Больше заданий части B и объединять два предмета предлагается на ЦТ

Статья из белорусской республиканской газеты «Звязда» в переводе на русский язык.

Количество заданий с вариантами ответов нужно сокращать

«Новая редакция правил приема в ВУЗы и ССУЗы позволила снять ряд проблемных вопросов, которые возникали в предыдущие годы, и оптимизировала механизм отбора наиболее подготовленной для обучения молодежи», — заявил на встрече с журналистами председатель Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, председатель Государственной комиссии по контролю за ходом подготовки и проведения вступительных экзаменов Анатолий Рубинов.

О том, что обновленные правила приема не вызвали никакого недовольства со стороны общественности, свидетельствует тот факт, что количество обращений в государственную комиссию сократилось вдвое. Причем большинство обращений имело консультативный характер.

По словам Анатолия Рубинова, введение в нынешнем году дополнительного набора существенно уменьшило количество незаполненных бюджетных мест. После второй волны зачисления абитуриенты заполнили около 1,5 тысячи вакантных мест по остродефицитным для белорусской экономики специальностям. А незаполненными остались лишь чуть более 80 мест на 6 специальностях сельскохозяйственного профиля в Белорусской государственной сельскохозяйственной академии.

Для абитуриентов дополнительного набора планка на ЦТ была снижена на 5 баллов по каждому предмету. А для лиц, которые поступали на военные, сельскохозяйственные и спортивные специальности, минимальное значение составляло 3 балла по каждому из всех предметов. Интересно, что проходные баллы при дополнительном наборе в большинстве случаев оказались выше, чем при основном наборе. Как такое могло произойти? Анатолий Рубинов пояснил, что некоторые из абитуриентов неудачно сдали одну из дисциплин, причем не всегда профильную (например, провалили экзамен по государственному языку). Зато у них были высокие баллы по двум другим предметам.

— Однако при дополнительном наборе было зачислено и около 200 человек, не преодолевших установленный на ЦТ порог одновременно по двум предметам, а 12 человек провалили экзамен по всем трем дисциплинам. Но они также стали студентами. Полагаем, что в будущем при дополнительном наборе такие лица не должны допускаться к участию в конкурсе. Нужно будет прописать в наших правилах, что участвовать в дополнительном наборе могут абитуриенты, которые не смогли преодолеть минимальный порог на ЦТ не более чем по одному предмету, — подчеркнул председатель госкомиссии.

Ряд вопросов, по мнению членов госкомиссии, требует решения. В частности, нужно сократить сроки проведения централизованного тестирования за счет объединения двух дисциплин. Можно проводить в один день в одних и тех же пунктах ЦТ экзамен по двум предметам, не связанным в один блок в качестве профильных по специальности. Например, в один день экзаменовать абитуриентов по химии и истории Беларуси либо по биологии и обществоведению. Это позволит сократить продолжительность проведения ЦТ как минимум на 25% и снизить как финансовые затраты, так и затраты рабочего времени лиц, задействованных в проведении вступительной кампании. Надо пересмотреть также и сумму платы, которую вносят абитуриенты при регистрации на ЦТ. Она уже много лет не менялась и составляет всего 10 тысяч рублей.

Требуют совершенствования структура и содержание тестовых заданий. По-прежнему основная роль в тестах отводится заданиям части A — то есть, заданиям с вариантами ответов, из которых нужно выбрать правильный. Как показывают расчеты, случайное угадывание, позволяющее преодолеть пороговое значение, нельзя полностью исключить. «Полагаем, что нужно расширять часть B», — пояснил Анатолий Рубинов.

Государственная комиссия также считает, что нужно пересмотреть систему подсчета баллов участников централизованного тестирования, чтобы можно было сопоставлять ее с системой выставления оценок в школе.

— Родителям непонятно, почему их ребенок получает в школе «восьмерки» по предмету, а на тестировании набирает всего 30 баллов. А это происходит потому, что, когда с одним и тем же заданием справилось большое количество участников ЦТ, оно оценивается с минимальным коэффициентом. С одной стороны, такая система позволяет всех абитуриентов ранжировать, но не всем она понятна, — добавил Анатолий Рубинов.

Еще одна задача на завтра — распространение практики электронного зачисления, которая уже не первый год успешно реализуется в БГУИР, на другие ВУЗы. Скорее всего, уже в следующем году она может охватить специальности одного профиля в разных ВУЗах. Например, абитуриенты, которые будут подавать документы на экономические специальности, смогут расставлять свои приоритеты, выбирая из перечня всех ВУЗов, где готовят специалистов экономического профиля.

Надежда Николаева. Газета «Звязда», августа 2014 года.
Оригинал на белорусском языке:

Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.