Александр ЖУК: "За списывание на сессии будем жестко наказывать студентов..."

Статья из белорусской республиканской газеты "Звязда" в переводе на русский язык.

Самым решительным образом собираются бороться в главном образовательном ведомстве нашей страны со списыванием студентами на экзаменах. А заочной форме обучения в Министерстве образования планируют вернуть первоначальный смысл. Плюс есть намерение существенно сократить количество студентов, получающих высшее образование заочно.

Как сообщил на коллегии своего ведомства первый заместитель министра образования нашей страны Александр ЖУК, необходимо принимать дополнительные меры по повышению качества подготовки специалистов в вузах, которое не всегда устраивает работодателей.

- Требует совершенствования организация экзаменационного оценивания знаний и навыков студентов. Отдельный вопрос - списывание студентами на экзаменах. С этим надо решительным образом бороться - так, как это делается во всем мире, - подчеркнул Александр Жук. - Списывание во время аттестационных экзаменационных мероприятий нужно рассматривать как грубое нарушение правил внутреннего распорядка или как дисциплинарный проступок, а нарушителя, в соответствии с Кодексом об образовании, нужно привлекать к дисциплинарному наказанию - вплоть до отчисления.

По мнению Александра Жука, в последние годы заочная форма обучения приобрела гипертрофированные масштабы, особенно в частных вузах. Отсутствие хорошо организованного учебного процесса и контроля, в том числе и текущего, автоматически делает заочную форму получения образования менее эффективной, чем дневная. Это подтверждает и последняя информация Департамента контроля качества образования, который занимался изучением уровня подготовки специалистов на заочной форме обучения. Были, в частности, проведены контрольные срезы остаточных знаний у студентов 5-6 курсов наиболее популярных среди молодежи специальностей - "Экономика" и "Правоведение".

Комплексные тестовые задания включали 20 вопросов и были рассчитаны на оценивание минимального уровня знаний по основным предметам. Критерий выполнения теста был на уровне 60 процентов (12 и более правильных ответов). По итогам тестов выяснилось, что положительные оценки смогли получить только 43 процента тестируемых (они дали 12 и более правильных ответов), а на "Правоведении" - всего лишь 20 процентов. Лучшие результаты были получены в тех случаях, когда студенты-заочники имели профильное среднее специальное образование. Например, по специальности "бухучет, анализ и аудит" 75 процентов тестируемых студентов имели профильное среднее специальное образование. Наверное, поэтому и положительный результат на тестировании продемонстрировали до 85 процентов участников (в среднем - 70 процентов). А самые худшие результаты были у студентов-заочников, которые на момент своего поступления были выпускниками школ.

- Полагаю, что эти результаты говорят сами за себя, - добавил Александр Жук. - Считаю, что нужно вернуть первоначальный смысл заочной форме обучения, как обучение без отрыва от производства с целью повышения квалификации или получения новой специальности. Как правило, на заочную форму должны поступать лица, занятые трудовой деятельностью. Во-вторых, должны сохраняться разумные пропорции - число заочников не должна превышать 30-40 процентов от общего числа студентов конкретного вуза.

Мы будем внимательно отслеживать и корректировать цифры приема в вузы, в том числе и в разрезе специальностей. Сегодня нам необходимо дать обществу, абитуриентам и их родителям дополнительные сигналы о наиболее востребованных и перспективных специальностях, связанных с приоритетными направлениями развития экономики (инженерно-технических, технологических, естественно-научных специальностях и специальностях для ИТ-отрасли). Надо активнее участвовать в формировании образовательных запросов наших граждан, аккуратно снижая платную подготовку по невостребованным в нынешних объемах подготовки специальностям.

За пятилетку количество выпускников общеобразовательных школ сократится почти вдвое (со 100 тысяч в 2008 году до 54 тысяч в 2015 году). А, значит, возрастет реальная конкуренция между вузами, ссузами и профессионально-техническими учебными заведениями.

За взятку преподавателю - отчисление из студентов

Еще одна болезненная проблема, на которой заострил внимание Александр Жук, это выполнение антикоррупционного законодательства. Положительным моментом первый заместитель министра образования считает отсутствие серьезных правонарушений во время вступительной кампании, что связано, безусловно, с внедрением системы централизованного тестирования. В то же время в прошлом году в системе образования были выявлены 399 преступлений, что на 200 фактов больше, чем годом ранее. Основной удельный вес в структуре коррупционных преступлений занимают взяточничество (308 фактов) и хищение путем злоупотребления служебными полномочиями (49).

Непосредственно в учреждениях, подчиненных Министерству образования, зарегистрировано 289 преступлений, совершенных 61 работником (в 2009 году - на 48 работников 120 преступлений). В учреждениях, подчиненных местным органам управления образованием, зарегистрировано 46 коррупционных преступлений - на 13 больше.

- К сожалению, по-прежнему имеют место факты поборов со стороны руководителей дошкольных учреждений под различными надуманными причинами, - сообщил Александр Жук. - Да, было возбуждено 5 уголовных дел в отношении заведующей яслей-сада № 7 Минска, которая получала незаконные денежные вознаграждения от родителей за зачисление их детей в дошкольное учреждение. Из 289 преступлений, совершенных в подчиненных нам учреждениях, 276 случаев - это случаи взяток.

Александр Жук рассказал, как в течение нескольких лет в Гомельском государственном дорожно-строительном колледже действовала налаженная одним из преподавателей система сбора денежных средств с учащихся за положительное решение вопросов сдачи экзаменов (установлено 230 (!) случаев). В Гомельском государственном университете имени Ф. Скорины было возбуждено 20 уголовных дел в отношении ассистента кафедры экономической кибернетики, который получал от студентов взятки за сдачу зачетов. Аналогичные случаи имели место и в БНТУ. Фактически главной "зоной риска" стали экзаменационные сессии...

- Я хотел бы напомнить, что каждый руководитель несет персональную ответственность за соблюдение антикоррупционного законодательства, - добавил Александр Жук. - Считаем необходимым уже в ходе предстоящей летней сессии пересмотреть организацию и проведение экзаменов, активнее прибегать к созданию комиссий для принятия у студентов экзаменов, а также проводить экзамены преимущественно в письменной форме. Нужно внести также в установленном порядке предложения для пересмотра законодательства в плане усиления ответственности тех, кто дает взятку. Дело в том, что в ряде случаев в соответствии с действующим законодательством мы не можем применить меры дисциплинарной ответственности к учащимся, которые дают преподавателям взятки, и исключить их из круга студентов.

Лучше работа в школе, чем служба в армии

Отдельно первый заместитель министра образования остановился в своем выступлении на социальном статусе педагогических работников. Принятые в последнее время меры по совершенствованию оплаты труда работников отрасли являются, по мнению Александра Жука, недостаточными. Это касается категорий педагогических работников, которые не имеют ученой степени и ученого звания: старших преподавателей, ассистентов, преподавателей, преподавателей-стажеров. Между тем, количество таких работников составляет 53 процента от профессорско-преподавательского состава - более 12 тысяч человек. Низкими остаются также заработки у педагогических работников дошкольных и внешкольных учреждений образования.

- Мы считаем, что нужно разработать и внести на рассмотрение в правительство комплекс мер по повышению социального статуса педагогов и престижа педагогической профессии. В качестве поощрительной меры может выступать, например, освобождение от службы в армии молодых педагогов при условии отработки ими по профессии до истечения срока призывного возраста, - добавил Александр Жук. - Сегодня 85 процентов педагогов в школах составляют женщины. Это может быть льготная очередь на получение жилья, льготное кредитование его строительства и другие меры социальной поддержки педагогов. Для педагогов, работающих в дошкольных учреждениях, это также снижение продолжительности рабочего времени воспитателя до 25 часов в неделю и увеличение продолжительности их отпусков.

Надежда Николаева, газета "Звязда", 5 февраля 2011 года.

Оригинал на белорусском языке: zvyazda.minsk.by/ru/archive/article.php?id=73935&idate=2011-02-05