ЦТ и единый госэкзамен: унификация невозможна?

Статья из белорусской республиканской газеты «Звязда» в переводе на русский язык.

Министр образования нашей страны Сергей Маскевич уверен, что существование единого госэкзамена в России и централизованного тестирования в Беларуси не препятствует реализации равных прав белорусов и россиян на получение высшего образования в соседней стране.

Напомним, что вопрос «конвертации» результатов ЦТ и ЕГЭ поднимается постоянно. Авторы этой идеи выступают за создание шкалы перевода результатов централизованного тестирования в результаты ЕГЭ. Высказываются также идеи гармонизации двух систем.

На прошлой неделе в Постоянном комитете Союзного государства состоялось рабочее совещание министров образования Беларуси и Российской Федерации.

– Специально подстраивать ЦТ под ЕГЭ или создавать какой-то общий вступительный экзамен мы не собираемся, — заявил после совещания Сергей Маскевич журналистам. — У нас нет на сегодня для этого никаких оснований. Тем более нельзя сопоставлять результаты единого госэкзамена и централизованного тестирования, поскольку это принципиально разные системы оценивания.

В Беларуси ЦТ используется только как форма вступительных экзаменов в ВУЗы и средние специальные учебные заведения. Это абитуриентское тестирование, основные цели которого — оценить различия в уровне подготовки абитуриента, сравнить его индивидуальные результаты с результатами других участников и определить относительную позицию в группе экзаменуемых. Результаты таких экзаменов позволяют определить рейтинг каждого абитуриента в соответствии с уровнем его подготовки.

А в России единый государственный экзамен унифицирован по форме и содержанию как для выпускников средних школ, так и для абитуриентов ВУЗов и ССУЗов, а контрольно-измерительные материалы служат как целям итоговой аттестации выпускников средних школ, так и выступают в качестве средства отбора претендентов на студенческое место.

Аналогичную точку зрения высказал и министр образования и науки России Дмитрий Ливанов:

– Мы не видим проблемы в том, что у нас практикуются различные системы оценивания, поскольку сегодня нет никаких ограничений для граждан Беларуси в сдаче единого госэкзамена в России для поступления в ВУЗы на бюджетные места. Россияне также могут принять участие в централизованном тестировании для поступления в белорусские ВУЗы.

Сегодня в белорусских ВУЗах обучаются около 2 тысяч россиян, а в российских ВУЗах — около 20 тысяч белорусов. И есть мнение, что такая статистика (не в пользу белорусских ВУЗов) частично обусловлена не очень удобными для россиян сроками проведения в Беларуси централизованного тестирования. Выпускники российских школ текущего года не успевают поучаствовать в ЦТ, поскольку в июне они сдают выпускные экзамены в школах. Поэтому корректировка сроков проведения вступительных экзаменов позволила бы увеличить приток в Беларусь российских абитуриентов.

Между тем, с 2012 года у граждан Российской Федерации появилась возможность поступать в белорусские ВУЗы и ССУЗы на платную форму обучения на условиях, предусмотренных для иностранцев, то есть, только по результатам собеседования. В большинстве российских ВУЗов и ССУЗов прием белорусов для обучения на платной основе также осуществляется по результатам собеседования, при этом сроки подачи документов фактически не ограничены, а обучение начинается по мере комплектования групп.

По итогам рабочей встречи Сергей Маскевич и Дмитрий Ливанов также озвучили намерение организовать обмен студенческими отрядами между двумя странами. Министерства образования планируют оказывать поддержку инициативам как со стороны работодателей, желающих предоставить студентам рабочие места, так и со стороны ВУЗов, организующих студенческие отряды. Эта и другие актуальные темы будут подробно обсуждаться в мае текущего года на совместном заседании коллегии министерств образования Беларуси и России.

Надежда Николаева. Газета «Звязда», 14 марта 2013 года.
Оригинал на белорусском языке: zvyazda.minsk.by/ru/archive/article.php?id=109703&idate=2013-03-14

Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.