Из-за неуверенности и сложных задач молодые учителя уходят из профессии

Статья из белорусской республиканской газеты «Звязда» в переводе на русский язык.

Темой одного из номеров аналитического издания Teaching in Focus, выпускаемого под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), стала поддержка молодых учителей, которые начинают свою профессиональную карьеру.

Как показали результаты международного исследования систем преподавания и обучения (Teaching and Learning International Survey, TALIS), молодые учителя сталкиваются с множеством проблем, в том числе и с необходимостью поддерживать дисциплину в классе.

Считается, что система образования стремится «выжать максимум» из человеческих ресурсов и ставит перед опытными педагогами более сложные задачи. Однако, как свидетельствуют результаты TALIS, справедливо и обратное утверждение. В 19 странах из 27, принимавших участие в исследовании, учителя, имеющие менее пяти лет стажа работы по специальности, гораздо чаще, чем их более опытные коллеги, работают в школах, в которых обучается большое количество учащихся из социально опасных семей, учащихся с особенностями психофизического развития и школьников, для которых язык обучения не является родным. Выяснилось также, что молодые специалисты чаще работают в сельской местности, где школы, как правило, ограничены в своем финансировании.

Исследование показало, что оценка преподавателями эффективности своей работы повышается с приобретением опыта. Симбиоз неуверенности в себе и сложных задач, поставленных перед молодым учителем, увеличивает вероятность того, что педагог захочет оставить профессию, даже несмотря на поддержку более опытных коллег.

Для того чтобы избежать подобных потерь в человеческом капитале, национальные системы образования должны стремиться к более сбалансированному распределению педагогов по учреждениям образования в зависимости от их специфики, а также обеспечивать их дополнительную поддержку. Во многих странах применяются программы поддержки молодых специалистов — такие, как введение в должность или закрепление за молодым учителем более опытного коллеги, который помогает освоиться на новом рабочем месте.

75% опрошенных педагогов ответили, что в начале их карьеры за ними были закреплены кураторы, к которым они могли обратиться при возникновении различных проблем. В большинстве стран, участвующих в опросе TALIS, наблюдаются расхождения в ответах учителей и администрации школы касательно программ поддержки преподавателей. Так, например, руководители утверждают, что 70% педагогов с опытом работы менее 3 лет охвачены программами поддержки, в то время как только 50% из них подтвердили свое участие в таких программах.

Несмотря на наличие во многих странах программ поддержки, их целевая группа отличается. Например, подобные программы могут быть адресованы как всем учителям, так и учителям, которые имеют опыт работы, но являются новичками в конкретной школе, и учителям, которые только начинают свою карьеру в сфере образования.

Исследователи уверены, что в системах образования всех стран необходимо пересмотреть критерии для направления молодых учителей в «сложные» школы, а также усилить их профессиональную поддержку.

Надежда Николаева. Газета «Звязда», 25 сентября 2015 года.
Оригинал на белорусском языке: zviazda.by/2015/09/102476.html

Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.