Школьники в Минске учатся создавать и программировать роботов в «Школе робототехники»

Статья из белорусской республиканской газеты «Звязда» в переводе на русский язык.

Чем только ни занимаются школьники в свободное от занятий время! Спортивные и танцевальные секции, рисование, музыка, другие разного рода кружки. А с недавнего времени стало возможным заниматься еще и... робототехникой! Да-да, начиная с младших классов, ученики столичных школ могут научиться конструировать собственных маленьких роботов и задавать для них программу.


Реальность в виртуальности

«Школа робототехники» — это коммерческий проект трех друзей-программистов. Игорь Белевич, директор школы, стал задумываться над тем, чему необходимо научиться его сыну сегодня, чтобы это пригодилось в будущем. Думал-думал и придумал: теперь программисты, что называется, «на коне», а в будущем востребованными будут специалисты, которые с помощью программ и машин-роботов облегчат жизнь обычному человеку.

— Робототехника — это наука, которая находится на невидимой границе между виртуальным миром, куда с «головой ушли» наши дети, и реальностью, где действуют законы физики, — рассказывает Игорь. — Именно эта наука позволяет побывать и в виртуальности, где требуется владеть и пользоваться различными формами информации и многими программами, и в то же время она требует понимания мира вокруг нас.

Федор Кищенко, заместитель директора школы и ее же преподаватель, добавляет, что занятия в таких кружках помогают детям с младшего школьного возраста сделать первый шаг в программировании, так как основная часть работы — это не только сконструировать самого робота, но и задать ему программу действий.

Пока в Минске есть три филиала, закрепленных за минскими школами в микрорайонах «Сухарево» и «Юго-Запад», а также у станции метро «Каменная Горка».

— Планируем открыть несколько классов вблизи станций метро, — делится планами Федор Кищенко. — Недавно появилось еще одно отделение, но уже не в столице, а в Новополоцке.


Программист за... четыре занятия

На занятиях формируются две возрастные группы: с 1-го по 4-й класс и с 5-го по 9-й. По словам Федора, примерно 20 процентов учеников — девочки. В прошлом учебном году учеников набирали только со второго класса, а теперь решили попробовать и с первоклассниками.

Я попала на занятия младшей группы. Сначала школьники самостоятельно собирали машины из деталей конструктора «Лего», у которого, кстати, есть серия, специально разработанная для создания роботов. В таком конструкторе, кроме самих деталей, есть разного рода датчики (света, цвета, движения и др.). И, самое главное, — там есть специальные микрокомпьютеры, которые обрабатывают полученную информацию и управляют «поведением» робота. Робота можно сделать по стандартным образцам фирмы, а можно разработать при помощи упрощенного 3D-редактора, а затем уже собрать из деталей уникальную модель.

Чтобы задать роботу серию действий, дети подключали его к компьютеру, где установлена предназначенная для этого программа, и при помощи графических символов выбирали, что ему нужно сделать. А потом на специальной площадке проверяли, насколько машина «послушна». Если она делает все так, как захотел ее создатель, значит, программа задана правильно.

Витя Кислый учится в 5-м классе, о школе узнал после того, как ее преподаватели показали детям презентацию о возможностях робототехники.

— Я прихожу на занятия два раза в неделю. Где-то на четвертом уроке уже мог запрограммировать робота. Раньше о том, чтобы стать в будущем программистом, не задумывался, но сейчас меня это действительно интересует.


Робототехники развлекаются. Пока?

Из интересных проектов Федор называет прототип робота-автомобиля, который ограничивает скорость ночью.

— Значительная часть аварий происходит именно в это время, — отмечает Федор, — несмотря на то, что ночью количество машин на дорогах в 10 раз меньше. И вот с детьми мы пытались решить эту проблему таким образом: когда света становится меньше, автомобиль автоматически снижает скорость.

Как признается Федор, пока что по-настоящему серьезных роботов не создавали: все-таки дети и года в школе не проучились.

— Но иногда балуемся — играем в «роботосумо», когда одна машина старается вытолкнуть другую с «ринга», — рассказывает преподаватель школы.

В Москве проводятся международные соревнования по робототехнике. Пока от Беларуси участников не было.

— Но к концу года мы рассчитываем подготовить команду из наших учеников — и тоже показать себя на международной арене, — делится планами Федор. Это главная цель на год.

Что интересно, американские эксперты спрогнозировали, что ближе к 2020 году робототехника будет одним из приоритетных направлений технических наук, поэтому уже с начала 2000-х в американских школах дети знакомятся с азами робототехники, а в соседней России школьники занимаются ею с 2007 года.

Надежда ЮШКЕВИЧ. Газета «Звязда», 13 марта 2014 года.
Оригинал на белорусском языке: zviazda.by/2014/03/35190.html

Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.