Правильное питание ребенка в школе и набор блюд в школьных буфетах

Статья из белорусской республиканской газеты «Звязда» в переводе на русский язык.

По мнению диетологов, современный школьник должен есть не менее четырех раз в день. При этом перерывы между приемами пищи не могут превышать 4 часа. А что мы имеем на самом деле?

— К сожалению, некоторые родители рассуждают примерно так: если, ребенка покормят в школе, значит одной проблемой меньше, и дома можно «расслабиться», — поделилась своими наблюдениями заведующая отделением гигиены детей и подростков Республиканского центра гигиены и эпидемиологии Алла Малахова. — Хочу предупредить, что они глубоко заблуждаются. Горячий завтрак, который получают в школе дети, удовлетворяет их суточную потребность в калориях лишь на 15-20 процентов. Поэтому домашний завтрак является важнейшей составляющей рационального питания школьников. Этот пункт ни в коем случае нельзя исключать. Утром, перед занятиями, для пополнения будущих энергозатрат ребенок должен получить не только кофе или чай, но и обязательно горячую кашу, творожное или яичное блюдо, бутерброд.


Исключение, а не система

Гарантированный бесплатный горячий обед получают в школах только определенные категории детей: из многодетных, малообеспеченных семей, дети, проживающие на загрязненных радионуклидами территориях, ученики сельских школ и некоторые другие. А всем остальным приходится самостоятельно заботиться об обедах.

«Ссобойка», предупреждает Алла Малахова, тоже не вариант. Ее можно рассматривать только как дополнение к полноценному обеду. Можно дать ребенку с собой, например, бутерброд с сыром или с сыровяленой (только не с вареной!) колбасой, печенье, сок в тетрапаках или фрукты. Главное правило: продукты, которые ребенок берет с собой в школу для перекуса, не должны быстро портиться. Например, тот же йогурт не может храниться без холода. И, безусловно, нужно позаботиться о том, чтобы «ссобойка» не лежала рядом с учебниками. И все же замена горячего питания может быть лишь исключением из правила, а не системой.

— Безусловно, если ребенок категорически отказывается питаться в школе, то деньги не стоит выбрасывать на ветер. Но в таком случае администрация должна проследить, питается ли ребенок «ссобойками» или покупает что-то в буфете, поскольку школа также несет ответственность за охрану здоровья детей в стенах учреждения образования. Если есть претензии к школьному питанию, то их надо решать через администрацию школы, — подчеркивает специалист. — Нужно помнить, что школьник младшего возраста не способен при самостоятельном выборе блюд отдавать предпочтение полезным для здоровья продуктам, поэтому лучше сдать деньги на питание классному руководителю. Только в этом случае родители могут быть уверены, что ребенок получил полноценный обед, а не купил на эти деньги сладости. Преимущество школьных обедов — это их диетический характер: отсутствие комбижиров, изделий, приготовленных во фритюре, пряностей, уксуса и продуктов с его использованием, а также жирных сортов мяса. В питании школьников используются только бережные методы обработки продуктов — тушение, варка, приготовление на пару. В свою очередь, запрещено использование бесполезных для здоровья закусочных и рыбных консервов.


Пример для ребенка

Заведующая лабораторией проблем здоровья детей и подростков РНПЦ «Мать и дитя» Маргарита Девялтовская подчеркивает, что за последние десять лет количество подростков с избыточным весом тела и ожирением увеличилось вдвое, а количество детей с сахарным диабетом второго типа — в 1,5 раза:

— Причина такого положения дел в несбалансированном — как по составу, так и по калорийности — питании. Как нужно питаться, ребенок видит в своей семье: пищевые привычки формируются в возрасте от 6 до 12 лет. И здесь имеет значение все: и психологическая атмосфера, когда ребенок садится за стол вместе с родителями, и ассортимент предлагаемых ему продуктов и блюд, и сервировка стола. Очень важно, чтобы и ребенок привлекался к приготовлению пищи и сервировки стола, чтобы он умел самостоятельно выбирать в магазине полезные продукты. Одним словом, у детей в семье должен быть пример здорового питания.


Ни чипсов, ни газировки

— По моему мнению, в отличие от младших школьников, старшеклассникам лучше предоставить возможность выбора, потому что «обязаловка» только вызовет у них протест. Они могут брать в школе разукомплектованные обеды или заказывать отдельные блюда, — говорит Алла Малахова. — Дополнительно можно воспользоваться и школьным буфетом, за ассортиментом которого также следят санитарные врачи.

Впервые ассортиментный перечень школьных буфетов был введен в Беларуси в 2004 году, поскольку на тот момент «буфеты превратились в помойку, где реализовывались самые вредные, но очень любимые детьми продукты». И с тех пор перечень постоянно пересматривается, поскольку предприятия торговли постоянно ищут лазейки. Например, при запрете на продажу цветных газированных напитков тут же переориентировались и продавали через буфеты бесцветные сладкие газированные напитки. Теперь под запретом находятся и первые, и вторые, и вообще напитки промышленного производства, а продавать в буфетах можно только напитки собственного приготовления.

Последний раз требования к ассортименту буфетов были пересмотрены этим летом.

— Нам пришлось ограничить присутствие в буфете мучных изделий, которыми особенно увлекаются наши дети. Если школьников не ограничивать, то они ежедневно будут питаться только смаженками, пиццей и сосисками в тесте, — пояснила Алла Малахова. — Пиццу, смаженки и сосиски в тесте разрешается продавать в буфетах теперь не чаще, чем два раза в неделю. К тому же с нового учебного года все школьные буфеты должны иметь условия для подогрева кулинарных изделий. В качестве общеукрепляющего продукта в ассортимент буфетов введен гематоген, но и он может появляться в буфете не чаще двух раз за учебную неделю.

Примерный перечень ассортиментной продукции, разрешенной к реализации в школьных буфетах, включает свежие фрукты и овощи, салаты из свежих овощей со свежей зеленью, салаты из морепродуктов, творожные изделия (сырки, пудинги) в промышленной порционной упаковке, сыры, сухие завтраки типа мюсли в виде батончиков. Из кондитерских изделий к продаже допускаются мармелад, зефир, вафли; из сладостей — желе, орехи, сухофрукты, козинаки; из напитков — соки и нектары, напитки из клюквы, шиповника и другие полезные витаминизированные напитки. Понятно, что чипсов в школьных буфетах быть не должно. А вот шоколад не запрещается, но предпочтение должно отдаваться мелкой его расфасовке.

Надежда Николаева.


Будь в курсе!

Дети, в рационе которых наблюдается дефицит животных жиров, имеют проблемы с иммунной системой, плохо переносят холод и часто болеют.


Справка «Звязды»

По информации Министерства образования, в 2013/2014 учебном году охват по стране учащихся горячим питанием превысил 90 процентов. Для его организации использовались такие формы обслуживания, как предварительный заказ блюд по меню завтрашнего дня (1930 учреждений, или 61% от общего количества), по принципу шведского стола (526 учреждений, или 16,6%). В 514 учреждениях общего среднего образования (16,2%) работали школьные буфеты и в 155 (5%) — школьные бары.

Для модернизации процесса организации питания в дошкольных учреждениях внедряются компьютерные программы «Питание» для составления ежедневного меню, меню-требования и анализа выполнения натуральных норм.

Газета «Звязда», 28 августа 2014 года.
Оригинал на белорусском языке: zviazda.by/2014/08/50933.html

Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.