она обводится ручкой, не решенная задача обводится красной ручкой. Тетради регулярно проверяются и находятся под контролем учителя. Оценка выставляется как за отдельный вопрос темы так и итоговая.

  • Тетради для лабораторных работ
    Тетради для лабораторных работ также хранятся в кабинете. Ученик может брать тетрадь для лабораторных работ домой для оформления материала (когда в этом есть необходимость) или для повторения.

  • Демонстрационные плакаты
    Необходимы для быстрого повторения теории, разбора ключевых моментов темы. Опорный конспект можно записать на доске с отворотом или повторить по опорному конспекту ученика в тетради.

  • Раздаточный материал
    В специальных разносах находятся разные предметы и простейшее оборудование по теме.

  • Задания для самостоятельной работы
    Это серия вопросов по материалу опорного конспекта. Задачи для самостоятельной работы. Задачи из сборника задач и т. д.

  • Ведомость открытого учета знаний
    Это таблица выполненная на большом листе ватмана. В нее вписываются оценки за ответы по каждой самостоятельной работе, за решение задач, текущие и т. д. Ведомость висит постоянно на стене и видна всем учащимся.


7 ТИПОВ УРОКОВ

  • Объяснение нового материала
    Называю тему, ставлю проблемный вопрос, составляю опорный конспект и начинаю объяснение. По ходу объяснения делаю необходимые опыты, возможно выполнение несложных экспериментов учащимися с раздаточным материалом лежащим у них на столе в специальных разносах. Закончив вопрос темы, делаю его краткое повторение.

    Работа с теорией (разбор теории). Повторение теории по опорному конспекту. Разбор вопросов к опорному конспекту. Работа в парах, самооценка. Работа в четверках с проверкой. Самостоятельная работа по теории. Работа выполняется в тетради для самостоятельной работы. Возможен вариант ответа у закрытой доски. С последующим повторением и комментарием. Дополнительные вопросы ставит ученик. Итоговый вопрос за учителем. Выставление оценки с комментарием. Спросить мнение класса по оценке. Оценка согласована и выставляется в журнал и открытую ведомость ученика. Возможен тестовый контроль знания теории.

    Преимущество самостоятельной работы:
    - каждоурочный контроль;
    - систематичность домашней подготовки ученика;
    - устранение пробелов знаний;
    - комментирование ответов приучает к вниманию, осмыслению ответа, формирует критический подход.
    - взаимооценка формирует объективность и честность в работе.

  • Урок решения задач
    Урок разбора основных типов задач темы. Решение приводится на доске или проводится анализ уже готового решения задачи. Далее предлагается ученику решить похожую задачу с изменением условия задачи с дальнейшим разбором. Разбираются задачи по нарастающей сложности. Обязательно самостоятельное решения задач учащимися.

  • Урок самостоятельного решения задач
    Ученику предлагается несколько задач (3 – 4) для самостоятельной работы. Задачи оцениваются. В оставшееся время 25 минут решаются и разбирается решение более сложных задач. Как правило на следующем уроке будет еще одна самостоятельная работа по более сложным задачам (3 – 5), возможен тестовый вариант ответов.

  • Урок разбора красных задач (нерешенных домашних задач)

  • Урок лабораторных и контрольных работ
    Выполняется обязательный минимум образования. Контрольная работа проводится как в тестовом варианте так и с получением ответа.

  • Урок-конференция
    Проводится презентация темы с ее дальнейшим обсуждением. Несколько учеников разрабатывают тему. Каждый отвечает за отдельный вопрос и один за вопрос целиком. Другие учащиеся готовят вопросы к теме конференции и являются оппонентами.

  • Урок изобретательства и исследовательской работы
    На этом уроке проводится защита темы исследовательской работы, как правило, перед школьной научной конференцией.

Комментарии

Спасибо, очень полезная информация для меня.

Что делать, если доска в кабинете плохая и нет ни проектора, ни (молчу про интер. доску) телевизора примитивного... я молодой учитель (информатики, но поставили физику) и не умею пользоваться старой доской меловой... (пишу мелко и криво:) и цоры никак не могу использовать, а рассказать и показать пока не могу так, чтоб поняли))))

У каждого учителя должна быть своя методика, зависящая от разных причин, например, собственного темперамента, учеников, возможностей объективных и субъективных и т.д. В общем, требуется для себя определить траекторию движения в обучении своих учеников и себя лично. Эта траектория будет меняться и корректироваться по ходу времени.

Совершенствование своей базы заданий, задачников, самостоятельных работ, подготовительных упражнений и т.д. не одного дня работа, а годы.

Будьте интересны, разнообразны, шутите, уважайте всех своих учеников, будьте терпеливы, не перебивайте, когда слышите от них чушь.

Самая большая похвала была для меня не из уст больших начальников в оценке моих успехов, не родителей (хотя это очень важно), не выпускников, учеников, а оценка семиклассников, после первого урока, когда прозвенел звонок, удивленные глаза, изумление на лицах и возглас сожаления − что, уже звонок? И 25 человек, выходящих из класса, и спасибо за урок от каждого ученика. И чувство гордости за свою профессию. Несколько пафосно, но точно отражает суть. Эти уроки я помню всегда.