Напоминание абитуриентам, как вести себя и решать задания на ЦТ по математике

Статья из белорусской республиканской газеты «Звязда» в переводе на русский язык.

В минувшие выходные в Беларуси стартовало централизованное тестирование

В субботу абитуриенты писали тест по белорусскому языку, а в воскресенье сдавали русский язык. Между прочим, экзамен по русскому языку — самый массовый в этой экзаменационной кампании: на него зарегистрировались почти 79 тысяч человек, но 3,8% из них не явились на испытание. Тест по белорусскому языку «прогуляли» 964 человека. Таким образом, «потери» после двух экзаменов составляют почти 4 тысячи человек. Вряд ли многие из «прогульщиков» смогут подтвердить право сдать недостающее ЦТ в резервный день, поэтому претендентов на студенческий билет уже существенно поубавилось. К тому же 10 человек, которые сдавали тест по русскому языку, были удалены из экзаменационных аудиторий за различные нарушения правил ЦТ.

В связи с этим организаторы ЦТ еще раз напоминают, что есть несколько правил, при нарушении которых рассчитывать на милость экзаменаторов не приходится. Так, под строгим запретом в экзаменационных аудиториях находятся мобильные телефоны и вообще любые предметы, кроме пропуска, документа, удостоверяющего личность абитуриента, и черной ручки. Калькулятором разрешается пользоваться только на тестировании по физике и химии, причем калькулятор должен быть с самыми простыми вычислительными функциями. Он не может быть средством хранения, приема и передачи информации. Отображение графической информации в калькуляторе также не допускается.

Абитуриентам запрещается меняться местами, использовать чужую помощь при выполнении тестовых заданий, общаться с другими участниками ЦТ. Абитуриент, который нарушил установленные требования, отстраняется от участия в ЦТ. Его бланк ответов погашается, а в пропуске делается пометка «Удален за нарушения».

Проносить с собой воду в экзаменационные аудитории организаторы не разрешают, так как абитуриенты могут ее разлить и испортить не только свои, но и чужие экзаменационные материалы. Но вода в аудиториях всегда есть — ее нужно искать на отдельном столике.

При получении экзаменационных материалов абитуриент обязан убедиться в соответствии номера варианта бланка ответов номеру варианта педагогического теста. Абитуриент несет ответственность за сохранность экзаменационных материалов с момента их получения до момента передачи организаторам тестирования. Использование экзаменационных материалов для рабочих записей не допускается. Для черновых записей организаторы должны предоставлять бумагу в достаточном количестве.

Процедура апелляции на централизованном тестировании не предусмотрена, однако абитуриент имеет право в процессе тестирования заявить организаторам, что какое-то задание, по его мнению, составлено некорректно, в нем есть ошибка или не приведены правильные ответы. Все претензии заносятся в протокол с указанием номера варианта педагогического теста, номера задания и содержания замечания. Вопросы абитуриентов по содержанию педагогических тестов в экзаменационной аудитории не рассматриваются.

20 июня в стране пройдет один из самых ответственных тестов — по математике. В прошлом году после сдачи математики за бортом оказались 32,7% участников экзамена, которые не смогли заявить свои сертификаты в приемные комиссии ВУЗов. Зато именно на математике было зарегистрировано рекордное количество 100-балльных результатов: максимум набрали аж 146 человек!

Математика по праву считается одним из наиболее сложных школьных предметов. И алгебра, и геометрия — науки, где обучение построено по точному алгоритму «от простого к сложному». При этом каждая следующая тема является прямым или косвенным продолжением предыдущей. Пробелы в знаниях становятся основной причиной восприятия тестов централизованного тестирования как «слишком сложных», когда решение простейших уравнений кажется непреодолимой проблемой, а страх перед каждым следующим заданием растет в геометрической прогрессии.

Абитуриент, выбравший математику в качестве вступительного экзамена, должен владеть рациональными вычислительными приемами, знать много формул (или при необходимости уметь вывести нужную формулу) и уметь применять их во время решения уравнений, примеров, задач — как части A, где нужно выбрать правильный ответ из предложенных вариантов, так и части B, где ответ нужно найти самостоятельно. Алгоритм решения задачи должен возникать уже в процессе чтения условия. Первые задания вообще можно решать устно...

Особенность тестирования в том, чтобы выбрать рациональный путь решения. Поэтому, если кто-то утверждает, что решение заняло у него несколько страниц, то значит, абитуриент выбрал не самый короткий путь. Некоторые вообще даже не хотят думать, а просто пытаются угадать правильные ответы. Но организаторы ЦТ советуют не надеяться на «угадайку» — так можно вообще остаться без баллов. Лучше искать в тесте «свои» задачи, с которыми абитуриенту по силам справиться.

Часто абитуриенты несерьезно подходят к задаче: не вникая в суть условия, сразу приступают к ее решению. Вид задачи может показаться знакомым, но нужно убедиться в том, что это именно та задача, которую вы решали раньше. Условия ее могут отличаться всего одним-двумя словами, но, если этого не заметить, в результате получится ошибочное решение.

Одна из самых распространенных ошибок — это восприятие размеров задачи: абитуриентам кажется, что чем больше по объему задача, тем сложнее она решается. На практике в большинстве случаев это не так. Чем более объемное условие задачи, тем больше она содержит исходных данных, подставив которые в нужные формулы, абитуриент получает ответ. Главное — уметь правильно записать краткое условие задачи и выбрать необходимые формулы, в то время как в задачах с небольшим количеством данных всю необходимую информацию для поиска правильного варианта приходится находить самостоятельно.

Если абитуриент испытывает трудности при решении задач по физике или математике, то одним из действенных способов является повторение наизусть условия задачи. Потому что довольно часто указание на правильный алгоритм решения содержится в самом условии задачи, и концентрация внимания на нем помогает этот алгоритм распознать.

А вообще залог успеха на ЦТ — это правильная самоорганизация. Стресс и дополнительное напряжение испытывают все без исключения участники тестирования. Но светофор горит одинаково для всех, и надо успеть перейти дорогу на «зеленый» свет вместе со всеми...

Надежда Николаева. Газета «Звязда», 17 июня 2014 года.
Оригинал на белорусском языке: zviazda.by/2014/06/43308.html

Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.