Министр образования Михаил Журавков: «Читать студентам лекцию с листика недопустимо!»

Статья из белорусской республиканской газеты «Звязда» в переводе на русский язык.

Министр образования считает, что репетиторы также имеют «право голоса»

Когда Советский Союз первым запустил в 1957 году спутник, американский президент Джон Кеннеди сказал, что «русские выиграли не ракетами, а за школьной партой». Это были времена, когда молодежь охотно шла в физики и математики, а для поступления в ВУЗы никто не нанимал репетиторов. Большинство белорусов являются воспитанниками именно советской школы. В том числе и назначенный в прошлом году на должность министра образования доктор физико-математических наук, профессор Михаил Журавков.

Мы встретились с новым руководителем главного образовательного ведомства, чтобы узнать о его школьном прошлом, легко ли стать доктором наук в 32 года и как математика и физика могут быть смыслом жизни...


«Четверка», которая «испортила» аттестат

— Михаил Анатольевич, какие воспоминания у вас остались со школьных лет? Миша Журавков был образцовым учеником?

— Я учился в средней школе № 3 Солигорска. Мою первую учительницу звали Аида Павловна. Это был очень душевный и добрый человек. Она и к ученикам относилась очень тепло, и педагогом была отличным. Первый жизненный урок мне дала именно она. Я учился всегда хорошо и готов был поделиться своими знаниями со всеми, поэтому на уроке стал с места подсказывать своим одноклассникам. Аида Павловна поставила мне за это «двойку». Я не понимал, за что? Во-первых, я все знаю. Во-вторых, помогаю товарищам. Поэтому обиделся на нее и только потом понял, что за свои поступки нужно отвечать... А вообще воспоминания о школе остались очень теплые. В старших классах моим классным руководителем была учительница физики Нинель Григорьевна. Это был уникальный педагог: у нее физику учили и знали все, а не только те, кто имел способности к этому предмету. Вообще было много учителей, которые оставили след в душе, в том числе и учительница математики Тамара Николаевна...

министр образования доктор физико-математических наук, профессор Михаил Журавков

Проблем своим педагогам я не доставлял. Учеба давалась мне легко. И успевал я все: не только учился, но и спортом занимался. В школе хотел попробовать многое: ходил в секцию легкой атлетики, занимался метанием диска, потом переключился на плавание. Я был достаточно универсальным спортсменом, поэтому всегда выступал за школу на соревнованиях по многоборью и на уровне города и области. В университете увлекся борьбой и лыжами. Звезд с неба не хватал, но выступал на довольно хорошем уровне. В старших классах много времени проводил на сборах по подготовке к республиканской и всесоюзной олимпиаде. Школу окончил с одной «четверкой» — по русскому языку...

— Вы рано определились со своим профессиональным выбором?

— Меня всегда увлекали математика и физика. Я понял, что чувствую настоящее наслаждение от решения задач еще в 3-м или 4-м классе. Однажды учительница задала задачу, над которой я все время думал, а решил ее ночью: напугал свою маму, ведь вскочил и стал записывать решение. Процесс обдумывания решения приносил мне удовольствие. Без всякого принуждения я решал задачи повышенной сложности. Участвовал в олимпиадах по физике и математике, но после областного уровня нужно было определяться с одним предметом. А по математике я всегда был немного сильнее. Поэтому и на союзном уровне выступал на олимпиаде по математике.

В Советском Союзе была очень хорошо развита система олимпиадного движения. И уровень союзной олимпиады по математике был намного выше уровня аналогичных международных соревнований. Те, кто ехали представлять Союз на международную олимпиаду, были настоящими вундеркиндами в математике. За Беларусь на союзной олимпиаде выступали всего два человека. А на предыдущие сборы по итогам республиканской олимпиады приглашали шесть учеников, между которыми разворачивалась ожесточенная конкуренция за путевку на союзный уровень. Некоторые из претендентов даже не выдерживали напряжения, все бросали и уезжали...

Как участник Всесоюзной олимпиады я имел приглашения поступать в самые престижные московские ВУЗы. Но поступил в БГУ. Пусть это прозвучит нескромно, но в Белгосуниверситет я поступил легко. Поскольку постоянно колебался между математикой и физикой, интуитивно выбрал механику и поступил на механико-математический факультет. Как у нас шутили, «механик — это тот, кто не знает ни физики, ни математики»... Сегодня я могу с уверенностью сказать, что не ошибся: это и впрямь было мое.


Гимнастика для ума

— Не обидно, что физика и математика считаются у современных школьников самыми сложными предметами? Даже некоторые ученики физико-математических классов признаются, что боятся сдавать физику на ЦТ...

— Отсутствие у современных школьников понимания значимости математических знаний, особенно у тех, кому не нужно сдавать математику на вступительных экзаменах, я считаю трагедией. Математика — это гимнастика для ума, дисциплина, которая формирует общие приемы мышления, логику, тренирует память, учит поиску путей решения проблем... Без всего этого невозможно успешное обучение по многим предметам, в том числе и изучение физики.

У ректора Московского физико-технического института (университета) Николая Кудрявцева есть отличная статья-размышление по поводу системы образования, которую я посоветовал бы почитать всем родителям, которые настаивают на том, что нужно упрощать школьную программу по математике и физике. Прочитать, чтобы понять, что это очень ошибочная мысль... Я вижу две главные причины, почему современные школьники так плохо знают физику и математику. К сожалению, уровень преподавания в школе падает. Талантливых учителей математики и физики, способных завладеть вниманием детей, захватить их своим предметом, остается все меньше. Упрощается программа, и какие-то базовые знания, без которых нельзя овладеть предметом, упускаются.

Падение интереса к математике и физике в определенной степени объясняется и развитием IT-технологий, когда создается иллюзия того, что компьютер может все сделать за нас и специальные знания не требуются. Вспомните, что сначала массово создавались программы по автоматизации элементарных действий: бухгалтерских, статистических расчетов и так далее. Затем на персональных компьютерах стало возможным осуществлять те действия и инженерные расчеты, которые еще 10-15 лет делались только в научно-исследовательских и проектных институтах.

А откуда, скажите, возьмутся кадры, способные создавать высокопрофессиональный софт, при нынешнем отношении школьников к математике и физике? Парк высоких технологий уже испытывает острый недостаток специалистов с глубокими знаниями, потому что переходит на новую ступень своего развития — компании-резиденты ПВТ занимаются уже созданием наукоемких программ, где требуются глубокие фундаментальные знания. Одним словом, без овладения физикой и математикой подготовить в достаточном количестве инженерно-технологические кадры для реального сектора экономики невозможно. Именно физико-математическое образование является фундаментом для создания высокотехнологичной экономики, поэтому нам всем нужно думать о будущем. Эта проблема актуальна для всех европейских стран...


Поддерживать, а не заставлять

— Ваш сын учится в гимназии. Признайтесь, часто ли до своего назначения на пост министра вы заглядывали в его школьные учебники?

— Сын учится в 9-м классе, поэтому для нас сейчас также актуальна проблема выбора: чем ему заниматься на старшей ступени школы? Несмотря на то, что мы в семье приучили сына к самостоятельности, участие родителей в жизни ребенка никто не отменял. Я всегда интересовался и интересуюсь тем, что он проходит в школе. И в учебники заглядываю, могу поинтересоваться формулировками и содержанием задач. Действительно, есть некоторые задачи, особенно по физике, где формулировки мне не очень нравятся: они какие-то очень неуклюжие, очень длинные... Но мне приятно, что я могу все сыну объяснить и в ответ услышать: «Вот теперь я все понял».

Мне нравятся учителя моего сына: они очень одержимые педагоги — еще той, старой, закалки. К сожалению, сын пока не ориентируется на физику и математику, хотя и имеет хорошие оценки по этим предметам. Он склоняется к истории, участвует в олимпиадах, конкурсах, конференциях и побеждает. Как победитель олимпиады по истории он стал участником тематической смены в национальном образовательно-оздоровительном центре «Зубренок». Наверное, продолжит обучение в классе, где историю изучают на повышенном уровне. Это его выбор. Безусловно, мне, как человеку, который всю жизнь занимается математикой и физикой, хотелось бы, чтобы и мой ребенок развивался в том же направлении, но я глубоко убежден, что детей нужно направлять, надо им помогать, поддерживать, но ни в коем случае нельзя заставлять и притеснять. Уже работая в университете, я видел много трагических ситуаций, когда родители заставили своего ребенка учиться на сложной специальности, связанной с математикой, но молодому человеку это совсем не по душе. Я вижу, как он страдает. И предвижу, что в дальнейшем, даже если он свяжет свою жизнь с этой специальностью, то из него получится посредственный специалист. А если человек живет с внутренним дискомфортом, это ненормально...

cтудент Михаил Журавков: «Какое это удовольствие — искать решение задачи»

Студент Михаил Журавков: «Какое это удовольствие — искать решение задачи»

Случается, что родители просят меня: дай совет, куда нужно поступать, чтобы после окончания учебы у моего ребенка был свой кабинет, секретарь и много поездок за границу. А кем он будет работать, для них совершенно не имеет значения. Но не все в жизни измеряется деньгами... Я считаю, что деньги можно заработать повсеместно. И зачем стремиться заработать все деньги? Денег должно быть столько, чтобы хватало на жизнь, тогда и будет гармония в душе...

— Волнует ли вас феминизация школы? Женщины составляют сегодня почти 90 процентов от общего числа школьных учителей...

— Эта ситуация ненормальная. Причем аналогичная картина наблюдается и в университетах на факультетах, где раньше работали преимущественно мужчины. А сейчас там коллективы состоят почти из одних женщин. Мое глубокое убеждение, что вопросы престижа тех или иных профессий надо решать всем обществом. Государственная политика должна быть направлена на пропаганду определенных специальностей, без которых не сможет обойтись ни одно общество. У нас очень не любят, когда приводят примеры из прошлого, но тем не менее в Советском Союзе руководствовались лозунгом «Все профессии нужны, все профессии важны». И в педуниверситет в те времена шли преимущественно отличники, потому что на каждом шагу профессия учителя возвышалась и ценилась.


Добро возвращается

— Вы стали доктором наук в молодом, по нынешним меркам, возрасте — в 32 года. Могут ли ваши воспитанники похвастаться такими же достижениями?

— Нормой это не было и в те времена, но все-таки я не был исключением. Среди моих друзей тоже есть примеры, когда докторские диссертации защищались в 32-33 года. В молодом возрасте обладаешь определенной долей наглости. Я был молод, поэтому самым наглым образом поехал в Москву к председателю ВАКа Советского Союза академику Евгению Шемякину. Он был специалистом в той области, в которой я писал диссертацию, и работал со студентами в МГУ. Это был светило в науке и весьма уважаемый человек. Но я пробился к нему и убедил меня послушать, выступил у него на семинаре. Позже мы выполняли с ним совместные исследования. Он уже ушел из жизни, но я благодарен ему по сей день. Мне вообще везло с людьми, которые меня окружали. Это были большие ученые, которые, тем не менее, не отказывали мне в помощи, давали советы. Я помню хорошее отношение к себе и теперь пытаюсь вернуть это добро своим ученикам. Многие из них защитились быстро и в срок.

Но в текущем году я, к сожалению, не взял ни одного аспиранта, хотя раньше у меня каждый год было как минимум двое-трое желающих заниматься в аспирантуре. У меня есть лаборатория, где созданы условия для того, чтобы и наукой заниматься, и деньги зарабатывать. Но молодые люди выбирают сиюминутную выгоду. Говорят, что лучше пойти работать в Парк высоких технологий или в какую-то фирму и сразу зарабатывать много денег. Я всегда говорю и своему сыну, и своим студентам, что нужно руководствоваться не сиюминутной выгодой, а смотреть на перспективу.

Мы в БГУ даже организовали философский семинар по проблемам образования, где хотели обсудить вопрос, когда же будет достигнута критическая отметка? Когда-нибудь специалистов в области инженерных наук станет критически мало, чтобы все страны, наконец, обратили на это внимание. Однозначно выиграют те из них, кто успеет переориентироваться и правильно расставить приоритеты в образовании...

— Михаил Анатольевич, вы пришли на преподавательскую работу из научно-производственной сферы. Помните ли свои первые ощущения от встречи со студентами?

— Наука и образование всегда идут рядом. Редко кто из ученых не преподает, так как это еще и один из способов найти себе учеников и единомышленников. Я начал читать лекции студентам Всесоюзного заочного политехнического института, который имел филиалы по всему Союзу. Читал лекции по информатике в каком-то Доме культуры, а передо мной сидел полный зал заочников, многие из которых были старше меня вдвое. Рассказывал им о первых «персоналках», которые только появлялись, о языках программирования. Незабываемые ощущения...

А первые лекции на системной основе читал уже студентам нынешнего БНТУ. Преподавал механику на автотракторном факультете, где учились только мужчины — более 100 человек. Но мне удавалось держать их в руках. Затем перешел на преподавательскую работу в БГУ. Убедился, что различные группы и аудитории требуют различного подхода. Например, наиболее комфортно читать лекции на педагогическом потоке, где учатся девушки. Они очень дисциплинированные и послушные...


Родители — не финансовые доноры

— Хотелось бы поинтересоваться вашими мыслями о современной молодежи. Остались ли еще в студенческой среде романтики? Легко ли студентов сагитировать на доброе дело?

— Я никогда не считал, что современные дети хуже предыдущих поколений. Это извечная проблема отцов и детей. Тем, кто так считает, я предлагаю вспомнить себя в том же возрасте. Это просто другие дети, и их надо понять. Даже в маленьком человечке нужно видеть человека — не разговаривать с ним с презрением, не поучать. С ними надо дружить и быть партнерами. У меня есть прекрасная возможность общаться с молодыми людьми ежедневно. И у них есть чему поучиться. Романтиков среди студентов и действительно осталось немного, но сагитировать их на благое дело совсем просто. Молодые люди даже не всегда афишируют добрые дела. Мне кажется, в том, что наши дети стали злыми, виноваты взрослые. Надо искать общее со своими детьми, а не быть для них просто финансовыми донорами.

— Михаил Анатольевич, а вы в студенческие годы работали в стройотрядах?

— В годы моего студенчества все стремились попасть на время каникул в стройотряд. В составе стройотрядов я ездил работать в Карелию и на Алтай, несколько раз работал на объектах в Беларуси. Это была очень тяжелая в физическом плане работа, но одновременно и свобода, которую давали заработанные собственным трудом деньги. Но, главное, это была настоящая школа жизни, когда все увидели, кто чего стоит. Некоторые из наших однокурсников оказались болтунами, а некоторые, наоборот, очень достойными людьми. Мы получили бесценный опыт.


Учеба не ради диплома

— Как вы относитесь к тому, что фирмы, которые предлагают студентам за деньги написать курсовую или даже диплом, открыто рекламируют свои услуги?

— Уверен, что пока будет спрос, будет и предложение. Искоренить это явление какими-то волевыми решениями невозможно. Даже если запретить этот бизнес на законодательном уровне, он будет существовать в подполье. Я разговаривал с теми, кто пишет за деньги студентам курсовые работы. Знаете, какой самый распространенный ответ я слышал? «Если я это не сделаю, значит, сделает кто-то другой, а я своей головой зарабатываю деньги». Пока студенты сами не поймут, что знания им нужны не только для оценки в зачетке и получения диплома, ничего не изменится...

— Интересно, является ли обнаруженная в экзаменационной аудитории шпаргалка чрезвычайным происшествием для профессора Журавкова?

— К шпаргалкам я отношусь абсолютно спокойно. Любой преподаватель скажет вам, что для того, чтобы узнать реальный объем знаний студента, хватит пяти минут или даже меньше. Смешно, когда студенты достают «бомбы» и пытаются отвечать по своим шпаргалкам. Достаточно забрать у них листок и начать расспрашивать, как они тут же начинают путаться. Запомнить все, безусловно, невозможно. Главное для меня, чтобы человек умел мыслить, выстраивать логическую цепочку, из одной формулы вывести другую. И даже если студент приносит в аудиторию на контрольную или экзамен учебник, то это для меня не трагедия: надо еще знать, где найти в нем нужную информацию. Если ты знаешь, значит, шанс есть...

— А можно ли преподавать студентам так, как раньше? По вашему мнению, лекционная форма работы по-прежнему актуальна?

— Это дискуссионный вопрос. Безусловно, такие суперархаичные виды работы, когда преподаватель начинает читать студентам лекцию с листка, недопустимы! Нет никакого смысла и в механическом списывании студентами информации со слайдов. Сейчас проводятся целые конференции, посвященные тому, какой должна быть современная лекция. Все сходятся во мнении, что задача преподавателя — не просто транслировать знания. Объем знаний огромен, и в интернете сегодня можно найти очень многое, если не все. Задача преподавателя — дать базовые знания и научить добывать информацию самостоятельно. И, самое главное, объяснить студентам, что правильно и что — нет, потому что в интернете много информации, которая не соответствует действительности. Сейчас за одну встречу со студентами можно дать им больший объем знаний, чем раньше давался за семестр. Если, конечно, работать с умом...

— Как вы оцениваете эффективность заочной формы обучения? В последние годы был взят курс на ее сокращение...

— Полагаю, что не каждый может позволить себе учиться на дневном отделении. По разным причинам. Поэтому, наверное, заочную форму нужно сохранить. Но в современных реалиях заочная форма должна стать другой. Нужно включать в нее элементы дистанционного обучения. Должно быть больше личного общения студента и преподавателя, пусть хоть по «Скайпу». Почему все критикуют заочную форму? Потому, что она стала формальной. Студент-заочник идет не учиться, а для того, чтобы получить диплом, а преподаватель говорит, что он вынужден «дать ему этот диплом». Замкнутый круг, который надо разорвать. Заочную форму получения образования однозначно нужно перестраивать, но полностью ее ликвидировать нельзя...


Разрубить узел проблем

— Михаил Анатольевич, во время вашего представления коллективу вы озвучили намерение создать при Министерстве образования общественный совет, в который могли бы войти представители бизнес-структур, руководители учебных заведений, учащиеся и их родители. Предлагаю включить в нее еще и журналистов...

— Мы уже работаем над списком кандидатов и, признаюсь вам, что пока он получается супербольшим. Между прочим, это должна быть управляемая структура, которая сможет эффективно работать. Полагаю, что в совет должны войти представители от различных групп: от молодых педагогов, от «свободных художников»... У нас есть репетиторы, которые постоянно критикуют систему образования, так пусть тоже войдут в эту структуру и предлагают какие-то конструктивные шаги, которые пойдут образованию на пользу. Безусловно, должны быть в совете и опытные журналисты, которые хорошо знают нашу систему и одновременно являются посредниками между родителями, педагогической общественностью и министерством.

От совета я жду качественного улучшения работы нашей отрасли. Наверное, ситуация, когда всех и все будет устраивать, в принципе, невозможна, но хотелось бы все-таки остановить ярые нападки на школу, на учебники, на ВУЗы. Мол, мы не тех готовим и не так готовим. Например, все подряд критикуют школьные учебники. Спрашиваешь у критиков, а каким должен быть учебник? И слышишь: «Другим...» А каким «другим», объяснить не могут. Бывший министр образования Петр Бригадин, работающий сейчас в БГУ, как-то признался, что решил сесть и написать учебник по истории для пятого класса. Все лето писал-писал, а потом бросил это дело, потому что, чем глубже он погружался, тем больше понимал, что поставленной планки достичь будет проблематично. Что для студентов написать учебник проще, чем для школьников. Между прочим, это профессионал самого высокого класса! Очень трудно написать учебник, который бы удовлетворил абсолютно всех...

— Согласитесь, что работать в системе образования и возглавлять отрасль — не одно и то же. Фактически вы начинаете работать с чистого листа, когда все ваши прежние достижения не будут учитываться. И от вас очень многого ждут: и педагоги, и родители, и студенты. Вы уже определились, на каких направлениях сконцентрируете свое внимание в первую очередь?

— Считаю очень важным определиться с профильным образованием в старшей школе. Каким оно должно быть и в какой последовательности его внедрять? Я хотел бы, чтобы у нас была построена система непрерывного образования: от школы, профессионально-технического и среднего специального образования до ВУЗов. Чтобы были определены четкие правила, как человек может с одной ступени переходит на другую. Нужно определиться с содержанием обучения на ступени бакалавриата и магистратуры. Поскольку мы движемся в общеевропейское образовательное пространство, то должны учитывать их правила и требования, но сохранять при этом национальные интересы и не вредить качеству образования.

Обязательно нужно разгрузить учителей от несвойственной им работы.

— Если вам удастся наконец разрубить этот узел, то педагоги будут вам очень благодарны, потому что никто уже не верит, что это возможно..

— Будем к этому стремиться, хотя я вижу, что все совсем не просто...


Успеть все

— А сколько времени длится рабочий день министра образования?

— Трудно сказать, ведь даже приходя домой, я продолжаю работать. Но мне к этому не привыкать. До того, как сесть в это кресло, я работал очень напряженно, потому что занимался и наукой, и преподаванием, решал организационные вопросы как первый проректор. Сейчас на науку, к сожалению, остается совсем мало времени, но я сам выбрал этот путь. Пока оставил за собой в БГУ спецкурс. Сейчас я много читаю: изучаю, как построены системы образования в других странах, какие системы преподавания там используются.

— Есть ли у вас жизненное кредо?

— Всего можно добиться упорным трудом, нужно только быть искренним перед собой, никогда не предавать людей и никогда не унижать людей. Стараюсь придерживаться этой установки всегда. Считаю недопустимым унижать человека, особенно если в силу различных причин он не может тебе ответить.

— А вы ни о чем в жизни не жалели? Ничего не хотели бы изменить?

— По большому счету, наверное, нет... Меня устраивает моя жизнь — в принципе, она сложилась так, как я это видел...

— А можно через некоторое время снова задать вам этот вопрос?

— Договорились, задавайте...

— Большое спасибо за беседу.

Надежда Николаева. Фото из личного архива Михаила Журавкова. Газета «Звязда», 17 января 2015 года.
Оригинал на белорусском языке: zviazda.by/2015/01/68065.html

Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.