Социальный пакет для педагога

Статья из белорусской республиканской газеты «Звязда» в переводе на русский язык.

О необходимости предоставления педагогам социального пакета, без которого очень проблематично рассчитывать и на привлечение в школы педагогов-мужчин, и на привлечение в педагогические ВУЗы хорошо подготовленных выпускников, в последнее время говорилось довольно много.

На последней совместной коллегии Министерства образования и Белорусского профсоюза работников образования и науки председатель Центрального комитета Александр Бойко сообщил, что профсоюз уже направил в Министерство образования свои предложения по наполнению социального пакета. Предложения затрагивают множество направлений, в том числе пенсионное обеспечение педагогов, медицинское обслуживание, санаторно-курортное лечение, коммунальные платежи, льготные условия кредитования строительства жилья, компенсации педагогам их расходов на проезд, гарантии в сфере образования, поощрение высоких профессиональных достижений, скидки при посещении культурно-исторических и физкультурно-спортивных сооружений и даже установление для педагогов льготных тарифов на мобильную связь и доступ в интернет. Не забыли в профсоюзе и, так сказать, о просветительском направлении — удешевление методической, научной и художественной литературы и введение для работников отрасли отдельных тарифов при подписке на периодические издания (на примере издательского дома «Звязда», практикующего для учителей отдельный подписной индекс).

Как отметил Александр Бойко, ситуация с оттоком из области педагогов-мужчин весьма красноречиво свидетельствует о социально-экономической ситуации в системе образования.

– Сегодня мужчины-педагоги составляют лишь 13,4% от общего количества учителей. Стоит ли удивляться, например, что запуск в Солигорске нового калийного комбината уменьшил число мужчин в системе образования Солигорского района только за один 2011/2012 учебный год на 246 человек, или на 44,6%!

Увеличение заработной платы работников отрасли в 2010-2012 годах осуществлялось преимущественно за счет повышения тарифной ставки первого разряда одновременно с повышением оплаты труда всех работников бюджетной сферы. Тарифная ставка первого разряда в течение 2010-2012 годов пересматривалась семь раз: если по состоянию на 1 января 2010 года ее размер составлял 81 тысячу рублей, то с 1 января 2013 года — 240 тысяч рублей. Это значит, что она возросла втрое. Однако сложность ситуации становится очевидной при сравнении реального уровня среднемесячной заработной платы работников образования за декабрь 2010, 2011 и 2012 годов. Эти показатели составили соответственно 427, 237 и 373 доллара США.

По данным Национального статистического комитета, в январе-декабре 2012 года показатель номинальной начисленной заработной платы работников системы образования составил лишь 65,6% от зарплат в промышленности и 74% от общереспубликанского показателя. Он является самым низким среди показателей по отдельным видам экономической деятельности среди работников бюджетной сферы (ниже этот показатель только у работников системы социального обслуживания населения).

Более того, заработная плата ряда категорий работников отрасли оказалась ниже среднего размера пенсии по возрасту (1962,5 тыс. руб.). Это касается воспитателей учреждений дошкольного образования, методистов, педагогов дополнительного образования и других категорий.

– Для исправления этой ситуации мы считаем крайне необходимым введение отраслевого повышающего коэффициента с целью доведения показателя среднемесячной заработной платы работников образования до республиканского показателя и недопущения оттока высококвалифицированных кадров из системы образования в другие отрасли и за пределы страны, прежде всего из крупных городов, — подчеркнул Александр Бойко. — Сегодня в системе образования наблюдается дефицит воспитателей, дефектологов, учителей математики, физики, информатики, иностранных языков и других.

Надежда Николаева. Газета «Звязда», апрель 2013 года.
Оригинал на белорусском языке: zvyazda.minsk.by/ru/issue/article.php?id=109269

Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.