Начался эксперимент по апробации независимой итоговой аттестации в 10 учреждениях общего среднего образования

Статья из белорусской республиканской газеты «Звязда» в переводе на русский язык.

В новом учебном году на базе более чем 10 учреждений общего среднего образования стартует эксперимент по апробации модели независимой итоговой аттестации учащихся за курс базовой школы.

Как известно, обязательное образование в Беларуси — девятилетнее базовое. Но, например, в Минске 67-68% выпускников базовой школы переходят на старшую ее степень независимо от своих способностей, стремлений и желания учиться. Именно поэтому при обсуждении будущих поправок в Кодекс об образовании звучали предложения установить на входе в старшую школу определенный барьер.

Варианты предлагались разные. Например, решить проблему отбора лучших утверждением контрольных цифр приема в 10-й класс. Или ввести какой-то «проходной» балл (средний балл аттестата), чтобы те, у кого результаты учебной деятельности за девятый класс будут ниже, задумались над выбором профессии. Но сами педагоги констатируют, что «вес» одних и тех же оценок, которые выставляются в различных школах, может быть разным. Оценки, к сожалению, часто бывают субъективными. И это не совсем правильно, что детей аттестуют те же люди, которые их и обучают.

Между прочим, во многих странах мира проводится внешний государственный экзамен, который является одним из критериев для поступления на более высокий уровень образования. Возможно, и нам надо решать дальнейшую судьбу выпускников базовой школы на основании государственной внешней аттестации, результаты которой не будут зависеть ни от учителя, ни от школы, ни от интересов того или иного региона.

К тому же в этом году при поступлении в ССУЗы на основе базового образования были отменены вступительные экзамены и абитуриентов принимали по среднему баллу документа об общем базовом образовании. Таким образом, есть реальная угроза, что учреждения образования может захлестнуть «процентомания» хороших оценок.

Министерство образования уже утвердило перечень инновационных площадок, на базе которых будет апробироваться независимая внешняя аттестация. Между прочим, после переноса устного экзамена по истории Беларуси из базовой в среднюю школу задача независимых экспертов, безусловно, упростилась.

Кроме того, в новом учебном году на инновационных площадках будут проводиться также и другие интересные педагогические эксперименты. Например, планируется апробировать методики ранней профориентации учащихся 6-9-х классов на основе выявления у них врожденных задатков к тем или иным профессиям. Проектные умения у учащихся начальной школы будут формировать с помощью использования в учебном процессе набора «Лего».

Апробацию пройдет и модель психолого-педагогического сопровождения учащихся с высоким уровнем учебной мотивации на первой ступени школы.

Также будут проходить «обкатку» образовательные программы дополнительного образования детей и молодежи в области робототехники. А на базе 13 учреждений общего среднего образования будет внедряться модель медиаобразования посредством развития у учащихся критического мышления.

Надежда Николаева. Газета «Звязда», 28 августа 2014 года.
Оригинал на белорусском языке: zviazda.by/2014/08/50789.html

Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.