Как Троян стал вирусом... или Чего только не услышишь от студентов

Статья из белорусской республиканской газеты «Звязда» в переводе на русский язык.

Наверное, у каждого любителя такого жанра фольклора, как анекдот, найдется и сколько историй о студентах и преподавателях. Университетская жизнь всегда была и остается «плодородной почвой» для шуток и смешных историй. Преподаватель Минского государственного лингвистического университета и Института журналистики БГУ, писатель, литературовед и критик Петр Васюченко — один из людей, собирающих нелепые высказывания отечественных «мучеников науки».

– Господин Петр, расскажите, как давно вы начали собирать студенческие ошибки?

– Эти ошибки, или, как я их называю, «залепы», я начал записывать лет 10-12 назад. Кстати, первенство в этом деле принадлежит преподавателю БГУ, знаменитому ученому Любови Тарасюк. Студенческим ошибкам она дала свое название — филонизмы (так как считала, что такие ошибки случаются исключительно из за лени) и публиковала их в газете «Літаратура і Мастацтва». Многие мои коллеги сегодня также записывают «залепы» на своих занятиях. Я, в свою очередь, периодически публикую собранный материал в журнале «Маладосць» под рубрикой «Клуб студенческого юмора».

Кроме того, последнее свое лекционное занятие я традиционно провожу в форме «Урока антилитературы». Я прошу студентов закрыть свои конспекты и просто послушать, чтобы не повторять чужие ошибки. Обращаю внимание и на то, что я — не автор, а только ретранслятор. Авторами становятся сами учащиеся, они генерируют «залепы» на зачетах, экзаменах и так далее. Обычно упомянутые минуты проходят очень весело, однако студенты все равно продолжают пополнять мою коллекцию все новыми и новыми «экспонатами».

– А в чем смысл всей этой работы?

– Как уже было сказано, я не создаю ошибки. Моя задача — собрать, классифицировать и, безусловно, осмыслить. Вот именно в осмыслении я и сделал свой шаг вперед, так как посчитал, что оговорки, как говорил Фрейд, появляются по какой-то причине. Одной из таких причин я считаю репродуктивное, то есть, нетворческое усвоение знаний студентами. Что услышал — то и ответил. Получается игра в «испорченный телефон». Свою роль здесь играют чужие либо плохие конспекты («Микола Гусовский написал свою поэму "Песня про зубра" для Папы Римского Льва "икс"»), банальная невнимательность, если студент наблюдает, как за окном кот подбирается к скворцу, и ему, студенту, не до моей лекции. Хотя причины бывают и более глубокие, психологические. К таким ошибкам я отношу модернизацию. Если на ситуацию, например, начала двадцатого века накладываются современные реалии («Местные ребята предупредили Леона Задуму, что разберутся с ним на одной из ближайших дискотек»).

Также одной из причин я считаю шаблонное, стереотипное усвоение знаний. Если студент говорит, что «Янка Купала написал "Новую землю", а Якуб Колас — "Бондаровну"», это значит, что в школе этих авторов он воспринимал как почти одинаковых, как братьев-близнецов. Так его научили учителя. А надо было показывать не только сходство, но и различия между этими писателями. Тем более что различий между ними очень много.

Существуют также и собственно филонизмы. Если студент говорит о том, чего никогда не слышал, пытаясь выкрутиться из сложной ситуации: «Василь Тяпинский — это был человек, в чем-то похожий на Миколу Гусовского». Имеет место обытовление литературных реалий: «Кирилла Туровский написал молитв тридцать штук» и т.д. Большое влияние оказывает массовая культура: мыльные оперы, сериалы. К примерам можно отнести высказывание о том, что «Рогнеда не захотела пойти замуж за какого-то там князя и в знак протеста спрыгнула со стены крепости».

– Вы преподаете белорусскую литературу в МГЛУ и на журфаке БГУ. Какие студенты ошибаются больше?

– Я начал бы с того, что ошибки в ответах — это даже не всегда плохо. Иногда студенты могут удивить не только своей ошибкой, но и неожиданной прозорливостью. Например, очень часто они оригинально отвечают на такие вопросы, над которыми я сам не задумывался. Приведу такой пример: однажды я задал студентам свой традиционный вопрос по поэме «Могила льва» Янки Купалы: «Почему народ, помня кровавые "подвиги" Машеки, все же возводит в его честь такой большой вал, будто бы нет других людей, которые заслужили такой памяти?» И один студент сказал: «Это люди сделали для того, чтобы он никогда не поднялся».

А что касается конкретно вопроса, то я не вижу никаких различий в количестве ошибок между студентами различных ВУЗов. Можно лишь заметить, что характер этих ошибок отличается.

– Как вы думаете, каждое новое поколение студентов позволяет себе все больше ошибаться?

– Студенты — одинаковые: что раньше, что сейчас. Дело опять-таки в характере. Стало больше компьютерных оговорок. Я спрашиваю, кто такой Троян (был такой персонаж в «Слове о полку Игореве»), а студент отвечает, что это вирус. Вот и все изменения.

Ярослав Лысковец.


Студенческие оговорки

Филонизмы
  • Адам Мицкевич родился в 1798 году, а умер... Ну, словом, это случилось в конце его жизни.
  • Я знаю двух белорусских писателей, один из которых имел псевдоним Дунин, а второй Марцинкевич. Только я не знаю, кто из них был Купала, а кто Колас.
Эффект испорченного телефона
  • Поэтическое прозвище Владислава Сырокомли было «Пряник деревенский» (на самом деле прозвище Сырокомли было «Лирник деревенский»).
  • Кондрат Крапива написал блестящую басню «Где ты, баба?» (Подразумевалась байка под названием «Дед и Баба»).
  • Кондрат Крапива написал много басен. Одна из них называется «Дипломированный банан» (знаменитая байка Крапивы называлась «Дипломированный баран»).
Оговорки по Фрейду
  • Поэмы Янки Купалы под названиями «Она и он», «Я и она», «Он и она», «Она и Ян», «Ян и Янина», «Яна и Яна» (поэма Купалы имеет название «Она и я»).
  • Современником Скорины был европейский мыслитель Оргазм Роттердамский (на самом деле Эразм Роттердамский).
  • Почему Анна вышла замуж не за Василия Дятла, а за Евфимия? Ну, он же ее поймал в кустах и порвал на ней платье.
Смешение реалий
  • Николай Гусовский написал «Песню про зубра», а Франциск Скорина — музыку к этой песне.
  • «Иван Мележ говорил речь в сейме, в которой восхвалял короля Сигизмунда» (имелся в виду Иван Мелешко).
Обытовление реалий
  • Николай Гусовский посмотрел в Риме бой быков, и тут ему в голову пришла мысль написать «Песню про зубра».
  • Владислав Сырокомля рано потерял любимую и поэтому начал прикладываться к бутылке.
  • Тарасу боги не понравились, потому что они вели распутный образ жизни. Зевс лежал на печи, а Амур тискал девок.
  • Самсон Самасуй и его друзья всем скопом сочинили пьесу, а потом ее поставили.
Модернизация
  • Франциск Скорина ездил в Виттенберг и там встречался с Мартином Лютером Кингом.
  • В XIX веке были написаны пародийные поэмы. Например, «Энеида на выборах» (вместо «Энеида навыворот»).
  • Гервасий Выливаха и его друзья любили набрать водки, поехать на природу и сделать там шашлыки.
Наивная интерпретация
  • Действие поэмы Я. Купалы «На кутью» происходит на замчище. Замчище — это огромный замок.
  • Критику встревожил цикл стихов Иосифа Пущи «Письма к собаке», потому что никто не знал, существует ли на самом деле собака или нет.
  • В произведении Янки Брыля проводится глубокая мысль, что птиц тянет к своему гнезду, а людей — к своим домам. Отсюда можно сделать вывод, что люди — не птицы.
  • Матей умный. Он только строил из себя Бурачка.

Газета «Звязда», 26 сентября 2013 года.
Оригинал на белорусском языке: zviazda.by/2013/09/16288.html

Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.