Ректор БГУИР Михаил Батура: «Нашим выпускникам будет чем всех нас удивить»

Статья из белорусской республиканской газеты «Звязда» в переводе на русский язык.

В эти дни БГУИР отмечает свой полувековой юбилей. 50 лет назад, когда создавался Минский радиотехнический институт, на подъеме было развитие микроэлектроники и радиотехники. В 1990-е годы на первый план вышли информационно-коммуникационные технологии и институт был преобразован в университет информатики и радиоэлектроники. Сегодня выпускники МРТИ-БГУИР успешно работают в области связи и телекоммуникаций, радиотехники и промышленной электроники, мобильных и спутниковых систем связи, в IT-компаниях и банковской сфере, конструкторских и научно-исследовательских учреждениях. Среди них есть успешные бизнесмены, банкиры, топ-менеджеры крупных компаний и даже чрезвычайные и полномочные послы. С 2000 года университет возглавляет доктор технических наук, профессор, академик Международной академии наук высшей школы, заслуженный работник образования Республики Беларусь Михаил Батура.

— Михаил Павлович, наверное, я не ошибусь, если скажу, что вся ваша жизнь связана с БГУИР. Раскройте, пожалуйста, секрет: как выпускникам технического ВУЗа удается быть успешными в самых различных сферах жизни?

— Мы тут как-то подсчитали и оказалось, что из наших выпускников «получилось» 12 дипломатов высочайшего уровня — чрезвычайных и полномочных послов. Разумеется, послов мы целенаправленно у себя не готовим, но нашему университету присущ системный подход в обучении. Ни одно явление не рассматривается отдельно от реальной жизни. Именно такой подход и дает будущим специалистам самые широкие возможности для самореализации. Мы выпускаем в свет всесторонне развитых людей, подготовленных к любым жизненным испытаниям. К тому же люди с техническим складом ума — вообще особые люди. Если скажу, что мы готовим инженерную элиту Беларуси, уверен, это не будет преувеличением...

— Насколько я знаю, руководство университета поддерживает очень тесные связи с выпускниками, которые, в свою очередь, оказывают своему ВУЗу не только моральную, но и довольно серьезную финансовую поддержку...

— Год назад родился проект «50 идей для университета». Мы посчитали, что такой красивый юбилей — это достояние не только нынешних студентов и преподавателей. Поэтому пригласили в университет самых успешных наших выпускников (откликнулись около 100 человек) и предложили им целый ряд дел, к которым они могли бы присоединиться. А поскольку на встречу приехали очень энергичные и творческие люди, то мы услышали ряд предложений и от них. Конечно, нам благоприятствует то обстоятельство, что многие выпускники МРТИ-БГУИР возглавляют сегодня компании, фирмы и предприятия, которые нуждаются в наших специалистах. Такое вот счастливое для нас совпадение: и выпускники, и руководители, и потребители кадров — в одном лице. Поэтому мы энергично стали присоединять выпускников к развитию университета. Сегодня IT-предприятиями в университете созданы уже 34 учебно-научно-производственные лаборатории. А что такое совместная лаборатория? Это значит, что хоть там все «заточено» под заказчика, но одновременно с этим финансирование лаборатории — это вклад в общую подготовку IT-специалистов для всей страны. Поскольку компания, которая создает лабораторию, берет к себе на работу не всех наших студентов и выпускников, а условия обучения улучшает для всех, как и конкурентоспособность выпускников на IT-рынке.

Между прочим, примерно 75% всех расходов для реализации проекта «50 идей для университета» мы получили в качестве спонсорской помощи от наших выпускников.

— Еще лет 10-15 назад старшеклассники мечтали стать юристами и экономистами, а сегодня на вершине рейтинга у молодежи оказались IT-специальности. Если посмотреть на прошлогодние проходные баллы, легко убедиться: чтобы стать студентом факультета компьютерных систем и сетей, нужно иметь просто блестящие баллы в сертификатах ЦТ. Причем по самым сложным дисциплинам — физике и математике. Планка поднята чрезвычайно высоко...

— Простите, но эту планку установили сами абитуриенты. Например, набор на «бюджет» на специальность «Информатика и технологии программирования» был в прошлом году 50 человек. Совсем не маленькая цифра. А когда все желающие подали свои документы, получилось, что проходной балл — 375 из 400 возможных. Но мне нравится, что планка такая высокая. В общем бюджетный набор в университет составлял 1115 человек, а самый низкий балл, с которым можно было попасть в круг студентов, был 261... Молодых людей не остановило даже повышение стоимости обучения, поэтому многие, не попав на «бюджет», охотно шли на платные места...

— А не существует ли угроза того, что через 5-10 лет ожидания и надежды ваших выпускников не сбудутся: IT-рынок наполнится кадрами и они останутся за бортом. Может, надо получать более универсальное образование?

— В БГУИР готовятся кадры по 35 специальностям технико-технологического профиля. И на всех без исключения специальностях большая доля учебного времени отводится под изучение информационных технологий. Поэтому можно утверждать, что на выходе мы имеем инженера по какому-то конкретному направлению с очень хорошей и надежной подготовкой в области информационных технологий. Если абитуриент хорошо изучил весь перечень специальностей, то он обязательно найдет среди них «свою». И у него будет гарантия, что на момент окончания учебы он без работы не останется. Вообще в XXI веке спрос на кадры в области информационных технологий будет только расти. Сегодня никакая идея не может быть реализована без привлечения информационных технологий. Возьмем, например, ваш сотовый телефон. Вы знаете, сколько информационных технологий в него заложено? И эти технологии постоянно совершенствуются. Уверен, что и у нашего университета, и у наших выпускников впереди прекрасные перспективы.

— БГУИР был первопроходцем во многих вопросах: вы первыми перешли на электронную систему зачисления, перевели все специальности на схему обучения «4 + 2», внедрили преподавание на английском языке, стали набирать студентов на дистанционную форму обучения, открыли филиал в Чикаго... Интересно, а что еще в ваших замыслах?

— Хочу заметить, что открытие в Чикаго филиала кафедры проектирования информационно-компьютерных систем стало возможным также благодаря нашим выпускникам. В частности, Computer System Institute, на базе которого открылся филиал, возглавляет выпускница МРТИ 1970 года Элла Зибицкер. Оценив перспективность тех или иных специальностей для американской экономики, мы остановились на специальности «Проектирование мобильных систем». Согласовали образовательные стандарты, соответствующие требованиям к владельцу диплома о высшем образовании двух стран (США и Беларуси) и открыли аналогичную специальность и у нас. Перераспределив бюджетные места, чтобы осуществить набор на новую специальность. Недостатка в желающих учиться у нас не было — документы подали 63 человека. Поэтому мы без проблем заполнили и бюджетные места, и 45 мест на платной форме обучения.

В нынешнем году собираемся открыть и в американском филиале, и в Минске еще одну новую специальность «Информационные системы и технологии в бизнес-менеджменте». Идея этой специальности возникла совместно с нашими американскими партнерами. Выпускникам будет присваиваться квалификация «Программист. Бизнес-аналитик». Ни в Беларуси, ни в СНГ таких универсальных специалистов для решения задач бизнеса пока не готовили.

В общем, открыв филиал в США, мы получили новый колоссальный опыт. Уверен, что будущее — за дистанционными образовательными технологиями. И хотя БГУИР был первым в Беларуси ВУЗом, где организовали дистанционное обучение, и у нас сейчас уже есть богатый опыт в этом вопросе, но с американскими студентами мы работаем иным образом. Работа организована через специальную автоматизированную систему, в которую загружаем наши учебные материалы на английском языке, разбиваем их на ежедневные занятия. Студенты заходят в нее, изучают материалы, выполняют тесты. У преподавателя и студентов — отдельный вход в систему. Студенты могут общаться между собой и с преподавателем. Система позволяет контролировать, какое количество времени студент посвящает изучению материала, какое количество попыток он сделал при выполнении теста и многое другое. Студенты задают преподавателям вопросы по электронной почте или через Skype. Чтобы белорусские преподаватели всегда были на связи, мы «вооружили» их очень хорошими планшетами. Зачеты и экзамены также принимаются с помощью инфокоммуникационных технологий.

Скоро мы вводим в строй восьмой учебный корпус и уже думаем создать там центр дистанционных образовательных технологий. Но для развития дистанционного обучения нужно, чтобы все преподаватели владели технологиями дистанционной работы. В США обязательное требование к квалификации преподавателя — уметь работать с удаленной аудиторией, а у нас часто дистанционное обучение воспринимают всего лишь как онлайн-лекции...

Владение английским языком — еще одно главное условие продвижения белорусского образования на зарубежные рынки. Поэтому мы будем рады, если к нашему американскому проекту присоединятся преподаватели из других белорусских ВУЗов... К 2015 году мы планируем открыть еще несколько востребованных в США специальностей и довести количество студентов до тысячи человек.

— Михаил Павлович, каким вы видите БГУИР еще через 50 лет?

— Знаете, сегодня трудно заглянуть даже на пять-десять лет вперед. Представьте себе, что вычислительная техника, на которой я работал студентом и аспирантом, представляла собой набор из 10-12 больших шкафов. А в технических требованиях по эксплуатации ЭВМ ЕС-1022 было записано, что ей требуется площадь в 110 квадратных метров. Причем обязательно нужно было еще и обеспечивать охлаждение техники, чтобы она не перегревалась... А сейчас я держу в руках планшет, который и по мощности, и по объему памяти, и по своей скорости на порядок превосходит ЭВМ 1970-х годов. То, что еще 30 лет назад казалось всем фантастикой, сегодня стало реальностью.

А когда я стал ректором в 2000 году, мне «в наследство» достался телефонный аппарат, установленный в служебной машине (такой чемодан с телефонной трубкой). Как я гордился этим чудом техники: едешь в машине и разговариваешь! Прошло совсем немного времени, а нынешние студенты уже, наверное, и не представляют своей жизни без сотового телефона. Причем мобильный телефон — это такой мини-компьютер, который помещается в ладони. Интересно, конечно, пофантазировать, что будет, например, в 2050 году? Полагаю, что во многом наше будущее будет зависеть от креативности выпускников БГУИР. Надеюсь, что им будет чем всех нас удивить и порадовать. XXI век — это их время.

— Спасибо вам, Михаил Павлович, за беседу. И примите наши поздравления с юбилеем!

Надежда Николаева. Газета «Звязда», 20 марта 2014 года.
Оригинал на белорусском языке: zviazda.by/2014/03/35932.html

Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.