Линия помощи 8-801-100-16-11 — белорусский телефон доверия для детей и подростков

Статья из белорусской республиканской газеты «Звязда» в переводе на русский язык.

Они спасли уже не одну детскую жизнь. Эти люди возвращают веру в себя, веру в то, что выход есть из любой ситуации. Они словно миротворцы в отношениях с друзьями, родителями и учителями. Они всегда уважают желание, волю и личное пространство тех, кто к ним обращается. Именно такими и должны быть консультанты общенациональной детской линии помощи 8-801-100-16-11.

Ирина, как и все специалисты линии, работает под псевдонимом. В целях безопасности они не могут называть свои настоящие имена, ведь у каждого есть еще основная работа. Ирина работает консультантом с самого начала проекта. Она рассказала, чем линия помощи отличается от других телефонов доверия и с какими проблемами обращаются к ним подростки.

— Общенациональная Детская линия помощи — это социальный проект, который призван помогать детям, пострадавшим от насилия, — говорит Ирина. — Проект реализуется под руководством Министерства здравоохранения Беларуси в партнерстве с Республиканским научно-практическим центром психического здоровья и Международного общественного объединения «Понимание», а также при поддержке Министерства связи и информации Республики Беларусь, РУП «Белтелеком» и оператора МТС. Вообще линия работает по принципу телефона доверия для детей, но в помощи мы не отказываем никому, особенно когда дело касается здоровья малышей. Нередко нам звонят люди, которые часто слышат из соседских квартир детский плач или подозревают, что там дети страдают от насилия. Обычно люди стараются не вмешиваться в дела соседской семьи. Но если это касается детей, то многие теряются и не знают, как им поступить. Такие телефонные звонки мы берем на заметку. После этого на место выезжает комиссия с проверкой. Уже на месте специалисты разбираются, в чем дело.

Сами дети звонят, чтобы решить какие-то свои вопросы и проблемы. Звонок на нашу линию бесплатный, работаем мы круглосуточно. Мы принимаем звонки со всей республики. Консультирование ведут квалифицированные кризисные психологи, детские психологи и врачи-психотерапевты. Все наши консультанты имеют опыт работы с детьми, подростками и их родителями. Более того, с помощью специальных тренингов, семинаров и конференций специалисты получают новые знания и повышают свою квалификацию постоянно.

— Я так понимаю, что вы оказываете психологическую и информационную помощь. Есть ли какие-то ограничения по возрасту для тех, кто вам звонит?

— Это могут быть люди самого разного возраста, и мы не отказываем в помощи никому. Кстати, сегодня подростками считаются дети до 20 лет. И это правда. В таком возрасте у молодых людей еще бурлят эмоции, и их трудно назвать «зрелыми». Помню молодого человека примерно такого возраста, который позвонил нам с мыслями о самоубийстве. Парень был инвалидом по слуху, у него начались проблемы с родителями, он поссорился со своей девушкой, да и на работе, на которую он устроился, что-то не получалось. Ему казалось, что выход только один... Но нам удалось вместе размотать клубок его проблем. Он звонил раз пять, и последним был звонок признательности. В результате ему повезло: за границей ему предложили сделать операцию по возвращению слуха, он сумел наладить отношения и с матерью, и со своей любимой... Бывает, чтобы успокоиться и начать действовать, молодым просто нужно помочь разобраться в себе и своих желаниях.

Что же касается взрослых, бывает, что нам звонят и люди в кризисном состоянии с какими-то личными вопросами. В таких случаях мы всегда оказываем «первую помощь». И когда человек успокоится, только тогда перенаправляем его на линию доверия для взрослых или в любую другую организацию, где ему могут помочь. У нас есть контакты всех необходимых в нашем деле организаций, из всех районов и областей.

— Отличаются ли проблемы детей, живущих в крупных городах, от проблем их сверстников из маленьких населенных пунктов?

— Думаю, что не очень. Если говорить о подростках, то у них чаще всего возникают проблемы в отношениях с родителями, друзьями и учителями, независимо от того, в каком месте они живут. В общем, в этот период жизни человек переживает свои чувства, неудачи и счастье очень остро. Например, подростки готовы перевернуть весь мир, когда они влюбились. Помню одного парня, который позвонил очень взволнованным. Родители его любимой девушки запретили встречаться с ним. Эти люди посещали какую-то секту, поэтому были очень агрессивно настроены против отношений между подростками. Парень же решил спасти любимую... В итоге они оказались в милиции. Парень не знал, что делать. Мы с ним долго общались и вместе искали возможности, как сейчас ему поддерживать отношения с девушкой.

Однако некоторые проблемы в крупных городах решить проще, чем в маленьких населенных пунктах. Однажды нам позвонила женщина. Она рассказала, что выросла в деревне и помнит, как ее обижали в школе. Теперь то же самое случилось с ее дочерью. Школа в поселке была единственной, поэтому перевести девочку в другое учреждение не было возможности. Правда, женщина все же нашла выход, и все закончилось хорошо.

— Вы сказали, что звонят и сами родители. Что беспокоит современных родителей?

— Чаще всего обращаются родители, чьи дети принимают какие-то психотропные вещества или употребляют алкоголь. Растерянные родители в такой ситуации не знают, что делать. Конечно, мы помогаем им снять первоначальный стресс и объясняем, что делать и куда обращаться в таких случаях, чтобы спасти ребенка. Бывают звонки и другого рода. Нам позвонил отец, который стеснялся ходить со своим ребенком по улице, да и вообще не знал, как вести себя с ребенком. Его малыш — гиперактивный мальчик. Мы рассказали ему о нескольких методах воспитания гиперактивных детей. Он нам звонил несколько раз — кажется, во всем разобрался и сумел наладить отношения с малышом.

— А от маленьких детишек вам поступают звонки?

— Да, но чаще с помощью взрослых. Например, женщина научила свою пятилетнюю больную дочь звонить нам на линию. Девочка оказалась одна в больнице, и мама не всегда могла быть с ней рядом. Женщина знала, что наша линия работает круглосуточно и малышка может получить помощь в любую минуту. Девочка обычно попадала на меня. Звонила сразу как проснется и вечером, когда мама уходила. Малюткам очень сложно переносить одиночество, и мы старались отвлечь ее внимание от этого чувства... Также нам звонят ученики начальных классов, которые получают плохую оценку в школе или замечание в дневник. Малыши не знают, как сказать об этом родителям, или вообще боятся идти домой...

— Сколько звонков принимает детская линия?

— В среднем принимаем по двенадцать звонков в сутки. Все зависит от рекламы: в день, когда дают рекламу нашей линии, звонков значительно больше, чем в обычные дни. Иногда даже едва успеваем положить трубку...

— На ваш взгляд, что могут сделать родители, чтобы у их детей было меньше поводов звонить на детскую линию?

— Быть рядом с детьми и беседовать с ними. Не надо оставлять детей наедине со своими проблемами и радостями, необходимо искренне интересоваться их делами. Если с ребенком не разговаривать, то он вскоре замкнется, на любые вопросы будет отвечать парой слов, и тогда родителям будет трудно участвовать в его жизни. Нельзя жалеть времени, чтобы наладить доверительные отношения со своим ребенком. А начинать строить такие отношения лучше тогда, пока он находится еще в утробе матери. Ведь наладить хорошие отношения в подростковом возрасте будет гораздо сложнее. Души детей очень нежные, искренние, открытые и наивные. Их нужно беречь.

Наталья Таливинская. Газета «Звязда», 16 октября 2014 года.
Оригинал на белорусском языке: zviazda.by/2014/10/57217.html

Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.