Социальный пакет и статус педагога: от морального стимулирования к материальному

Статья из белорусской республиканской газеты «Звязда» в переводе на русский язык.

От чего зависит социальный статус педагога: от уровня его зарплаты, возможности решить жилищный вопрос, уверенности в завтрашнем дне или от первого, второго и третьего вместе? А может, социальный статус — это еще и имидж профессии педагога в обществе? Видеобрифинг, прошедший в Министерстве образования с участием представителей всех регионов, должен был дать ответ на вопрос: что делается для того, чтобы педагогические специальности стали привлекательными для школьных отличников? Какие меры реализуются на местах для того, чтобы молодые специалисты оставались работать в учреждениях образования после отработки по распределению и как поощряются учителя к повышению своей квалификации и качества работы?

Министр образования Сергей Маскевич считает, что сегодня недостаточно внимания уделяется моральному стимулированию педагогических работников. За первое полугодие этого года государственных наград были удостоены 15 работников системы образования. 120 работников получили нагрудный знак «Отличник образования», 207 были награждены почетной грамотой Министерства образования и 523 работника получили грамоты главного образовательного ведомства.

Но, по мнению министра, в системе образования работает намного больше выдающихся личностей, заслуги которых стоит поощрить. Сергей Маскевич считает, что до конца года каждая область должна представить на звание «Заслуженный учитель» еще как минимум по одному кандидату. Между прочим, сейчас в стадии разработки находится вопрос о введении звания «Народный учитель». Это будет еще одна ступенька, на которую сможет подняться педагог.

— Идеи, вызревающие в профессиональном сообществе, профсоюз всегда доводит до сведения и Министерства образования, и других государственных органов управления, — отметил заместитель председателя ЦК Белорусского профсоюза работников образования и науки Роман Дапиро. — Рост надбавок за наличие квалификационных категорий — это то, к чему мы стремились последние три-четыре года. Наше внимание было приковано к большей дифференциации в оплате труда между педагогическими работниками, которые имеют первую, высшую квалификационные категории и категорию «учитель-методист». Для нас это было основной задачей. Возможно, ее решение подтолкнет молодых специалистов посмотреть на школу и вообще на систему образования как на систему своего долгосрочного развития, своей долгосрочной карьеры. Доплата за наличие квалификационной категории теперь будет занимать в зарплатах учителей значительно больший «вес». И это правильно...

Но нам есть еще над чем работать. Два года назад мы по просьбе Министерства образования разработали свои предложения по наполнению социального пакета для педагогов с учетом опыта соседних стран, в который вошли вопросы пенсионного обеспечения, жилищные вопросы, гарантии в сфере образования, компенсации расходов на проезд, скидки на коммунальные услуги, мобильную связь и многие другие меры. Что-то из наших предложений уже понемногу начало внедряться (например, появились социальные тарифы на мобильную связь для педагогов. — Авт.). Что-то еще находится в стадии рассмотрения... Нам кажется очень интересным опыт наших коллег из Казахстана, где педагогам в последние годы выплачивается пособие на оздоровление в размере не меньше должностного оклада. Более того, сейчас в Казахстане решается вопрос об увеличении этой помощи до размера двух должностных окладов.

Ректор Белорусского государственного педагогического университета Александр Жук считает необходимым сделать посещение музеев для педагогов бесплатным, а на билеты в театры практиковать скидки, чтобы педагоги имели возможность для собственного саморазвития и расширения кругозора.

— От того, какой учитель будет работать с подрастающим поколением, от социального самочувствия педагога зависит воспитание профессионалов, а значит, будущее нашей страны, — подчеркивает Александр Жук. — И если мы хотим видеть результат, значит, должны поддерживать профессионалов.

Накануне Дня учителя перед входом в главный педагогический университет страны появится скульптурная композиция «Учительница первая моя», которая, возможно, заставит общество задуматься над ролью учителя в нашей жизни.

— Если говорить о повышении престижа профессии педагога, то это не только финансовая поддержка и материальное стимулирование. О работе педагога родители и социум судят по ее качеству, по уровню достижений его учащихся. А это значит, что педагог должен иметь максимально много времени и возможностей для того, чтобы качественно подготовиться к учебным занятиям. Но, к сожалению, сегодня педагоги вынуждены выполнять много несвойственных им функций, в результате чего мы теряем качество образования — то, на что в первую очередь должен работать педагог, — констатировала первый заместитель начальника Управления образования Миноблисполкома Жанна Воробей.

Речь шла также о том, что сегодня нанимателю в системе образования очень сложно подвести мотивационную базу под то, чтобы молодой специалист остался у него работать. Повышение зарплат, которое произошло с 1 сентября, молодых педагогов затронуло в наименьшей степени. До получения квалификационной категории им еще предстоит «дорасти». Но хватит ли терпения у молодых учителей? Или им проще будет через два года сбежать из образования в другую сферу?

Надежда Николаева. Газета «Звязда», 9 сентября 2014 года.
Оригинал на белорусском языке: zviazda.by/2014/09/52277.html

Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.